Мезенская роспись, 5 класс — Средняя школа № 8 г. Биробиджана

Мезенская роспись, 5 класс

Автор: учитель ИЗО Карепова Наталья Анатольевна

 Презентация к уроку

Цель: Развивать эстетическое отношение к декоративно-прикладному искусству, познакомить с художественным промыслом России – Мезенская роспись.

Задачи:

Образовательные:

  • научить учащихся определенным методам, принципам и техническим приемам работы;

  • углубить эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

Развивающие:

  • привить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства,

  • способствовать творческому подходу к работе,

  • развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

Оборудование

Оборудование для учителя:

  • Мультимедийное оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.

  • Плакат-схема поэтапного изображения элементов росписи в технике мезенской росписи.

  • Заготовки из бумаги.

  • презентация

Оборудование для учащихся:

  • Гуашь

  • Альбомный лист, заготовки из бумаги.

  • Кисти (№ по желанию и возможностям).

  • Тряпочка, вода, палитра.

  1. Орг. момент

2.Объяснение нового материала.

Учащиеся смотрят видео ролик о мезенской росписи.

Презентация

Ссылка на просмотр видео в интернете (http://video.mail.ru/mail/lena-konst/159/1358.html?autoplay=1)

Определение темы и цели урока:

-О чем пойдет сегодня речь на уроке?

-Что мы будем делать на уроке?

-В чем особенность данной росписи?

-Какие цвета используются?

-Что изображают мезенские мастера на изделиях?

 

Стихотворение

Красные птицы под знаком звезды

На сундуке нарисованы.

Символы солнца, земли и воды

Древние в них зашифрованы.

 

Красных олений стремительный бег

Остановил на мгновение

Мудрый художник — простой человек

В миг своего вдохновения.

 

Красные кони мезенских кровей,

Всадники в шляпах зеркальные,

Танец лебяжий, полет глухарей –

Славно рисунки наскальные

 

  1. Историческая справка. Рассказ ученика:

 

Город Мезен расположен на правом берегу реки Мезень в 45 км от Белого моря, и 215 км от Архангельска. Известен он как центр народного промысла – мезенской росписи по дереву.

Появилась мезенская роспись в начале 19 века. В некоторых местах ее называют палащельской потому, что ее родиной считается село Палащелье.

Несмотря на простоту, роспись очень интересная. Геометрические ряды, отображающие древние символы земли, солнца. Воды, сочетаются со знаками коней, оленей. Птиц. Сочетание этих знаков является древним способом письма.

В основном в прежние времена расписывали прялки. В каждом доме прялка являлась очень ценным предметом, его бережно хранили и относились к ней с уважением. В древние времена росписью занимались только мужчины, передавая это искусство в наследство из поколения в поколение. Нужно особо отметить, что каждая вещь с мезенской росписью – это пожелание добра, успеха, счастья.

В наше время технология производства практически не отличается от той, что была много лет. Сначала из бересты или дерева изготовлялось само изделие, обычно это бытовые предметы: туески, лукошки, сувениры, короба и, конечно, прялки.

Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки, потом птичьим пером делали черную обводку и наносили узор. Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета — черный и красный. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.

Предметы мезенских мастеров и сейчас густо украшены узором — звездами, крестиками, черточками. Среди орнаментов схематичное изображение коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Все изображения как будто замерли на месте, но. Благодаря тому, что они много раз повторяются, кажется, что все находится в движении.

4. Практическая работа.

 

Учитель показывает и объясняет особенности исполнения мезенской росписи. Обучающиеся пробуют выполнить элементы узора мезенской росписи.

 

Самостоятельная работа учащихся:

Дети расписывают шаблоны (туесок, шкатулка, досточка).

Завершение работы.

Учащиеся вывешивают на доске свои работы на фоне ярмарочного стола.

 

5. Итог урока:

 Анализ работ обучающихся.

Стихотворение

 Как будто замерли на месте

Олени, кони и кусты.

И каждый штрих, и каждый крестик

Исполнен странной красоты.

 

Земли мезенской косогоры.

Река Мезень в дали видна.

Но не простые там узоры,

А потайные письмена

 

В них тайны многих поколений

До наших сохранились дней-

В круженье пламенных оленей

И танцах огненных коней

Вас могут заинтересовать: