Урок русского языка в 7 классе — Средняя школа № 8 г. Биробиджана

Урок русского языка в 7 классе

Учитель русского языка и литературы Уланова Е.Г.

Тема: Деепричастия совершенного вида

Цели: познакомить обучающихся с деепричастиями совершенного вида и со способами их образования; повторить деепричастия несовершенного вида; продолжить работу по формированию орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. Упражнение №174 можно проверить по цепочке от глагола требовать до глагола баловаться. 2-ую и 3-ю строки данного упр. один ученик во время устной проверки пишет на доске, а другой записывает составленные дома 2 предложения с деепричастиями с частицей не. Третий ученик выполняет фонетический разбор слова ржавея.
  3. Фронтальный опрос.
  • Дайте определение деепричастия.
  • Что называется деепричастным оборотом?
  • Как выделяются одиночные деепричастия и деепричастные обороты на письме?
  • Как пишется не с деепричастиями?
  • Как образуются деепричастия несовершенного вида?

4. Объяснение новой темы.

Ребятам раздаются карточки с текстом. Нужно вставить пропущенные орфограммы, расставить пропущенные знаки препинания, графически обозначить деепричастные оборот, найти деепричастия несовершенного вида во всём тексте и обозначить их.

З..мой я во..вращался (с) охоты. Положив (на) плечо лыж.. я ш..л (по) (на)ката..ой снежной дорог.. Из школы ст..явшей на краю д..ревни весело перег..вариваясь и см..ясь выб..гали после з..нятий р..бята.Я ш..л (за) ними следом пр..слушиваясь к в..сёлым разг..ворам. На середине д..ревни р..бята задумавшись ост..новились и задрав головы стали см..треть( на ) в..ршины д..ревьев где с..дели в..роны. Те грус..но каркая и перег..вариваясь(о) чём-то св..ём (с) любопытством смотрели на ребят. В..ронам было хол..дно и гол..дно. ( По И.С. Соколову-Микитову)

  • Ребята, внимательно рассмотрите таблицу на стр.86, ответьте на поставленный вопрос.
  • Сформулируйте правило образования деепричастий совершенного вида (от чего и с помощью чего образуются данные деепричастия)?
  • Вернитесь к нашим карточкам с текстом, выпишите деепричастия совершенного типа, напротив запишите глаголы, от которых они образовались, обозначьте с помощью каких суффиксов.
  1. Устное выполнение упр. №179 с повторением орфоэпических норм.

6. Самостоятельная работа с учебником. Выполнение упр. № 182. Класс выполняет упражнение, а отдельные учащиеся в это время работают у доски с индивидуальными заданиями. (Синтаксический разбор первого предложения; от глаголов, выделенных чёрным шрифтом, образовать деепричастия совершенного и несовершенного вида и разобрать их по составу.)

7. Словарная работа.

На доске записаны слова: галерея, экспресс, комбинация.

— Ребята, попробуйте определить лексическое значение данных существительных

— Каково происхождение этих слов, русское или иноязычное.

— А теперь послушайте сообщения, подготовленные ребятами после самостоятельной работы со Словарём русского языка под редакцией

С. И. Ожегова.

— Запомните написание данных словарных слов. Они встретятся вам в предложениях следующего упражнения.

8. Выполнение упр. 183.

9. Игра « Исправь ошибку».

  1. Отпустя в небо разноцветные шары, мы любовались их полётом.
  2. Подходя к лесу, мне стало страшно и одиноко,
  3. Не имев опыта работы, он взялся за такое трудное задание.

10. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

— Как образуются деепричастиясовершенного вида?

— На какой вопрос они отвечают?

— Что обозначают деепричастия совершенного вида?

11. Домашнее задание: упр. № 186, правило на стр. 86.

12. Самооценка работы на уроке. Учащимся раздаются карточки с за

данием: продолжите данные предложения.

1. Сегодня на уроке я научился……………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

2. Мне сегодня на уроке было……………………………………………………………………..

3. Я (не) доволен своей работой на уроке, т.к………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………..

4. Я доволен своей работой на уроке, т.к……………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………

5. Я ставлю в конце урока себе оценку «……», потому что …………………………

………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

Вас могут заинтересовать: