Вместе ради будущего — Средняя школа № 8 г. Биробиджана

Вместе ради будущего

Нет в жизни ничего дороже, выше, ценнее человеческой жизни. Человеческая жизнь ценна сама по себе, она дается человеку один раз. Поэтому высокая самооценка, осознание своей уникальности и ценности, ощущение собственного достоинства перед собой и другими – есть условия нормального развития и здоровой психики человека. Здоровый, гармоничный внутренний мир есть основа социального здоровья, культурных форм само проявления и самоутверждения.
Потребность быть здоровым- основная потребность человека. Она должна быть обеспечена в обществе конституционным правом на жизнь, следовательно, общество обязано создать определенный минимум условий, призванных охранять здоровье своего гражданина. Общее здоровье человека складывается из здоровья физического, психического и социального. Все эти «виды» здоровья тесно связаны. Так, на фундаменте физического базируется здоровье психическое, на психическом — нравственное, социальное. «В здоровом теле-здоровый дух»,-говорили в Древней Спарте. С педагогической точки зрения можно сказать: «Только в здоровом теле может быть здоровый дух». Когда же человек обнаруживает, что заболел серьезной или неизлечимой болезнью, он открывает для себя, что все цели, к которым стремился, вдруг потеряли свою ценность. Неожиданно оказывается, что карьера, деньги, успех ничего не стоят по сравнению со здоровьем.
Ребенок, рано утративший здоровье, — это человек с комплексом проблем, ибо на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда-болезнь, борьба с которой может отнять все силы.
В России сейчас лишь менее 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4-психоневрологических отклонений, в 3- патология органов пищеварения, т.е. уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические. Возникает вопрос: почему в школе ребенок теряет здоровье?
Современная наука утверждает, что 20% уровня здоровья зависит от наследственных факторов,20%- от внешнесредовых условий,10%- от деятельности здравоохранения, остальные 50% — от образа жизни человека. Образ жизни- это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.
Внешним фактором по отношению к учащимся является и жизнь в школе. Свидетельством психического здоровья школьников в значительной мере является выполнение ими всех требований и функций школьной жизни, овладение знаниями и умениями, предусмотренными учебными программами; соблюдение норм поведения во взаимоотношениях с педагогами и сверстниками, родителями и посторонними взрослыми.
Тем не менее, у школьников наблюдается рост  всех заболеваний и, в частности, нервно-психических. Оснований таких болезней много: одни из них коренятся в семье, другие – в школе.
К числу первых можно отнести: наследственные болезни, неполноценное и нерегулярное питание, трудные материальные условия, ненормальные отношения в семье.
Вторую группу причин составляют образовательные, обусловленные отсутствием необходимых условий, должной диагностики и контроля за здоровьем учащихся, отсутствие во время занятий положительного эмоционального фона, эпизодичность профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний и пропаганде здорового образа жизни, ненормальные взаимоотношения в ученических коллективах. Безусловной причиной нарушения нормального функционирования детского организма является и гиподинамия,т.е. недостаток двигательной активности. Малая подвижность в течение учебного дня противопоказана всем детям. Это, к сожалению, реальность, но мириться с ней мы не хотим!
Поэтому, социальная защита учащихся, укрепление их здоровья, профилактическая оздоровительная работа стали актуальными проблемами работы школьной детской организации СТЭМП

Приоритетными направлениями в воспиательно-оздоровительной работе мы видим:
-физическое развитие учащихся и укрепление их здоровья;
-психологическая самозащита личности;
-правильное и здоровое (рациональное) питание;
-привитие навыков личной гигиены;
-профилактика вредных привычек;
-пропаганда здорового образа жизни.
Эти направления позволят последовательно сформировать в нашей школе здоровьесберегающее образовательное пространство с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья.
С этой целью  школьной детской организацией «СТЭМП» совместно с заместителем директора по воспитательной работе и педагогом организатором была разработана программа здорового образа жизни школьника «Вместе ради будущего»
Цель программы:
Поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи программы:
-Сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
-Содействовать сохранению здоровья каждого школьника;
-Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья;
-Обеспечить обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-Создать методологические и технологические основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе, а также на изменение всего уклада школы с пользой для здоровья каждого ее «обитателя»;
-Расширить и разнообразить взаимодействие школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья

Прогнозируемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

Участники программы:

Учащиеся школы
Классные руководители
Учителя-предметники
Учитель физической культуры
Администрация школы
Педагог-организатор
Школьная медицинская сестра
Врачи-специалисты
Школьный психолог
Учитель-логопед
Родители учащихся

Разделы и подразделы программы:

I. Самопознание
-Знание своего тела
-Самопознание через ощущение, чувство и образ

II. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний
— Правила личной гигиены
— Профилактика инфекционных заболеваний

III. Питание и здоровье

IV. Основы личной безопасности и профилактика травматизма
— Безопасное поведение на дорогах
— Бытовой и уличный травматизм
— Правила поведения в экстремальных ситуациях

V. Пропаганда здорового образа жизни
— Предупреждение потребления психоактивных веществ
— Активные занятия физической культурой и спортом
— Спортивно-массовая работа

Формы    работы:

День здоровья
Поход
Акции волонтеров
Беседы
Экскурсии
Спортивные соревнования
Встречи
Стенды
Слет
Конкурсы
Игровые программы
Конференция

Девизом физического воспитания в нашей школе стали слова:

Здоровье- всей жизни основа!
Со школы его укрепляй.
Духовно-телесно здоровым
Красиво по жизни шагай!
Ни дня без развития тела
Ума и души, и всего.
Нет совершенству предела,
Когда жаждет душа его!
Основное направление воспитательной работы МОУ СОШ № 8 и в частности школьной детской организации «СТЭМП» –формирование здоровой, высокообразованной, творчески мыслящей личности, готовой к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации, личности самостоятельной, культурной, свободной, сознающей свою ответственность перед семьёй, обществом, государством, уважающей права и свободу других граждан.

Общее количество учащихся в школе — 409 человек

Количество учащихся, регулярно посещающих уроки физической культуры -100%
В целях профилактики правонарушений, беспризорности, наркомании, табакокурение и алкоголизма постоянно ведется планомерная профилактическая работа волонтерами школьной детской организации «СТЭМП». Волонтерский корпус школы «Ваше право» постоянный участник всех городских и областных мероприятий. Конкурсы, слеты, форумы. Акции — это далеко не полный перечень всех дел, где они проявляют свою гражданскую позицию.
Нельзя не сказать о социальном неблагополучии семей учащихся нашей школы. Около 30%-дети из неполных семей, многодетных, малообеспеченных, опекаемые. В силу различных причин многие наши учащиеся не получают в семье того, что необходимо ребенку для нормального развития. И дело не только в материальном неблагополучии. Многим ребятам не хватает заботы, участия, внимания к ним и их проблемам. И детская организация «СТЭМП», по мере, своих сил пытается заполнить эту пустоту, сделать их жизнь более содержательной, заполненной деятельностью. Объектом социальной защиты и социальных гарантий в нашей школе являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности.
Все учащиеся (100%),из особых социальных групп были привлечены к кружковой спортивной работе, к участию в различных спортивных соревнованиях и конкурсах.
Большое значение мы уделяем внеклассной спортивно-массовой работе, одной из эффективных форм которой являются конкусно-игровые программы и спортивные праздники. При проведении этих мероприятий определяется не только уровень физической подготовки, но и посредством конкурсов, викторин выявляются знания в области спорта, культуры, истории. Ребятам нравятся яркость, красочность, зрелищность, четкая организация, многочисленность болельщиков и возможность проявить свои физические, интеллектуальные, творческие способности.
В этом направлении весьма  успешно проходят следующие мероприятия:

Веселые старты — для учащихся 5-6 классов.
Общешкольное внеклассное мероприятие «Мы за здоровое будущее» для учащихся старших классов  классов, родителей и учителей.
Спортивно-игровой праздник «Юмор в спорте важен».
Спортивный праздник для среднего звена «Русская народная игра».
Спортивный праздник для учащихся начальных классов «Вместе дружная семья».
Спортивный праздник для учащихся 1класса «Папа, мама,  я-спортивная семья».
Спортивно-игровая программа «В здоровом теле – здоровый дух»  для учащихся 8-9 классов.
Массовая спортивная программа для учащихся 5-11 классов «Лабиринт»
Туристический слет 5-11 классы
Традиционные Дни Здоровья
Викторина  о здоровье.
Действительно, нигде так не раскрывается ребенок, как в игре. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребенок, сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учится побеждать и проигрывать.
Одна из немаловажных обязанностей нашей школьной детской организации «СТЭМП» — воспитывать у ребят, будущих призывников, морально-волевые и физические качества, так необходимые для службы в армии. С этой целью мы провели военно-спортивные игры и конкурсы и не только с допризывниками, а и с младшими школьниками:
Игровая программа «Вперед, мальчишки».
Конкурсная программа «Достоин, будь награды русской».
Конкурсно – игровая программа «Армейские забавы».
Конкурсная программа «Армейский магазин».
Конкурсная программа «Будущие солдаты».

Школьная детская организация «СТЭМП» активно сотрудничает с солдатами срочной службы пограничной части и мото-стрелкогого батальона. Совместно с ними  были проведены спортивно-оздоровительное мероприятие «В здоровом теле – здоровый дух», конкурсная  новогодняя  программа,  рождественские встречи, конкурсная программа, посвященная Дню защитника Отечества «Рыцари 21 века» и др.
Правильная организация физической и нравственной подготовки эффективно содействует повышению у учащихся дисциплинированности, организованности, формирует необходимые физические и моральные качества, которые присущи человеку физически развитому, выносливому, решительному, смелому, обладающему крепкими нервами.
Для того чтобы осуществлялись все задуманные планы, а мероприятия проходили своевременно, интересно, весело, чтобы была физическая и педагогическая польза ,и никогда не было травм среди детей, первые помощники в данном направлении Школьная детская организация «СТЭМП» (это юные судьи, художники-оформители, капитаны команд, физорги классов, волонтеры). Они, по сути дела, являются главными помощниками учителя физической культуры и инициаторами всех спортивных мероприятий.
Физическая закалка, умения и навыки, полученные на уроках физической культуры и во время проведения спортивно-массовых мероприятий, помогают нашим учащимся решать более сложные задачи, показывать хорошие результаты учебной деятельности, становятся неотъемлемой частью общей культуры.

Вас могут заинтересовать: