Top.Mail.Ru
Профилактическая программа «Здоровая школа» — Средняя школа № 8 г. Биробиджана

Профилактическая программа «Здоровая школа»

Профилактика девиантного поведения в детской и подростковой среде является одним из ключевых направлений деятельности психологической службы образовательной организации. Современная социальная ситуация, повышенные учебные нагрузки, цифровизация и изменения в коммуникации предъявляют высокие требования к психологической устойчивости обучающихся.

Основанием для разработки и реализации данной программы послужили результаты проведенных в 2024/2025 учебном году диагностических исследований:

Социально-психологическое тестирование (СПТ) обучающихся 7-11-х классов (2024 г.). Результаты СПТ выявили группу обучающихся, имеющих повышенную вероятность вовлечения в девиантное поведение, в том числе связанное с риском употребления ПАВ — 14,23%. Анализ данных показал наличие факторов риска, таких как склонность к рискованному поведению, повышенный уровень тревожности и трудности в социальной адаптации у протестированных учащихся.

Скрининговая диагностика по выявлению случаев буллинга (травли) среди обучающихся 1-11-х классов. Проведенное анкетирование и наблюдения свидетельствуют о наличии конфликтов в школьной среде. Некоторые обучающиеся отмечают, что становились свидетелями или жертвами агрессивного поведения со стороны сверстников. Данная ситуация требует немедленного профилактического вмешательства для создания безопасной образовательной среды.

Совокупность этих данных указывает на необходимость целенаправленной, комплексной работы по профилактике девиантных проявлений, включая работу с причинами травли, формированием навыков здорового общения и стрессоустойчивости.

Цель программы: Создание условий для профилактики и предупреждения девиантных форм поведения среди обучающихся 1-11-х классов, формирование психологически безопасной и поддерживающей среды в школе.

Задачи:

  1. Регулярный мониторинг психологического климата в классах и выявление обучающихся «группы риска».

  2. Реализация цикла занятий, тренингов и классных часов, направленных на развитие социальных навыков, эмоционального интеллекта, правосознания и устойчивости к негативным влияниям.

  3.  Организация индивидуальной и групповой работы с обучающимися, демонстрирующими признаки девиантного поведения, состоящими на учётах и находящихся в сложной жизненной ситуации.

  4. Просвещение родителей (законных представителей) и педагогов по вопросам профилактики девиантного поведения и травли в образовательных организациях.

  5. Разработка и внедрение алгоритмов действий для педагогического коллектива при выявлении случаев травли и иных девиаций.

Целевые группы программы:

  • Обучающиеся 1-11-х классов (массовая профилактика).

  • Обучающиеся, выявленные по результатам СПТ-2024 и скрининга на буллинг, как нуждающиеся в повышенном внимании («группа риска»).

  • Родители (законные представители) обучающихся.

  • Педагогический коллектив школы.

Ожидаемые результаты

Снижение количества конфликтных ситуаций и случаев травли в школьной среде.

Повышение уровня психологической безопасности в классах.

Формирование у обучающихся навыков конструктивного общения и разрешения конфликтов.

Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах профилактики девиантного поведения.

Снижение количества обучающихся, состоящих на различных видах учета, по причинам, связанным с девиантным поведением.

Данная рабочая программа является логичным и обоснованным инструментом для решения актуальных проблем, выявленных в ходе диагностики, и направлена на сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД

п/п

Мероприятие

Срок

Ответственные

I четверть – Диагностика, адаптация и планирование

  1.  

Педагогический совет «Итоги профилактической работы за 2024-2025 уч. г. Задачи на новый учебный год»

сентябрь

Зам. директора по ВР

Педагог-психолог

  1.  

Проведение диагностика по адаптации 1, 5, 10 классы

сентябрь

Педагог-психолог Классные руководители

  1.  

Совещание для классных руководителей: знакомство с алгоритмом действий при выявлении травли

сентябрь

Зам. директора по ВР

  1.  

Акция «Дерево добрых слов»: пожелания на новый учебный год

сентябрь

Классные руководители

  1.  

Проведение социально-психологического тестирования (СПТ) на выявление рисков

сентябрь-октябрь

Зам. директора по ВР

Педагог-психолог

  1.  

Родительское собрание «Адаптация к школе: как поддержать ребенка»

сентябрь

Классные руководители

  1.  

Создание и распространение среди родителей памятки «Значение режима дня для первоклассника»

сентябрь

Педагог-психолог

  1.  

Игры на знакомство «Ветер дует на того…» для вновь сформированных классов и параллелей

сентябрь

Классные руководители

  1.  

Создание родительского сообщества «Дом под зонтом»

сентябрь

Педагог-психолог

Советник директора по воспитанию

Классные руководители

  1.  

Наблюдение за учащимися для выявления факторов травли и уровня тревожности

в течение года

Педагог-психолог Классные руководители

  1.  

Общешкольная конференция для родителей «Растим патриотов Отечества», к году Защитника Отечества

сентябрь

Зам. директора по ВР

  1.  

Общешкольная ярмарка «СВОих не бросаем» со сбором средств в зону СВО

сентябрь

Зам. директора по ВР

  1.  

Единый классный час «Правила нашего класса: создаем кодекс чести»

октябрь

Классные руководители

  1.  

Конкурс рисунков и плакатов «Я и моя школа» для 1-4 классов

октябрь

Зам. директора по ВР

  1.  

Индивидуальные беседы с учащимися, стоящими на внутришкольном учете

в течение года

Педагог-психолог Классные руководители

  1.  

Родительский лекторий «Возрастные особенности подростка: что нужно знать родителям» (5-7 классы)

октябрь

Педагог-психолог

  1.  

Внеурочная занятость подростков

в течение года

Зам. директора по ВР

Классные руководители

II четверть – Профилактика, просвещение и формирование навыков

  1.  

Единые классные часы: «Что такое травля и как ему противостоять» (5-8 кл.), «Цифровая гигиена и кибербуллинг» (9-11 кл.)

ноябрь

Классные руководители

  1.  

Посещение семей состоящих на учетах, находящихся в трудной жизненной ситуации, с детьми с девиантным поведением

в течение года

Зам. директора по ВР

Педагог-психолог Классные руководители

  1.  

Скрининговая диагностика 1-11 классов по выявлению травли в образовательном учреждении

ноябрь

Педагог-психолог Классные руководители

  1.  

Деловая игра для старшеклассников «Суд над вредными привычками» (10-11 класс)

ноябрь

Зам. директора по ВР, Советник директора по воспитанию

  1.  

Семинар для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»

ноябрь

Педагог-психолог

  1.  

Тренинг для учащихся 7-8 классов «Границы личности: как сказать «нет»»

ноябрь

Педагог-психолог

  1.  

Информация на сайте школы для родителей «Роль семьи в профилактике девиантного поведения. Признаки травли»

в течение года

Педагог-психолог

  1.  

Неделя психологии «Жить в мире с собой и другими»

ноябрь

Педагог-психолог
Классные руководители

  1.  

Работа «Почты доверия»: анонимное консультирование учащихся по волнующим вопросам

в течение года

Зам. директора по ВР

Педагог-психолог
Советник директора по воспитанию

  1.  

Организация спортивных мероприятий «Спорт против агрессии» (3-4 классы/5-7 классы)

ноябрь

Зам. директора по ВР

Учитель физкультуры

  1.  

Цикл тренинговых занятий «Конструктивное общение» для учащихся группы риска, стоящих на учете

декабрь

Зам. директора по ВР

Педагог-психолог

  1.  

Классные часы с элементами тренинга «Конфликт: как выйти из него победителем?» 8 классы

декабрь

Педагог-психолог
Классные руководители

  1.  

Подготовка и распространение информационных буклетов «Безопасные каникулы» (правила поведения) (1-4 классы/5-9 классы)

декабрь

Зам. директора по ВР

Классные руководители

  1.  

Новогодний благотворительный марафон «Твори добро» (поддержка детей в трудной ситуации)

декабрь

Зам. директора по ВР

Центр детских инициатив

  1.  

Совещание при зам. директора по ВР по итогам полугодия с анализом текущей ситуации

декабрь

Зам. директора по ВР

III четверть – Коррекция, развитие и активизация ресурсов

  1.  

Психологическая игра на командообразование для сложных классов

январь

Педагог-психолог
Классные руководители

  1.  

Интерактивные беседы «Уроки права» с приглашенными специалистами (инспектор ПДН)

в течение года

Зам. директора по ВР

  1.  

Тренинги для старшеклассников «Управление конфликтом»

январь

Педагог-психолог
Классные руководители

  1.  

Патриотический марафон «Долг. Честь. Родина» (воспитание дисциплины и коллективизма)

февраль

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Советник директора по воспитанию

  1.  

Кинолектории с обсуждением фильма на тему травли «Чучело» (7-8 классы)

февраль

Зам. директора по ВР

Классные руководители

  1.  

Индивидуальные профилактические беседы с учащимися, склонными к агрессивному поведению

в течение года

Зам. директора по ВР

Педагог-психолог

  1.  

Семинар для классных руководителей «Работа с группой сверстников в ситуации травли»

март

Зам. директора по ВР

Педагог-психолог

  1.  

Скрининговая диагностика 1-11 классов по выявлению случаев сексуального насилия у несовершенолетних

март

Зам. директора по ВР

Педагог-психолог

IV четверть – Подведение итогов, закрепление результатов и подготовка к летнему периоду

  1.  

Профилактический медицинский осмотр в рамках СПТ

апрель

Классные руководители

  1.  

Анкетирование «Школа глазами учеников»

апрель

Классные руководители

  1.  

Тренинги личностного роста для выпускников «Уверенность в себе перед экзаменами»

апрель

Педагог-психолог

  1.  

Тематические недели, приуроченные к Всемирному дню здоровья

апрель

Зам. директора по ВР

  1.  

Информация на сайте школы для родителей «Летний отдых: зона ответственности родителей»

май

Зам. директора по ВР

Классные руководители

  1.  

Круглый стол с классными руководителями и наставниками «Итоги года: эффективные практики и точки роста»

май

Зам. директора по ВР

Классные руководители

  1.  

Подготовка аналитического отчета по профилактической работе за год

май

Зам. директора по ВР

Педагог-психолог

  1.  

Итоговые классные часы «Наши достижения за год» с акцентом на положительные моменты

май

Педагог-психолог

  1.  

Индивидуальные рекомендации родителям учащихся группы риска на летний период. Организация летнего отдыха.

май

Зам. директора по ВР

Педагог-психолог

  1.  

Планирование работы на следующий учебный год с учетом выводов и рекомендаций

май

Зам. директора по ВР

 
 

 

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ

1. Диагностическое направление

Анкетирование: Стандартизированные опросники для выявления уровня тревожности, агрессии, склонности к отклоняющемуся поведению, травли.

Тестирование: Проективные методики («Рисунок человека», «Несуществующее животное»), социометрические тесты (выявление статусов в группе).

Наблюдение: Включенное и невключенное наблюдение за поведением учащихся в учебной и внеурочной деятельности.

Беседа: Диагностическая беседа для уточнения мотивов поведения, установок и ценностей.

Анализ продуктов деятельности: Анализ школьных дневников, творческих работ, постов в социальных сетях (с согласия родителей).

Формы:

Скрининговые обследования всего коллектива или параллелей.

Индивидуальная углубленная диагностика «группы риска».

Мониторинг социально-психологического климата в классах.

2. Профилактическое и просветительское направление

Информирование: Лекции, беседы, распространение памяток и буклетов.

Моделирование ситуаций: Проигрывание и анализ сложных жизненных сценариев.

Убеждение: Обсуждение, аргументация, разъяснение последствий.

Внушение (суггестия): Использование позитивных установок и аффирмаций в тренингах.

Формы:

Тематические классные часы («Права и обязанности», «Конфликт и пути его решения»).

Тренинги: личностного роста, уверенного поведения, стресс-менеджмента, коммуникативных навыков.

Деловые и ролевые игры («Суд над вредной привычкой», «Как сказать «нет»»).

Кинолектории с последующим обсуждением.

Акции («День без сквернословия», «Подарок другу»).

Создание и защита социальных проектов.

Встречи с интересными людьми (психологи, юристы, спортсмены).

Родительские собрания и лектории.

Тренинги детско-родительских отношений.

Индивидуальные и групповые консультации.

Выпуск информационных бюллетеней.

Психолого-педагогические семинары и вебинары для педагогов.

Тематические педагогические советы.

Психологические гостиные по профилактике выгорания.

3. Коррекционно-развивающее направление

Арт-терапия: Рисунок, лепка, музыкотерапия, сказкотерапия для отреагирования эмоций.

Игротерапия: Использование игры для коррекции поведения и развития навыков.

Поведенческие методы: Техники модификации поведения, поощрение желательных действий.

Когнитивные методы: Работа с негативными установками и мыслями.

Сказкотерапия и библиотерапия: Обсуждение и сочинение историй для решения внутренних конфликтов.

Телесно-ориентированные методы: Упражнения на снятие мышечного напряжения, релаксация.

Формы:

Индивидуальные коррекционные занятия.

Групповые развивающие занятия (для детей с низкой самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью).

Социально-психологические тренинги для «группы риска».

4. Консультативное направление

Эмпатическое слушание.

Отражение чувств.

Переформулирование проблемы.

Метод «Сократического диалога».

Совместная выработка стратегий решения проблемы.

Формы:

Индивидуальное консультирование (учащихся, родителей, педагогов).

Групповое консультирование (например, для родителей детей со схожими проблемами).

Экстренное консультирование в сложных ситуациях.

Заочное консультирование («Ящик доверия», онлайн-формат).

5. Организационно-методическое и взаимодействие с сообществом

Межведомственное взаимодействие: Составление и реализация планов совместной работы.

Социальное партнерство: Организация совместных мероприятий.

Метод проектов: Вовлечение учащихся в социально значимую деятельность.

Формы:

Совещания рабочей группы по профилактике.

Круглые столы с приглашением специалистов (КДН, ПДН, органы опеки).

Организация волонтерского движения из числа старшеклассников («Равный – равному»).

Трудовые десанты, экологические акции.

Создание и работа Совета по профилактике правонарушений школы.

Вам также может понравиться...