Система поддержки талантливых детей — Средняя школа № 8 г. Биробиджана

Система поддержки талантливых детей

Автор: Дворянчикова Н.А., учитель истории и обществознания

В национальной инициативе «Наша новая школа» направление «Система поддержки талантливых детей» определяется как ключевое в развитии общего образования. Одной из приоритетных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие талантливых детей, реализацию их потенциальных возможностей.

Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.

В рамках этого направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений учащихся.

Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». «Одаренный ребенок» — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Психолог Б.М.Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.

Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.

Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности).

Отсюда вытекают необходимые условия работы с одаренными детьми:

l сохранение индивидуальности;

l поддержка собственной познавательной потребности;

l знание психологических особенностей «одаренных».

Программа «Одаренные дети» реализуется в двух направлениях.

  • Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся в рамках концепции школы (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).
  • Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.

Организации работы с одаренными детьми имеет следующее содержание:

  1. Психолого-педагогический анализ развития учащихся школы
  2. 2.  Выявление одаренных и талантливых детей

l анализ особых успехов и достижений ученика;

l создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

l диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов

  1. 3.  Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:

l внедрение элементов и систем развивающего обучения;

l дифференцированная и индивидуальная работа с одаренными детьми;

l внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

l создание для ученика ситуации успеха и уверенности;

l индивидуальная работа с одаренными детьми через систему факультативов и индивидуальных занятий;

l реализация программ раннего обучения иностранному языку;

l создание разноуровневых классов в старшем звене (10 – 11 кл.);

l организация научно-исследовательской деятельности;

l организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

  1. Организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми:

l создание условий в школьной системе воспитания для социальной адаптации одаренных детей (Совет класса, творческие дни, внеклассная работа и т.д.);

l психолого-педагогическая поддержка одаренных детей;

l создание системы стимулирования и поощрения учащихся:

l отмечать наиболее интересные работы участников конкурсов, олимпиад, фестивалей (грамоты, премии, награды);

l организация туристических поездок для расширения кругозора одаренных детей;

l активизация разносторонней работы с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции, творческие коллективы);

l ведение «Дневников успеха» (для фиксирования достижений учащихся).

  1. 5.  Работа с родителями одаренных детей

l Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка.

l Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей.

l Поддержка и поощрение родителей одаренных детей.

В школе должно сформироваться стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого в учебные планы включаются программы факультативных кружков по углубленному изучению предметов и соответственно, увеличивается из года в год % вовлеченности детей в работу факультативов. Они дают возможность учащимся опробовать себя в различных сферах деятельности, служат наиболее полному раскрытию потенциальных возможностей каждого ученика.

Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные декады. (Неделя науки, Неделя Экологии и т.д.). В ходе предметных декад учащиеся каждого класса принимают участие в различных творческих конкурсах, турнирах, олимпиадах, тематических праздниках.

Одной из приоритетных форм развития детской одаренности является участие в исследовательской деятельности, которая обеспечивает более высокий уровень системности знания.

Научно-практические конференции стали так же приоритетной формой реализации возможностей детей и педагогов, цель которых — развитие и поддержка детей, способных к научно-исследовательской деятельности, углублению знаний и профессиональной ориентации.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

l взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и поддержки;

l учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения;

l учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

В рамках программы «Одаренные дети» предлагается выявлять и развивать природные задатки детей на всех ступенях их воспитания, обеспечивать детям условия, способствующие максимальному раскрытию их потенциала возможностей.

 

Считаю, что поиск, сопровождение и поддержка одаренных школьников в ЕАО должно   быть реализовано по следующим направлениям: работа с интеллектуально одаренными школьниками; с социально одаренными школьниками; со спортивно одаренными школьниками; с художественно одаренными школьниками.

Поиск интеллектуально одаренных учащихся в МОУ СОШ № 8 осуществляется посредством предоставления возможности всем детям участвовать в областных конкурсных мероприятиях (олимпиадах, научно-практических конференциях учащихся, дебатах и др.).

 

 Исследовательские или проектные работы, выполненные учениками и отмеченные на муниципальном, областном, всероссийском уровнях

Учащиеся школы активно участвую во всех конкурсах в том числе и всероссийских по истории, обществознанию,экономике.

В работе с талантливыми детьми использую олимпиады различного уровня .

 

Характер заданий олимпиады

 

Олимпиады являются предметными, о чем конкретно говорят названные выше нормативные документы:

— «Олимпиада проводится по общеобразовательным предметам…» ( из «Положения о всероссийской олимпиаде школьников» (п. 6);

— «Этапы олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования…» (там же, п.7).

Отмечается важнейшее требование к олимпиадам, последовательное выполнение которого приводит к сохранению различия олимпиады от контрольной работы: в п. 20 «Порядка проведения олимпиад школьников», когда речь идет об условиях формирования перечня олимпиад, говорится о творческом характере олимпиадных заданий и других видов испытаний.

Ориентирами для составления заданий олимпиады, таким образом, являются:

— отражение нормативных требований к уровню подготовленности учащихся по предмету;

— отражение творческого характера соревнований;

— отражение общей культуры участников, их эрудированности.

При этом целесообразно обратить внимание на особенность, присущую курсу истории. Как и любая школьная учебная дисциплина, этот курс имеет две составные части, находящиеся в органическом единстве: собственно предметную часть, которая необходима при обучении этому предмету и общекультурную, выходящую за рамки решения учебных задач в чистом виде, являющейся составной частью культуры человека, уровня его развития как личности.

Для истории из-за специфики этого предмета характерен приоритет этой общекультурной части. Поэтому олимпиадные задания по предмету содержат то, что принято называть заданиями на общую культуру, проверку начитанности, эрудиции.

 

 

 Историческое образование в школе и предметная олимпиада

 

Как уже отмечалось выше в основе олимпиадных заданий лежат действующие нормативные документы, определяющие историческое образование в современной российской школе. При важно учитывать изменения, происходящие в современном школьном историческом образовании, процессы, которые связаны с разработкой учебного стандарта нового поколения. По словам В.В. Путина: «Суть же новых стандартов в том, что они должны поставить во главу угла не предметный, а общий личностный результат работы с учеником, со студентом».

Основные подходы  проведению олимпиады:

сочетание разнообразных целей:

— стимулирование  интереса  учащихся к изучению предмета;

— выявление школьников, проявляющих интерес и особые способности к изучению истории;

— анализ уровня подготовленности, широты социально-гуманитарного кругозора и мышления этих учащихся;

— накопление научно-методического опыта по развитию исторического образования, в том числе по переходу к профильному обучению в старших классах;

— содействие обмену опытом учебной работы по истории между педагогами;

— подготовка аналитических материалов по результатам олимпиады для учителей и методической службы.

Особо выделим цель – отбор учащихся-победителей для создания ими портфолио успешности ученика и, в конечном счете, формирования льготных условий поступления в профильные вузы (на факультеты);

2) формирование вертикали олимпиад: школьных – муниципальных – региональных – заключительного этапа Всероссийских с дифференциацией уровней заданий при сохранении общей логики и принципов состязаний;

3) поиск органического единства отражения в олимпиадных заданиях нормативных требований изучаемого школьного предмета и творческого характера олимпиады;

4) использование олимпиад для оценки успешности усвоения учащимися курса истории. Результаты олимпиад, содержание заданий, их типы, характер требований, предъявляемых в ходе состязаний, отслеживаются педагогами, методистами, нередко родителями учащихся, становятся объектами изучения самими школьниками. Поэтому олимпиады все в большей степени играют роль информационного канала, через который, кроме прочего, осуществляется предъявление вузами своих критериев подготовленности абитуриента к получению высшего профессионального образования.

Опыт проведения совместных олимпиад по истории вузами и институтами повышения квалификации работников образования, центрами дополнительного образования показал перспективность подхода, в котором применяется совместное составление заданий специалистами по содержанию научных дисциплин, отраженных в школьном предмете и методистами, учителями, знающими дидактические и психологические аспекты изучение этого предмета школьниками.

На школьном, муниципальном и региональным этапах олимпиады по истории большое значение имеет отражение исторического краеведческого материала как регионального компонента школьного курса истории.

 

 Отражение регионального компонента школьного курса истории в заданиях олимпиады

 

Под региональным, краеведческим компонентом школьного курса истории понимается педагогически отобранный исторический материал в контексте базового содержания предмета, раскрывающий типичное и особенное в исторической ретроспективе конкретного региона.

Основные структурные единицы регионального компонента истории составляют:

— конкретные факты локального развития региона в ретроспективе, используемые в качестве примеров при изучении основного содержания федеральных курсов, а также в качестве объектов применения теоретических знаний, полученных в ходе их изучения;

— общие процессы, закономерности развития российского общества и региона, проявление региональных особенностей в данном социуме при рассмотрении общих тенденций истории России;

— дополнительные вопросы и темы, вводимые в содержание курса, отражающие уникальность данного региона.

 

 Принципы формирования олимпиадных заданий

Опираясь на положения, характеризующие олимпиаду по истории, предлагаются следующие принципы формирования олимпиадных заданий на школьном и муниципальном уровне:

1.Учет возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий с ее нарастанием по мере увеличения возраста соревнующихся.

2. Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста учащихся и этапов олимпиады. Конкретные число заданий и время на их выполнение определяет муниципальная и региональная предметно-методическая комиссии в зависимости от сложившейся традиции проведения олимпиад, организационных возможностей и санитарных норм.

3. Ориентация в содержании заданий на историю России, что не исключает возможности обращения к отечественной истории в контексте истории зарубежной и рассмотрения тем всемирной истории. При проведении олимпиады в 5 классе задания выстраиваются на основе истории Древнего мира. Значительна роль заданий по зарубежной истории должна быть и в 6 классе, в котором ко времени школьного этапа олимпиады история Отечества только начинает изучаться.

4. Отражения в заданиях различных периодов истории, изученных ко времени проведения этапа олимпиады школьниками с возможным в условиях соревнований обращения к максимально большому количеству этих периодов.

5. Опора при составлении заданий на многофакторный подход в изучении истории (факторы: географический; природно-климатический; геополитический; этнанациональный; религиозный; личностный; социальной организации и др.).

6. Проверка соответствия готовности участников олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.

7. По-возможности сочетание заданий письменных (от краткого ответа до развернутого текста) и устного собеседования жюри с участниками олимпиады, что позволяет проверить разные стороны подготовленности школьников.

8. Введение заданий на выбор участниками (например, при выборе из списка заданий творческого характера для краткого рассказа) с сохранением как основы инвариантных заданий.

9. Преставление заданий через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, карта, иллюстративный ряд и др.).

10. Для учащихся старших классов обращение в заданиях к элементам историографии и источниковедения.

11. Создание дифференцированной шкалы оценивания, позволяющей оценить различные нюансы ответа участников соревнований.

12. Принятие как правильных ответов, данных не по эталону, но верных, или ответов, сформулированных на высоком для школьников уровне в результате иного понимания задания.

13. Опора в части заданиях на межпредметные

 

Выделение центральных тем олимпиады

Традиционно одной из центральных тем олимпиады является история Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В центре внимания олимпиады должны быть темы «Победы России», которые относятся не только к ратным подвигам Россиян  но и победы в области литературы и искусства, науки и спорта, победы в экономике и дипломатии, победы духа россиян).

 

«9-11 классы. Второй тур. Часть первая.

А.С. Пушкин писал: «Историей своей гордиться не только можно, но и должно».  Наша Россия в своем историческом прошлом имеет много ярких, незабываемых страниц, которые повествуют о победах в различных сферах жизни: победы военные, в области дипломатии, победы экономические и политические, победы духа россиян, победы в области литературы, искусства, науки, спорта…

Представьте себе, что создается музей «Победы России». Вам необходимо составить экспозицию одного из ее залов.

Пофантазируйте! Подготовьте этот мини-проект в течение сравнительно небольшого времени (полтора астрономических часа). Для этого:

1) ответьте на вопрос: что вы понимаете под словами «Победа России»?;

2) обозначьте тему экспозиции зала (дайте хронологические рамки событий и явлений, о которых пойдет речь; назовите аспекты истории страны, которые найдут отражение в экспозиции;  сформулируйте название экспозиции);

3) определите цель, которую вы преследуете, предлагая посетителям данную тему. Какие чувства, размышления вы хотите вызвать у них?;

4) перечислите экспонаты зала:

— назовите их;

— опишите каждый из них; покажите, как они работают на раскрытие темы экспозиции;

— раскройте взаимосвязь экспонатов;

5) за короткое время вы не сможете рассказать более чем об одном зале нашего музея, а какие еще залы вы бы хотели в нем открыть? Дайте их названия так, чтобы было понятно, о чем идет речь.

Критериями оценки вашего задания, которыми будет руководствоваться жюри, являются:

l Осмысленность понимания того, что является победой России.

l Личностный характер выполнения задания, раскрытия собственной точки зрения в нем.

l Историческая точность и грамотность в выборе и названии темы экспозиции.

l Точность формулирования цели экспозиции.

l Соответствие подбора экспонатов теме экспозиции и ее цели.

l Научность в использовании исторических терминов и фактов истории при описании экспонатов.

l Общая композиция зала.

l Качество предложенных дополнительных тем (названия дополнительных залов музея)».

 

Одной из центральных тем олимпиады является обращение к государственной символике России.

Формирование соответствующих заданий на различных этапах олимпиады школьников по истории целесообразно по следующим содержательным направлениям:

— сущность официальных символов государства;

— герб, гимн и флаг России как символы исторической связи многих поколений ее жителей;

— Государственный герб России и гербы субъектов Российской Федерации через правила геральдики;

— изучение истории герба, флага, гимна России на разных этапах развития государства;

— рассмотрение сущности символики, отраженной в них;

— изучение символики субъекта Российской Федерации, в котором работает образовательное учреждение;

— показ правил формирования государственной символики;

— раскрытие порядка поведения граждан России по отношению к ее государственной символике;

— произведения литературы и изобразительного искусства о государственной символике России;

— неофициальные символы России: географические и природные; символы политической власти; духовные символы Отечества; символы отечественной культуры и науки.

Названное выше содержание может быть реализовано через, например, такие типы заданий:

— анализ сущностных элементов государственной символики через текст и изображение;

— сравнительная характеристика: современной государственной символики России и ее символики на предыдущих этапах развития российской государственности; государственной символики России и государственной символики других государств мира;

— выявление отражения в государственных символах истории государства, его структуры, целей и принципов, национальных традиций, особенностей хозяйства и природы страны, ментальности народа;

— работа с терминологией (составление понятийных рядов, заполнение пропусков и т.д.), отражающей государственные символы;

— изучение государственной символики как отражения вспомогательных исторических дисциплин;

— написание сочинения-эссе, отражающего личностного восприятие учащимися государственной символики, ее роли и значения в жизни страны и граждан;

— разгадывание специального кроссворда, отражающего терминологию и историю государственной символики;

— возможность организации отдельной части тура олимпиады, сосредотачивающей комплекс заданий по государственной символике.

 

О сочинениях-эссе в заданиях олимпиады.

В практике российской школы складывается такое представление о сущности учебного сочинения-эссе:

во-первых, речь идет о работе, которая определена конкретной темой или вопросом. Т.е. при написании сочинения-эссе непродуктивно давать учащимся вопрос, охватывающий широкий круг проблем;

во-вторых, сочинение-эссе требует личностного восприятия проблемы и ее осмысления. Эссе – жанр субъективный и тем особенно ценный, через эту работу может увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру, и, конечно, определить уровень его исторической подготовки;

в-третьих, сочинение-эссе характеризуется небольшим объемом;

в-четвертых, важной особенностью сочинения-эссе является свободная композиция. Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок;

в-пятых, сочинение-эссе характеризует непринужденность повествования;

в-шестых, отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Таким образом, эссе характеризует парадоксальность;

в-седьмых, при всей парадоксальности сочинения-эссе его непременной характеристикой является внутреннее смысловое единство, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренняя гармония аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора;

в-восьмых, эссе остается принципиально незавершенным – автор не претендует на исчерпывающее раскрытие темы, на полный, законченный анализ. Это – такая черта эссе как открытость.

Для организации работы учащихся по написанию сочинений-эссе целесообразно обратить внимание на наиболее распространенные их классификации:

—  с точки зрения содержания эссе бывают философскими, литературно-критическими, историческими, художественными, художественно-публицистическими, духовно-религиозными и др.;

— с позиций композиционных особенностей они делятся на: описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др.;

— по степени представления личностной позиции автора проводится деление на личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Принципиальным является проблема критериев оценивания сочинения-эссе, подготовленного школьником.

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

2) раскрытие проблемы на теоретическом уровне, с корректным использованием исторических понятий в контексте ответа;

3) аргументация своей позиции с опорой на факты истории, концепции исторического развития и т.д.

Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что при выборе темы важно ответить себе на целый ряд вопросов:

— интересна ли эта тема для меня?

— понимаю ли я смысл темы?

— обладаю ли я знаниями и умениями для того, чтобы ее раскрыть?

— если нет, то, что необходимо сделать для решения вопроса в положительном  смысле?

— как я отношусь к высказанному в теме (согласен, не согласен, частично согласен)?

Важно настроить учащегося на то, что при раскрытии темы целесообразно обратиться к различным точкам зрения на проблему или различным подходам к ее решению, показать многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.

В завершении приведем краткую памятку по критериям оценивания сочинения-эссе (она в адаптированном виде может быть использована в школе), которая была выработана центральной предметно-методической комиссией всероссийских олимпиад школьников по истории.

 

Критерии оценивания сочинения-эссе

 

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА

1. Знание исторических фактов.

2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).

3. Аргументированность суждений и выводов.

4. Знание историографии проблемы, мнений историков.

5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

6. Оригинальность решения проблемы, аргументации.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

1. Умение в краткой форме представить главные положения работы, ее цели.

2. Ответы на вопросы (аргументация, доказательность, точность).

3. Включение в устное выступление дополнительных аспектов темы.

РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ

1. Самостоятельность суждений.

2. Корректность и доказательность оценки рецензируемой работы.

3. Точность вопросов, связь с главной темой.

 

 

Приложение

Внутришкольная олимпиада по обществознанию в 9 классе.

 

Вариант 1.

Часть «А»

А 1. Какое понятие используется для обозначения единичного представителя человеческого рода, носителя социальных и психических черт?                                                                                                                                  а) человек; б) индивид;   в) личность; г) гражданин.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               А 2. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на деятельность людей? а) ликвидация последствий стихийного бедствия; б) загрязнение рек промышленными отходами; в) высадка на пустыре деревьев и кустарников; г) административное ограничение охоты на оленей.

А 3. Приобретение тем или иным явлением или процессом общепланетарного характера называется:                                                                                                                                                                                 а) исторический процесс; б) глобализация;   в) интеграция.
А 4. Главой государства N является наследственный правитель. Он издаёт законы, руководит деятельностью правительства, участвует в деятельности судебных органов. Какова форма правления страны N? а) конституционная монархия; б) парламентская республика; в) президентская республика; г) абсолютная монархия.

А 5. Выберите правильное утверждение.                                                                                                                                                                                           Согласно теории естественного права, права и свободы человека:
а) дарованы ему государством; б)присущи ему от рождения;
в) приобретаются при достижении им совершеннолетия.                                                                                                                                                                                 А 6. Завершите определение.
Конституция— это…
а) основной закон государства, имеющий наивысшую юридическую силу;
б) закон, принятый парламентом;
в) документ, провозглашающий права и свободы человека.                                                                                                                                                                                        А 7. Согласно Конституции, высшей ценностью в РФ является:
а) экономическая сфера;
б) государство;
в) человек, его права и свободы.
А 8. Гражданин приобрёл для домашнего пользования стиральную машину. Сервисная служба магазина доставила и подключила машину, а также передала гражданину гарантийный талон. Данная ситуация регулируется нормами права: а) административного; б) гражданского; в) трудового, г) конституционного.

А 9. Органом законодательной власти в Российской Федерации является: а)Федеральное собрание РФ; б) Правительство РФ; в) Совет Безопасности; г) Общественная Палата.

А 10. Правовая связь человека с государством:
а) гражданство; б) право; в) юридическая ответственность; г) правонарушение.
А 11. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку? а) москвичи; б) инженеры; в) мусульмане; г) землевладельцы.                                                                                                                                                                                                                                                А 12. Принцип: «Спешите делать добро!» — относится к сфере: а) искусства; б) науки; в) морали; г) права.

А 13. Носителем суверенитета Р.Ф. является (являются):                                                                                                                                                                                          а) субъекты Р.Ф.;                                                                                                                                                                                                                                                     б) многонациональный народ Р.Ф.;                                                                                                                                                                                                                                  в) представительные органы Р.Ф.;                                                                                                                                                                                                                 г) Президент Р.Ф.                                                                                                                                                                                                                                        А.14. Лишение свободы – одна из форм юридической ответственности в праве: а) налоговом; б) конституционном; в) гражданском; г) уголовном.

А 15. Выберите правильный ответ:                                                                                                                                                                                                                                          а) ответственность является необходимой составляющей свободы;                                                                                                                                                          б) свобода предполагает отсутствие ответственности за свои действия

«Часть В».                                                                                                                                                      В 1. В перечне источников права Российской Федерации, приведенном ниже, нарушен порядок. Вам предстоит расположить источники права в соответствии с их юридической силой.
а) Конституция РФ;
б) постановление городской думы;
в) указ президента;
г) постановление правительства РФ;
е) приказ директора школы.                                                                                                                                                                            В 2. Что из перечисленного относится к признакам правового государства:
а) наличие законов;
б) верховенство права;
в) всенародное избрание президента;
г) разделение властей;
д)наличие двухпалатного парламента;
е) незыблемость прав и свобод граждан?

В 3.Установите соответствие между примером социальной группы и признаком, по которому она выделена.

Примеры социальных групп Примеры выделения социальных групп (признаки)
А) банковские служащие 1. территориальный
Б) петербуржцы 2. профессиональный
В) татары 3. политический
Г) африканцы 4. этнический (национальный)
Д) демократы

 

B4. Соотнесите понятие и его определение:

Определение Понятие
Мера ценности, полезности товара А. Цена
Товарообмен, происходящий без помощи денег Б. Ассортимент
Денежное выражение ценности товара В. Стоимость
Набор разнообразных товаров, услуг Г. Бартер

 

В 5.Соотнесите правоохранительные органы и их задачи:

Задачи правоохранительных органов  Виды правоохранительных органов
Представление интересов обвиняемого А Суд
Осуществление надзора за исполнением законов Б. Милиция
Удостоверение всевозможных сделок (договоров), оформление наследственных прав В. Прокуратура
Разрешение конкретных правовых споров на основе закона Г. Адвокатура
Охрана общественного порядка, борьба с преступностью Д. Нотариат

 

 

 

Ключи к Варианту № 1.

Система оценивания:

Часть «А» — 1б. за каждую позицию = 15 б.

Часть Б» — 1 б. за каждую позицию – 22 б.

Итого: 37 б.

«2» — 0-9 б. «3» — 10-18 б., «4» — 19 – 27, «5» — 26-37 б.

А 1 А2 А 3 А 4 А 5 А 6 А 7 А 8 А 9 А10 А11 А 12 А13 А 14 А 15
б а б г б а в б а а г в б г а

 

 

2.      Олимпиада по истории

ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ    10 КЛАСС.

 

ЧАСТЬ «А».

1. 988 год связан с: а) призванием варягов; б) крещением Руси; в) объединением Киева и Новгорода князем Олегом; г) началом правления Ярослава Мудрого.

2. Владения младших чинов княжеского рода в 12 – 16 веках это:

а) уделы; б) вотчины; в) поместья; г) посады;

3. Формирование единой территории Российского централизованного государства завершилось в основном при:

а) Иване 3; б) Василии 1; в) Иване 4 Грозном; г) Дмитрии Донском.

4. Местничество – это порядок:

а) подчинения органов местного самоуправления;

б) складывания поместной системы землевладения;

в) перехода крестьян от одного помещика к другому;

г) занятия должностей по знатности происхождения.

3.      5. Кто из перечисленных ниже лиц были выдающимися портретистами второй половины 18 века:

а) Ф. Рокотов и Д. Левицкий;

б) С. Ушаков и Дионисий;

в) А. Рублёв и Ф. Грек;

г) К. Брюллов и А. Иванов.

4.      6. К либеральным инициативам Александра 1 нельзя отнести:

а) указ «О вольных хлебопашцах»;

б) основание военных поселений;

в) дарование Конституции Польше в 1815 г.;

г) разработку реформ М.М. Сперанского.

5.      7. Сословное деление общества было устранено в России в году:

а) 1917; б)1861; в) 1905; г) 1914.

6.      8. Следствием Бородинского сражения 26 августа 1812 года стало:

а) расширение масштабов партизанского движения;

б) решение оставить Москву французам;

в) замена главнокомандующего русской армией;

г) изгнание французских войск из России.

7.      9. Известными храмами, построенными в 19 веке, были:

а) Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке;

б) Церковь в Филях, церковь в Троице – Лыкове в Москве;

в) Успенский, Архангельский соборы в Московском Кремле;

г) Исаакиевский собор и Храм Христа Спасителя.

8.      10. Указ об учреждении Московского университета в 1755 году был подписан:

9.      а) Петром1; б) Екатериной 2; в) Елизаветой Петровной; г) Павлом 1.

10. 11. Восстание декабристов 14 декабря 1825 года произошло в междуцарствование:

11. а) Александра 1 и Николая1; б) Павла 1 и Александра 1;

в) Николая 1 и Александра 2; г) Александра 2 и Александра 3.

12. 12. Аграрная реформа П.А. Столыпина не предусматривала:

а) свободный выход крестьян из общины;

б) создание хуторских хозяйств;

в) переселение крестьян из густонаселённых районов за Урал;

г) конфискацию помещичьих земель государством.

13. Москва стала столицей РСФСР в году:

а) 1917; б) 1918; в) 1919; г; 1922.

 

13. 14. Какое событие непосредственно связано с распадом СССР:

а) либерализация цен в России;

б) избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР;

в) принятие Конституции Российской Федерации;

г) Беловежские соглашения.

14. 15. Первое крупное поражение в ходе второй мировой войны фашистско-германские войска потерпели в сражении:

а) под Курском;

б) под Сталинградом;

в) в ходе битвы за Москву;

г) в ходе Берлинской наступательной операции Красной армии;

15. ЧАСТЬ «В».

1.Перед вами высказывание из «Курса русской истории» В.О. Ключевского. Назовите имя исторического деятеля, о котором идёт речь: «Он был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве».

2. Согласны ли вы со следующими утверждениями:

а) В ходе Первой мировой войны Россия потерпела сокрушительное поражение;

б) Новая экономическая политика была вынужденной уступкой большевиков перед началом развёрнутого строительства социализма сталинского образца;

в) На 2- м съезде партия социалистов – революционеров раскололась на «большевиков» и «меньшевиков»;

г) Президент Российской Федерации В.В. Путин проводит политику, направленную на ослабление вертикали власти;

д) В конце 2007 года состоятся выборы Президента Российской Федерации.

3. Кому принадлежат следующие высказывания:

1). «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»

2) «Пусть вдохновляет вас подвиг великих предков: Александра. Суворова, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского!»

3) «Мы своих холопов и жаловать, и казнить вольны».

4) «Кто с мечём к нам придёт, от меча и погибнет!»

4. Соотнесите фамилии и род деятельности этих людей:

1) А.Н. Радищев; 2) А.А. Аракчеев; 3) М.М. Сперанский; 4) П.И. Багратион.

а) полководец; б) общественный деятель, писатель; в) государственный деятель, реформатор; г) высший чиновник.

5. Прочитайте отрывок из воспоминания К.Т. Мазурова, видного деятеля КПСС, и определите, о ком из лидеров СССР в нём идёт речь: « В моём сознании существуют два……… Один – реформатор в хорошем смысле слова.… А потом, после 22 съезда, его как кто-то подменил. То ли он уверовал в нашу программу, в которой было сказано, что в 80-х гг. мы уже в коммунизме будем, то ли чьё – то влияние…»

Часть «С».

1. Определите временные рамки существования СССР.

2. Дайте название логическому ряду (каким одним событием или явлением объединены приведённые даты):

А)1497г.; 1550г,; 1649г.; 1785г.; 1861г.

Б) 1906 г.;1907г.; 1912г.; 1993г.; 1995г.; 2003г.

В) 1240г.; 1242г.; 1380г.; 1480; 1812г.; 1941-1945 гг.

3. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Какое историческое событие произошло в год «Х»?

К году начала Крещения Руси князем Владимиром прибавьте дату Отечественной войны с Наполеоном, к полученной сумме прибавьте дату Куликовской битвы, затем из вычисленной вами суммы отнимите год образования единого Древнерусского государства с центром в Киеве, разделите итоговую сумму на 2.

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

 

 

Ключ к вопросам Олимпиады по истории для учащихся 10-х классов.

 

Часть «А».

1.в; 2.а; 3.а; 4.г; 5.а; 6.б; 7.а; 8.б; 9.г; 10.в; 11.а; 12.г; 13.б; 14.г; 15.в.

 

Часть «В».

1.Лжедмитрий 1.

2. а- нет; б – да; в – нет; г – нет; д – нет.

3. 1) Столыпин; 2) Сталин; 3) Иван 4 Грозный; 4) Александр Невский.

4. 1- б; 2- г; 3- в; 4- а.

5.Н.С. Хрущёв.

 

Часть «С».

1. 1922 – 1991 гг.

2. а) законодательные акты, касающиеся крепостного права в России.

б) Государственные думы в РФ; в) борьба нашей страны с иноземными вторжениями (внешними врагами).

3. (998+1812)+1380-882:2= 1649 г. Принятие Соборного Уложения царя Алексея Михайловича.

Система оценки ответов учащихся в баллах. Часть «А» по 1 баллу за ответ. Итого 15 баллов.Часть «В» по 3 балла за правильный ответ, по 2 балла за большинство правильно раскрытых вопросов, 1 балл за 1 правильно раскрытый вопрос. Итого-15 баллов.Часть «С»: вопрос №1- 2 балла; вопрос № 2 по 2 балла за каждый правильно определённый логический ряд; вопрос №3 – 5 баллов за правильный ответ.Итого максимально 12 баллов за задания части «С».Итого — максимальное к

 

 

Задания для школьного этапа

всероссийской олимпиады школьников по экономике

 

9 класс

Инструкция для участников

Прежде чем приступить к выполнению работы, внимательно прочитайте данную инструкцию. Она поможет вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.

Задания разделены на 2 части.

Часть А – содержит три теста.

Тест № 1 включает в себя 10 вопросов типа «Верно/Неверно». Они представляют собой высказывание, которое вы должны оценить как верное, если абсолютно с ним согласны, или неверное, если знаете хотя бы одно исключение. Ваша задача – найти и обозначить правильный ответ (обвести его кружочком). За каждый правильный ответ – 1 балл. Количество максимально набранных баллов по тесту № 110 баллов.

Тест № 2 включает в себя 12 вопросов типа «5:1». В каждом вопросе из 5 вариантов ответа нужно выбрать единственный верный ответ. В данном случае ответ не обязан быть абсолютно верным, он должен быть наилучшим из предложенных. За каждый правильный ответ – 2 балла. Количество максимально набранных баллов по тесту № 224 баллов.

Тест № 3 может включать 10 вопросов типа «5:N», то есть из нескольких вариантов ответа нужно выбрать все верные ответы. За каждый правильный ответ – 3 балла. Итого максимально по тесту № 3 — 30 балла.

Максимальное количество баллов по заданиям части А складывается, исходя из количества баллов по всем трем тестам.

Часть Б — это открытые вопросы (задачи). Решение каждой задачи должно быть выполнено максимально подробно. Максимальные баллы по каждой из задач зависят от уровня ее сложности.

Задача 1 – 26 баллов

Задача 2 – 26 баллов

Задача 3 – 24 баллов

Задача 4 – 26 баллов

Задача 5 – 26 баллов

Итоговый балл получается суммированием результатов заданий части А и части Б.

Выполняйте задания по порядку. Если какое-то задание вызовет затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время.

Время выполнения всей работы — 90 минут.

 

Часть А

 

Тест №1. Выберите верное утверждение.

 

1. Ракетные войска стратегического назначения России защищают Отечество. Услуги РВСН называют внешним эффектом.

А) да

Б) нет.

 

2. Все точки, лежащие на кривой производственных возможностей, соответствуют неэффективному использованию ресурсов.

А) да

Б) нет.

 

3. Если Центральный банк увеличивает денежную массу, скорость обращения денег возрастает (при прочих равных условиях).

А) да

Б) нет.

 

4. Ограниченность ресурсов и необходимость выбора характерны как для бедных, так и для богатых стран.

А ) да

Б) нет.

 

5. Когда экономисты говорят о богатстве, то они имеют в виду любые товары и услуги, удовлетворяющие потребности человека.

А) да

Б) нет.

 

6.Натуральное хозяйство- основа рыночной экономики

А) да

Б) нет.

 

7. Проблему ограниченности ресурсов может решить каждое домохозяйство, если будет экономно расходовать свои средства.

А) да

Б) нет.

 

8. Вводя в оборот выражение «невидимая рука рынка», английский экономист А.Смит имел в виду, что экономикой руководит государство, но общество этого не осознаёт.

А) да

Б) нет.

 

9. В рыночной экономике банки могут быть только коммерческими.

А) да

Б) нет.

 

10. Измеряемая безработица может быть ниже, чем фактическая безработица, т.к. некоторые рабочие хотели найти работу, но отчаялись и прекратили её поиски.

А) да

Б) нет.

 

Тест №2. Выберите единственный правильный вариант ответа

 

11. Экономическими ресурсами являются:

А) способности преподавателя экономики;

Б) полезные ископаемые;

В) неквалифицированная рабочая сила;

Г) всё вышеперечисленное;

Д) нет верного ответа.

 

12. Экономисты утверждают, что чем выше производительность труда, тем:

А) меньше свободного времени у работников;

Б) больше излишки предназначенные для обмена;

В) меньше продолжительность жизни;

Г) больше образованных людей.

 

13. Какой рынок, скорее всего, станет монопольным?

А) рынок зерна;

Б) рынок цветов;

В) продажа шоколадных изделий;

Г) бензоколонка в сельской местности.

 

14. Какими проблемами в рыночной экономике должно заниматься государство?

А) распределением денежных доходов в обществе;

Б) оказанием помощи конкретному потребителю с ограниченными доходами;

В) определением того, что и в каком количестве должно быть произведено из наличных ресурсов;

Г) определением круга товаров и услуг, в которых нуждается общество, независимо от вкусов и предпочтений какой-либо группы или всего населения.

 

15. Функции налогов заключаются в:

А) сокращении объёма средств, находящихся в распоряжении фирм и домашних хозяйств;

Б) увеличении объёма средств, которыми распоряжается государство;

В) увеличении объёма средств, направляемых на финансирование государственных расходов;

Г) перераспределении доходов;

Д) достижении всех перечисленных целей.

 

16. Спрос на товар если:

А) повысится цена товара

Б) снизится цена товара

В) изменятся направления моды

Г) увеличится предложение товара

 

17. В состав рабочей силы включаются:

А) все лица трудоспособного возраста;

Б) предприниматели, имеющие государственную регистрацию и платящие налоги;

В) безработные;

Г) лица, находящиеся в местах лишения свободы, трудоспособного возраста;

Д) верно «б» и «в».

 

18. Если бухгалтерская прибыль равна нулю, то экономическая прибыль:

А) положительна;

Б) отрицательна;

В) равна нулю;

Г) равна нормальной прибыли;

Д) может быть отрицательной или нулевой.

 

19. Швейная машинка тогда становится капиталом, когда:

А) ее сдаешь в ломбард

Б) бережешь ее как зеницу ока

В) на ней шьешь изделия на продажу

Г) используешь ее в качестве подставки под телевизор

 

20. Согласно количественной теории денег:

А) скорость обращения денег не зависит от их количества;

Б) уровень цен зависит от объёма производства;

В) количество денег в обращении не зависит от скорости их обращения

Г) уровень цен зависит от количества денег в обращении;

Д все утверждения верны.

 

21. Слово «экономика» в переводе с древнегреческого означает:

А) законы о справедливом распределении благ;

Б) законы о государстве;

В) виды хозяйства;

Г) законы о собственности

Д) законы   ведения домашнего хозяйства.

 

22.В древности роль денег как эталона всех обменов всегда выпадала:

А) товару, который был в изобилии, но спроса на него не было;

Б) товару, который не был в изобилии и который ценился всеми;

В) товару, который был наиболее удобен и легок для переноса в различные места расположения рынка.

Г) товару, который был самым дорогим в данный момент времени в данном месте.

 

Тест №3. Выберите правильные варианты ответов(3 балла)

 

23. Поговорка «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке» в экономическом контексте означает, что:

А) за всякий сыр, покупаемый в магазине, обязательно надо платить;

Б) ради получения любого блага приходится отказываться от чего-то другого;

В) красть нехорошо, ибо всякий вор рано или поздно попадается;

Г) любой рациональный человек будет ставить в мышеловку только самый дешёвый сыр;

Д) ни одна из вышеперечисленных интерпретаций не подходит.

 

24. Какой из нижеперечисленных показателей является макроэкономическим?

А) цена апельсинов;

Б) темп роста экономики страны;

В) сбережения семьи;

Г) величина запасов фирмы;

Д) уровень безработицы.

 

25. Какой налог из нижеприведённого списка относится к косвенным налогам?

А) налог на добавленную стоимость;

Б) налог на транспортные средства;

В) подоходный налог;

Г) налог на имущество;

Д) налог на прибыль.

 

26. На товарную биржу попадают товары, которые удовлетворяют следующим требованиям:

А) имеют стандартное качество

Б) имеют краткий срок хранения

В) имеют длительный срок хранения

Г) их можно продавать по образцам

Д) их производят в больших объемах

 

27. Если человек, взял кредит 10 000р. в коммерческом банке, сроком на один год под 12% годовых ,то

А) отдать через год ему придется 12 000руб

Б) процентные выплаты за год составят1000руб

В) отдать через год ему придется 11 200руб

Г) процентные выплаты составят более 100 рублей

Д) больше с этим банком он не будет связываться.

 

28.Ограниченность ресурсов и необходимость выбора характерны:

А) исключительно для бедных стран;

Б) как для бедных, так и для богатых стран;

В) безразлично для каких стран, но только для бедных людей в этих странах;

Г) для богатых людей, так как только и потребности безграничны

Д) для всех стран.

 

29.Говоря об инфляции , экономисты имеют в виду ситуацию, при которой:

А) деньги не имеют никакой ценности:

Б) общее количество денег в стране не обеспечено золотом;

В) общее количество денег в стране не обеспечено товарами и услугами;

Г) деньги дешевеют

Д) ситуация в денежном обращении не меняется

 

30. Какое словосочетание является лишним в данном ниже ряду?

Двигатели развития современной экономики:

А) разделение труда;

Б) система законодательства;

В) натуральное хозяйство;

Г) государственная поддержка рынка

Д) власть монополий.

 

31. Фондовая биржа является рынком, на котором можно:

А) купить любые товары и услуги;

Б) купить и продать акции;

В) продать и купить контракты;

Г) купить и продать товары большими партиями

Д) купить и продать облигации и другие ценные бумаги.
 

32. Кривая Лоренца показывает

А) как распределяются доходы в обществе между различными группами населения

Б) насколько поляризовано общество с точки зрения распределения доходов

В) какую зарплату получают врачи и инженеры

Г) каково количество бедного населения

Д) каков налог с доходов более 1млн рублей в год

 

Часть Б. Решите задачи.

Задача 1.

Функции спроса на товар имеет вид: Qd=700-P; функция предложения: Qs=2P-200, где Р – цена товара в рублей, а Q – количество в тысячах штук.

А) Определите равновесную цену и равновесное количество товара.

Б) Государственными органами установлена фиксированная цена в размере 200 рублей.

Определите величину предложения, количество продаж и величину нехватки (дефицита).

В) Вводится дотация производителю в размере 150 рублей на единицу проданного товара.

Определите равновесную цену и равновесное количество товара.

Г) Вводится налог с продаж в размере 150 рублей на единицу товара.

Найдите новые равновесные величины.

 Задача 2

Налоговый инспектор обнаружил, что фактический доход за прошлый месяц гражданина Березкина составил 5000 рублей, в то время как уплаченный подоходный налог составил 620 рублей. Какую сумму дохода скрыл Березкин, если в стране действует прогрессивная система налогообложения, представлена в таблице:

Доход, рублей До 1000 От 1000 до 2000 Свыше 2000
Ставка налога 12 20 30

Задача 3

В мае вы планируете купить велосипед. На 1 декабря его стоимость составляет 10 тыс. рублей. Сколько будет стоить велосипед в мае, если, по прогнозам экспертов, инфляция в месяц будет составлять 2%, а изменение цены велосипедов соответствует темпу инфляции.

Задача 4

Производительность труда работников  механического цеха сначала возросла на 20%, а затем снизилась на 20%. Произошли ли изменения в производительности труда работников цеха?

Задача 5

Потери помидоров при транспортировке составляли 4%. После ряда принятых мер эти потери снизились до 0,5%. На сколько процентов снизились потери?

Использованная литература:

1. Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии /Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2009.

2. Всероссийская олимпиада школьников по истории: Методическое пособие /Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2009

3.Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по истории в 2006 г.: Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2010.

4.Козленко С.И., Козленко И.В. История. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 – М.: Просвещение, 2010.

5.http://www.edu.ru/ федеральный портал «Российское образование».

 

Вас могут заинтересовать: