Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы — Средняя школа № 8 г. Биробиджана

Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №8» Натальи Юрьевны Черновой

 Введение

Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора.

Развитая речь – это прекрасный инструмент познания, удобное и необходимое средство общения и, наконец, зеркало мышления.

Речевые умения являются составной частью коммуникативной культуры. В понятие «коммуникативная культура» входит устная и письменная речь, характеризующаяся точностью, образностью, выразительностью.

В гуманитарных науках исследованию речи уделяется большое внимание. Накоплен научный материал в области лингвистики и методики развития речи: работы Ф.И.Буслаева, И.И. Срезневского, Н.Ф.Бунакова, Л.В.Щербы, Э.В.Кузнецовой.

Исследования вышеуказанных авторов были использованы в методике преподавания русского языка как основы формирования речевых умений и навыков учащихся.

Т.И.Ладыженская, В.И.Капинос, М.Т.Львов научно обосновали и разработали систему обучения связной речи, которая легла в основу соответствующего раздела действующей программы по русскому языку. Но, несмотря на имеющиеся разработки в области развития связной речи, существует тенденция к снижению речевого развития, поскольку, ни для кого ни секрет, что состояние речи современных школьников не удовлетворяет пока возрастающим потребностям устного и письменного общения.

Малый объем словарного запаса объясняется тем, что

  1. интеллектуальное развитие многих школьников не позволяет воспринимать большой объем новой информации, которая наблюдается в лексике современного русского языка (заимствования, неологизмы);
  2. трудностью восприятия материала, неадаптированного к современной жизненной ситуации; тематической разобщенностью материала;
  3. происходит развитие аудио-видео-компьютерных технологий, способствующих получению информации без обращения к литературным (книжным) источникам;
  4. русский язык относится к основным дисциплинам, вызывающим малый интерес современных школьников;
  5. непонимание роли получаемых знаний на данных уроках для будущей жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время возрастает роль школы, а также учителей-предметников в работе по развитию связной речи обучающихся, и это утверждение делает работу по обогащению словарного запаса обучающихся, развитию их речи на уроках актуальной.

Глава I.

    1. Говоря о развитии связной речи на уроках русского языка, необходимо выяснить, что же такое речь.

Понятие «речь» является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической, методической литературе. Для лингвистов речь – «последовательность знаков языка, построенная по его законам и из его материала в соответствии с требованиями выраженного конкретного содержания (мыслей, чувств, настроений, состояний воли…)».(1,28)

Психологи рассматривают речь как сложную систему условных и безусловных рефлексов, как процесс порождения и восприятия высказывания, как вид специфически человеческой деятельности, обеспечивающей общение.

Объектом исследования методистов является речь как предмет общения, поэтому они говорят о «развитии речи». Методисты рассматривают развитие речи с учебно-педагогической точки зрения. В.И.Добромыслов писал: «Термин «развитие речи» — педагогический. Он имеет отношение к учебно-воспитательному процессу, который осуществляется в том или ином учебном заведении». (4,126).

Этот процесс двусторонний, он затрагивает деятельность учителя, который развивает речь детей, и деятельность детей, речь которых развивается.

Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая учителем специально и в связи с изучением школьного курса (грамматики, словообразования и т.д.) для того, чтобы ученики овладели умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

Обратившись к Словарю русского языка под редакцией С.И.Ожегова, читаем, что развитие речи – это «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное». (8, 641).

Речь – «способность говорить, говорение» (8, 677).

Таким образом, мы видим, что речь – это деятельность человека, применение языка для общения, передачи своих мыслей.

    1. Работа по развитию речи должна проводиться в системе, чтобы каждая учебная работа представляла шаг вперед от уже усвоенного, от простого к сложному. Так, система работы по развитию речи VIV классов учитывает следующие положения:
  • Связь работы по развитию речи с жизненными впечатлениями обучающихся («пиши и говори о том, что видел, пережил»);
  • Взаимосвязь устной и письменной речи;
  • Связь с изучением русского языка, уроками литературы и внеклассного чтения;
  • Опора на межпредметные связи.

Работа по развитию речи в старших классах включает в себя развитие следующих умений:

  1. Осмысливать тему, соблюдая ее границы;
  2. Составлять план высказывания;
  3. Отбирать материал, касающийся создания высказывания;
  4. Излагать материал последовательно;
  5. Собирать материал и систематизировать его;
  6. Строить свое высказывание в определенном жанре;
  7. Использовать различные синонимические средства языка;
  8. Составлять конспект и тезисы;
  9. Делать сообщение, доклад, выступление.
    1. В соответствии с формированием данных умений существуют различные типы упражнений по развитию речи:
  • Разделить данные слова на группы в зависимости от значения, выраженного корнем, приставкой, суффиксом.
  • Конструирование слов.
  • Составление словосочетаний и предложений.
  • Развитие языкового чутья:

А) какое слово лишнее?

Б) каким словом можно назвать предмет, признак, действие?

  • Образование слов: от данных слов образовать слова какой-либо части речи.
    1. Огромную роль играет проведение на всех уроках словарной работы (пояснение лексического значения и правильность написания) в целях обогащения словарного запаса учащихся.

Словарная работа должна опираться на теоретические знания учащихся, приобретенные в процессе изучения лексики и фразеологии.

Главным теоретическим понятием является понятие о лексическом значении слова. Именно на фоне этого понятия определяется содержание словарной работы: объяснение значений незнакомых слов, фразеологизмов; уточнение значений широкоупотребительных слов, работа над речевым смыслом слова.

В наибольшей степени обогащению словарного запаса способствует система работы над словом:

  1. Запись слова.
  2. Произнесение слова в соответствии с орфоэпической нормой.
  3. Повторение с классом (проговаривание слова хором в соответствии с орфоэпической нормой).
  4. Проговаривание по буквам (орфографическое проговаривание).
  5. Запись слова.
  6. Толкование лексического значения слова (использование словарей, составление синонимического ряда).
  7. Составление учениками словосочетаний, предложений с последующей записью их в тетрадь.
  8. Рассмотренное на уроке слово должно «работать» в ходе всего урока.

Исходя из выше сказанного, выделяются различные типы упражнений:

  • Словотолкование;
  • Группировка по тематике;
  • Анализ образцовых текстов;
  • Составление словосочетаний, предложений, связного текста.

Проводится большая работа над формой слова, типа:

А) выбери правильную форму слов;

Б) поставь слово в форме определенного падежа, числа…

В) просклоняй, проспрягай слово;

Г) замени неправильную форму слова правильной.

Изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:

  1. Развитая речь – залог успешного обучения и развития. Поэтому необходимо:
  2. Создать ребенку благоприятную речевую среду: в семье, в школе.
  3. Развитие речи должно проводиться на всех предметах школьного курса и на каждом уроке в системе.
  4. Работу по развитию речи необходимо начинать как можно раньше. Отсюда следует взаимодействие детского сада и школы.
  5. Задача начальной школы – продолжить начатое в детском саду развитие речи на более высоком уровне.
  6. Работа по развитию речи в старших классах – новый этап в развитии и формировании связной речи школьников.

Глава II

2.1. Я считаю, что уроки развития речи помогают разбудить в обучающихся интерес к русскому языку, поэтому стремлюсь сделать уроки развития речи эмоционально привлекательными, заинтересовать ребят самим процессом работы над словом, научить осознанно относиться к сочинениям, изложениям.

Как уже говорилось выше, работа по развитию речи многогранна, одним из направлений является обогащение словарного запаса ребят.

Я стараюсь вести такую работу на каждом уроке. Общеизвестно, что наиболее распространенным видом словарно- орфографических упражнений являются диктанты. В своей практике я использую следующие виды диктантов:

  1. Зрительный диктант:

Пишу на карточках, доске слов, например: преодолеть, препятствие. Потом мы их проговариваем, выделяем безударную гласную, а затем пишем по памяти.

  1. Картинный диктант:

Показываю карточку-картинку, дети называют изображенный на ней предмет, записывают слово, обозначающее этот предмет, ставят ударение и выделяют безударные гласные.

  1. Выборочный диктант:

Выписать словарные слова по картине. Например, картина «Москва». Дети пишут слова: город, Москва, столица, автобус, автомобиль, магазин.

  1. Буквенный диктант:

очень нравится детям этот вид диктанта, да и учителю он позволяет за малый промежуток времени проверить знания детей по той или иной теме. Например, изучая тему «Непроверяемые гласные в корне слова», я подбираю слова с непроверяемыми гласными А и О в корне слова, оговариваю с ребятами способ оформления записи. Слова детям писать не нужно, они записывают только букву, которую нужно запомнить.

Такой диктант быстро проверяется, и дети сразу узнают результат своей деятельности.

  1. Словарный диктант с использованием загадок:

Читаю загадку, дети ее отгадывают и объясняют, по каким признакам они нашли отгадку.

Затем записывают отгадку, выделяя орфограмму.

Например, тема «Правописание гласных после шипящих и Ц» :

Не моторы, а гудят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.

(пчелы)

  1. Творческий диктант (лексический диктант):

заменить развернутое определение одним словом. Например:

Задание: в первом слоге каждого слова находится гласная — О -, не проверяемая ударением. По словесному описанию определить понятие и записать его одним словом.

  1. Горящая куча хвороста (костер).
  2. Пищевые продукты, помещенные в банки (консервы).
  3. Головка капусты (кочан).
  4. Отвар из фруктов и ягод с сахаром (компот).
  5. Застывшая масса из бобов какао с сахаром (шоколад).
  6. Лопата с загнутыми краями (совок).
  7. Задняя часть судна (корма).
  8. Металлический денежный знак (монета).

Задание: по толкованию лексического значения узнать слово, записать, подчеркнув буквы, которые нужно запомнить.

  1. Круглая площадка в цирке, на которой даются представления (арена).
  2. Земельное пространство с определенными границами (территория).
  3. Поезд, пароход или автобус, идущий с высокой скоростью, с остановками только на крупных пунктах или без остановок (экспресс).
  4. Человек одинакового с кем-либо возраста (ровесник).
  5. Изображение природы на картине, в рисунке (пейзаж).
  6. Большое помещение перед входом в общественное здание (вестибюль).

Такой вид диктанта я провожу, изучив с ребятами тему «Буквы – О — , -А – в корне –рос-, -раст- », «Гласные –О-, -Е- после шипящих», «Суффиксы – чик -, — щик-» и т.д.

  1. Применяю словарный диктант с использованием сигнальных карточек.
  2. Игра «Справочное бюро»: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом, толковом словаре и объяснит, как это слово писать, что оно обозначает.
  3. В своей практике я использую памятку « Как работать со словарём».

Памятка « Как работать со словарём».

  1. Тщательно изучи предисловие к словарю.
  2. Знакомство со словарём осуществляй по плану:
  • Назначение словаря;
  • Характер и содержание словника;
  • Порядок расположения слов;
  • Структура словарной статьи;
  • Система помет;
  • Система иллюстраций;
  • Правила пользования словарём.
  1. Закрепляя умение работать со словарём, провожу упражнения, основанные на словотолковании на основе словаря.

А) Пользуясь словарём, определите, у каких из данных слов есть омонимы, а какие из них являются многозначными: болеть, броня, везти, величина, дело, дрогнуть, класс, манера.

Б) Какое слово синонимичного ряда может быть выбрано в качестве доминанты? Почему? Проверьте по словарю.

Ум, рассудок, разум, мудрость, интеллект;

Великий, известный, славный, знаменитый;

Предрекать, пророчить, прорицать, предвещать, предсказать.

В) Вспомните 20 пословиц, построенных на использовании антонимов, таких, например, как: больной – здоровый, мягко – жестко, утро – вечер, свет – тьма.

За справками обращайтесь к словарю антонимов.

Г) Расскажите о слове площадь, его истории развития, происхождении. Используйте этимологический словарь и книгу Откупщикова Ю.В. «К истокам слова. Рассказы о науке этимологии».

Д) Прочитайте отрывок из повести «Детство» А.М.Горького. Найдите фразеологизм, составьте рассказ о «жизни» этого фразеологизма, используйте фразеологические словари и научно-популярную литературу.

Дедушка видел мои синяки, но никогда не ругался, только крякал и мычал:

— Опять с медалями? Ты у меня, Аника-воин, не смей на улицу бегать, слышишь?

2.2. Кроме словарных диктантов много внимания уделяю упражнениям лексического характера.

Упражнения игрового характера.

В 5 – 6 классах преобладающей является игровая деятельность. Цель игры – помочь серьёзный, напряжённый труд сделать занимательным и интересным для школьников. Игры – упражнения развивают память, внимание, сообразительность, общий кругозор детей.

Много дидактических игр – упражнений я использую при изучении тем раздела «Лексика».

1. Игра «Перевертыш»

Замени в каждой паре слов синоним – антонимом, а антоним – синонимом.

Например: грусть, тоска (радость); жара, зной (холод).

  1. Особое внимание уделяю заданиям типа: «Устранить недочеты в употреблении…»

Предлагаю такие задания не только после работы над сочинениями и изложениями, но и на обычных уроках.

  1. Провожу в игровой форме «Корректор»:
  • Найти ошибку в выборе слова, типа:
  • Солдаты (принимали) давали присягу.
  • (Молодой) юноша признался в том, что хочет испытать себя в спорте.
  • Исправьте ошибки в употреблении однокоренных слов, заменив одно из них синонимом или частично изменив строй предложения.
  • Трудно найти человека, который не чувствовал бы чувства гордости за наших спортсменов – победителей.
  • Он вполне ясно объяснил вам это.
  • В статье приводится небольшая выписка из письма без подписи.
  • Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина:
  • Западня – квартира с окнами на запад.
  • Маховик – регулировщик на перекрёстке.
  • Застрельщик – браконьер.
  • Найди лишнее слово:
  • Мальчик ушиб колено ноги.
  • Робинзоны ослабели от недоедания пищи.
  • Конкурс чтецов будет проходить в феврале месяце.
  • Многие города были превращены в руины и развалины.
  • Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
  • Он написал свою автобиографию.
  1. Игра «Эрудит» активизирует мыслительную деятельность, содействует расширению кругозора детей.
  1. Игра «Дай определение».

Правила игры: сверху вниз записывается слово (буква под буквой), рядом – то же слово снизу вверх. Нужно придумать слова, начинающиеся на букву первого столбика и заканчивающиеся на соответствующую букву второго столбика. Ребята по определению должны угадать задуманное слово.

П илотк А (форменный головной убор)

А нтрак Т (перерыв между действиями вспектакле)

Р екто Р (руководитель ВУЗа)

Т арелк А (предмет столовой посуды)

А рхиеписко П( церковный сан)

  1. Игра «Следствие ведут знатоки».

(Провожу при изучении темы «Профессионализмы» в 6 классе). Учащимся необходимо угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения.

  1. Часто в конце урока провожу сочинения – миниатюры

Им уделяю особое внимание. Вот примеры некоторых заданий.

  1. Рассмотреть картину и написать небольшой рассказ.
  2. Написать рассказ по данному началу (концу).
  3. Написать рассказ по готовому плану.
  4. Объясните смысл пословицы, поговорки. Напишите сочинение-миниатюру.
  5. «Кто лучше и интереснее». Составить текст – описание: а) по картинке,

Б) на предложенную тему.

6. Сочинение – миниатюра по воображению:

А) сочини сказку, например: «Рассказ старого учебника»

Б) по данному началу: «В некотором царстве, в некотором государстве строили замок…» (приурочиваю к теме урока «Буквы Ч, Щ в суффиксах –ЧИК-, -ЩИК-»

2.4. Мне представляется, что наиболее полно соединению задач развития речи и знакомства с культурой народа отвечает использование произведений живописи на уроках русского языка.

Картины, воздействуя на органы чувств, дают возможность воспринимать действительность более глубоко, способствуют развитию эмоциональной сферы человека, его мышления и на этой основе формированию мыслительных и речевых процессов. Работа по картине погружает уч-ся в изображаемый художником мир, позволяет реализовать положение о соотношении языка и культуры, коммуникативности и культуроведения.

Предметная сущность живописи дает материал, как для формирования речевых навыков, так и для активации пассивного словаря школьников. Работая над картиной, ребята самостоятельно извлекают факты культуры из содержания картины и находят им словесный эквивалент. Таким образом, картина становится источником обогащения словарного запаса обучающихся прежде всего лексикой, обслуживающей социально-культурную сферу. Работа по картине позволяет соотнести коммуникативные умения с видами речевой деятельности, т.к. она является зрительно-смысловой опорой для построения речевого произведения в устной и письменной форме.

Обучение видам речевой деятельности (говорению и письму) с использованием живописи осуществляется успешнее при помощи языковых упражнений.

Приведу систему коммуникативных упражнений, связанных с использованием картины для обучения одному из видов речедеятельности – говорению. Эта система характеризуется тем, что она позволяет обеспечить овладение речью на «высшем уровне» при большой нагрузке на эмоции и воображение ребят. Система включает в основном творческие задания, предполагающие неодинаковый характер ответов уч-ся и создающие условия для выхода в свободную речь в социально-культурной сфере.

Вопросы для первичного восприятия картины:

  • Что вы видите на картине?
  • Что изображено в центре картины?
  • Что вы видите на заднем плане?
  • Не каком фоне изображены предметы?
  • Какое время года изображено на картине?
  • Какой день показал художник?
  • Что прежде всего привлекло ваше внимание? Почему?
  • Какие цвета использовал художник?
  • Какой цвет преобладает?
  • Кто главный герой картины? Как вы догадались?
  • Что можно сказать о главном герое?
  • Почему художник дал такое название картине?
  • Как бы вы ее назвали?
  • Нравится ли вам картина? Почему?
  • Какое настроение она вызывает? Почему?

Для формирования монологической речи целесообразны следующие задания:

  • Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на…
  • Составьте предложения на тему этой картины.
  • Назовите признаки предметов картины (цвет, объем, формы). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст.
  • Составьте описание картины по плану, записанному на доске.
  • Составьте описание картины по опорным словам, записанным на доске (можно попросить определить их самостоятельно).
  • Выразите свое отношение к картине.
  • Опишите ситуацию, изображенную на картине.
  • Составьте план описания картины, выбрав подходящие фразы из предложенных.

На следующем этапе вопросно-ответные упражнения на говорение носят более творческий характер, интеграционный, они объединяют в вопросы частное и общее, содержание и форму, ставятся вопросы, требующие обоснования собственного понимания картины, например:

  • Почему художник захотел изобразить именно эти предметы? (это время года, этот пейзаж…)
  • Почему художник использовал контрастные цвета в изображении?
  • Как художник относится к своим героям? Докажите свое мнение.
  • К какому жанру живописи вы отнесете эту картину? Почему?

Необходимы упражнения и на развитие воображения, например:

  • Составьте воображаемый диалог между персонажами картины.
  • Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных художником.
  • Расскажите о событиях, которые могли бы предшествовать изображенному на картине.
  • В роли какого героя вы хотели бы оказаться и почему?

Эти упражнения готовят уч-ся к составлению рассказа или сценария (ролевой игры) по картине.

Следует поощрять поиск наиболее подходящих слов, подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений.

Приведу пример сочинения – описания картины И.И.Левитана «Март».

Передо мной картина великого русского художника И.И. Левитана «Март». Мне нравится эта прекрасная картина. Видно, что художник очень любит русскую природу.

Коней зимы. Снег стал влажным. Появились первые проталины. Воздух тихий, прозрачный, голубой, теплый. Мы не видим нарисованного солнца, но чувствуем солнечный свет на талом снегу, на пышных соснах, на светлых березках, на бревнах высокого двухэтажного дома.

В центре картины мы видим грустную лошадь, она стоит, запряженная в сани, понуро опустив голову. Я думаю, она ждет хозяина, который быстро вошел в дом, забыв за собой закрыть дверь.

От лошади и саней на снег и проступающую землю падают черные тени.

Справа стоят березки с тонкими голыми веточками на самом верху. От вершин берез на снег падают голубые тени. Слева и на заднем плане стоят пышные вечнозеленые сосны. Они ждут приход весны.

Снег еще не растаял, его много, особенно около деревьев, в лесу. Но он стал сиреневым, а там, где тени – кажется синим.

На картине много тепла, света. Художнику эта картина удалась. Здесь хорошо показан конец суровой зимы.

Гетман Ольга, 5 класс.

Речевая подготовка позволяет организовать разнообразные формы работы на говорение:

  • Подготовленное заранее самостоятельное сообщение уч-ся о творчестве художника с описанием картины.
  • Неподготовленное заранее высказывание: «Вы посетили выставку картин: расскажите о картине, которая изображает ваше любимое время года так, чтобы ваш собеседник захотел ее увидеть».
  • Тематическая беседа: «Как научиться понимать картины?», «Роль живописи в жизни человека» и др.
  • Диспут на тему «Как вы понимаете высказывание Ф.М.Достоевского: «Красота спасет мир»?
  • Дискуссия: «Помогают ли художники сохранять земную красоту», «Можно ли портрет А.С.Пушкина работы О.А.Кипренского назвать портретом-памятником?»
  • Ситуативный диалог: вы пришли в картинную галерею и встретили там преподавателя ИЗО и литературы. О чем вы будете говорить? Какие темы будут интересны вашим собеседникам?
  • Ролевая игра: «Я – экскурсовод», «картина заговорила», «Художник пишет картину».
  • Интервью: журналист берет интервью у художника в день открытия его персональной выставки.
  • Интервью у посетителя выставки.
  • Интервью у директора музея.
  • Интервью у экскурсовода.

Безусловно, при такой работе обращается внимание не только на жанр, но и на стиль речи.

Таким образом, достаточно простая в методическом плане работа по картине готовит уч-ся к публичным выступлениям в социально-культурной сфере, к общению в области искусства.

2.5. Очень нравятся детям творческие задания:

  • «Сказка о прилагательном»
  • «Слова-родственники»

Нравится детям работать над сочинением-описанием предмета, животного, действий. На такие уроки дети приносят какие-либо игрушки, предметы быта, которые вначале мы рассматриваем, а затем пишем сочинение.

Готовясь к сочинению-описанию действий, ребята берут интервью у родных; людей, хорошо выполняющих свою работу, пишут репортажи.

Не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы я веду работу по развитию речи школьников. Часто использую следующие приемы:

  1. Работа с лексикой (словарная работа).
  2. Выписывание красивых выражений, афоризмов из художественного произведения с последующим объяснением значения выписанного.
  3. Сочинение о слове. Провожу его по следующему плану:
  • Значение слова.
  • Почему это слово использовано автором?
  • Какое значение, оттенок придает слово?
  • Ассоциации (воспоминания), связанные со словом, которые возникают во время произнесения слова.
  1. Устное словесное рисование.
  2. Рассказ о герое художественного произведения.

План.

  • События жизни героя.
  • Его внешность.
  • Друзья героя.
  • Рассказать о том, что волнует и интересует героя, каков герой.
  1. Рассказ об авторе произведения.

План.

  • Время жизни писателя.
  • Сведения о его семье.
  • Наиболее важные события из его жизни.
  • Произведения, которые он написал.
  • Мировоззрение писателя.
  • Характеристика творчества.
  • Взгляды, искания писателя.
  1. Провожу мини-анализ произведения:
  • Название.
  • Автор.
  • Время создания.
  • Основные события произведения (фиксация, а не пересказ событий).
  • Наиболее важные мысли, которые заключены в произведении.
  • Свои впечатления от прочитанного.
  • Основные герои, небольшие сведения о них.

Начиная с 6, 7 классов усложняю рассказ:

  • Рассказ о построении произведения (с чего начинается, почему так расположены части, значение вставных конструкций, композиция произведения, чем оно завершается).

Я считаю, что основной целью внеклассной работы по предмету является развитие у школьников интереса к русскому языку и литературе как учебному предмету, воспитание у них бережного отношения к слову, восхищение богатством языка.

Я использую разнообразные формы внеклассной работы:

  • КВН
  • Грамматические турниры
  • Конкурсные программы
  • Викторины
  • Литературные гостиные
  • Игры «Поле чудес», «Счастливый случай», «Кто хочет стать миллионером?»
  • Лингвистические эстафеты
  • Устные журналы
  • Олимпиады
  • Праздники
  • Недели русского языка и литературы

Такая работа активизирует мыслительную деятельность, воображение ребят, способствует развитию речи, привитию интереса к предмету, учению.

«Интерес к учению, — писал В.А.Сухомлинский, — проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…»

Мне кажется, что разбудить у школьников интерес к русскому языку, литературе помогают разнообразные формы работы как на уроке, так и во внеурочное время.

Литература

  1. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М.: Просвещение, 1982.
  2. Выготский А.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.
  3. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1997.
  4. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи уч-ся. – М.: Просвещение, 1975.
  5. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: просвещение, 1985.
  6. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5 – 7 кл. средней школы.
  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1989.
  8. Пленкин Н.А. Уроки развития речи. 5 – 9 кл. – М.: Просвещение, 1996.
  9. Программа для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. 5 – 9 класс.

Вас могут заинтересовать: