Урок русского языка в 7 классе
Тема: Деепричастный оборот.
Запятые при деепричастном обороте.
Цели: познакомить обучающихся с деепричастным оборотом; формировать умения находить его в тексте; обособлять, графически обозначать деепричастные обороты.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка тестовых домашних заданий по деепричастиям. Учитель открывает заранее подготовленные ключи, ребята самостоятельно проверяют свои работы.
3. Ребята получают опросные листы и начинают по ним работать. (см. приложение) Для того, чтобы ученики смогли самостоятельно определить тему урока и поставить задачи, нужно провести предварительную работу с предложением.
Изучив схему разбора простого предложения, вы должны приступить к практическому разбору.
- Найдите в этом предложении грамматическую основу.
- Какое слово этого предложения имеет значение добавочного действия при основном?
- К какой части речи относится это слово?
- Дайте определение деепричастия.
- К какому сказуемому относится данное деепричастие?
- Есть ли у деепричастия зависимые слова?
- Вспомните определение причастного оборота и подумайте о том, какая тема сегодняшнего урока должна быть записана на доске.
- Запишите в опросных листах тему урока и поставленные задачи.
4. Работа с учебником. Учащиеся самостоятельно читают правила на стр.78; стр. 80 о деепричастном обороте, о постановке знаков препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Пользуясь учебником, ребята отвечают на вопросы учителя.
- Что называется деепричастным оборотом?
- Каким членом предложения является деепричастный оборот?
- Как на письме выделяются одиночное деепричастие и деепричастный оборот, если находятся внутри предложения?
- Как они выделяются, если стоят в начале или в конце предложения?
5. Словарная работа. Учащиеся в опросных листах объясняют значения слов, которые встретятся им в упр. №164 (см. опросный лист).
6. Выполнение упр.№164. Первое и второе предложения выполняются у доски с последующим объяснением и графической работой. Остальные предложения ребята выполняют самостоятельно. Проводится проверка в устной форме.
7. Индивидуальная работа учащихся. Фонетический разбор слова овчарню, составление словосочетаний с деепричастиями, составление предложений по схемам, индивидуальная работа по карточкам.
8. Работа по тестам.
Выберите правильные варианты постановки знаков препинания.
- Раздетый лес (1) потемнел (2) просматриваясь насквозь.
1) 1 2) 2 3) 1,2
2. Сосна (1) обессилев от шквального ветра (2) плавно раскачивается (3) наклонясь всё ниже и ниже к земле.
1) 1 2) 2,3,4 3) 1,2,3
3. Птицы (1) отражаясь (2) в неподвижном зеркале воды (3) чинно идут друг за дружкой.
1) 2,3 2) 1,3 3) 3
4. Капельки росы (1) блестят на траве (2) отражая (3) первые лучи солнца.
1) 3 2) 1,2 3) 2
5. Хорошо в октябре бродить (1)по осеннему лесу (2) забыв (3) о предстоящей зиме.
1)2 2)2,3 3)1,2,3
6. Дождь прошёл (1) освежив (2) листву (3) оставив на асфальте небольшие лужицы.
1) 1,2,3 2)1,3 3) 2,3
7. Переходя дорогу (1) на зелёный сигнал светофора (2) внимательно (3) посмотри по сторонам.
1) 2,3 2) 1,2,3 3) 2
9. Выполнение упр. № 166 по заданию.
10. Домашнее задание выполняется на опросном листке. ( Упр. № 162 ; письменные ответы на вопросы)
11. Подведение итогов. Выставление оценок.