Урок русского языка в 7 классе
Учитель русского языка и литературы Уланова Е.Г.
Тема: Деепричастия совершенного вида
Цели: познакомить обучающихся с деепричастиями совершенного вида и со способами их образования; повторить деепричастия несовершенного вида; продолжить работу по формированию орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания. Упражнение №174 можно проверить по цепочке от глагола требовать до глагола баловаться. 2-ую и 3-ю строки данного упр. один ученик во время устной проверки пишет на доске, а другой записывает составленные дома 2 предложения с деепричастиями с частицей не. Третий ученик выполняет фонетический разбор слова ржавея.
- Фронтальный опрос.
- Дайте определение деепричастия.
- Что называется деепричастным оборотом?
- Как выделяются одиночные деепричастия и деепричастные обороты на письме?
- Как пишется не с деепричастиями?
- Как образуются деепричастия несовершенного вида?
4. Объяснение новой темы.
Ребятам раздаются карточки с текстом. Нужно вставить пропущенные орфограммы, расставить пропущенные знаки препинания, графически обозначить деепричастные оборот, найти деепричастия несовершенного вида во всём тексте и обозначить их.
З..мой я во..вращался (с) охоты. Положив (на) плечо лыж.. я ш..л (по) (на)ката..ой снежной дорог.. Из школы ст..явшей на краю д..ревни весело перег..вариваясь и см..ясь выб..гали после з..нятий р..бята.Я ш..л (за) ними следом пр..слушиваясь к в..сёлым разг..ворам. На середине д..ревни р..бята задумавшись ост..новились и задрав головы стали см..треть( на ) в..ршины д..ревьев где с..дели в..роны. Те грус..но каркая и перег..вариваясь(о) чём-то св..ём (с) любопытством смотрели на ребят. В..ронам было хол..дно и гол..дно. ( По И.С. Соколову-Микитову)
- Ребята, внимательно рассмотрите таблицу на стр.86, ответьте на поставленный вопрос.
- Сформулируйте правило образования деепричастий совершенного вида (от чего и с помощью чего образуются данные деепричастия)?
- Вернитесь к нашим карточкам с текстом, выпишите деепричастия совершенного типа, напротив запишите глаголы, от которых они образовались, обозначьте с помощью каких суффиксов.
- Устное выполнение упр. №179 с повторением орфоэпических норм.
6. Самостоятельная работа с учебником. Выполнение упр. № 182. Класс выполняет упражнение, а отдельные учащиеся в это время работают у доски с индивидуальными заданиями. (Синтаксический разбор первого предложения; от глаголов, выделенных чёрным шрифтом, образовать деепричастия совершенного и несовершенного вида и разобрать их по составу.)
7. Словарная работа.
На доске записаны слова: галерея, экспресс, комбинация.
— Ребята, попробуйте определить лексическое значение данных существительных
— Каково происхождение этих слов, русское или иноязычное.
— А теперь послушайте сообщения, подготовленные ребятами после самостоятельной работы со Словарём русского языка под редакцией
С. И. Ожегова.
— Запомните написание данных словарных слов. Они встретятся вам в предложениях следующего упражнения.
8. Выполнение упр. 183.
9. Игра « Исправь ошибку».
- Отпустя в небо разноцветные шары, мы любовались их полётом.
- Подходя к лесу, мне стало страшно и одиноко,
- Не имев опыта работы, он взялся за такое трудное задание.
10. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
— Как образуются деепричастиясовершенного вида?
— На какой вопрос они отвечают?
— Что обозначают деепричастия совершенного вида?
11. Домашнее задание: упр. № 186, правило на стр. 86.
12. Самооценка работы на уроке. Учащимся раздаются карточки с за
данием: продолжите данные предложения.
1. Сегодня на уроке я научился……………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
2. Мне сегодня на уроке было……………………………………………………………………..
3. Я (не) доволен своей работой на уроке, т.к………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………..
4. Я доволен своей работой на уроке, т.к……………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………
5. Я ставлю в конце урока себе оценку «……», потому что …………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………