Искусство гжели, 5 класс — Средняя школа № 8 г. Биробиджана

Искусство гжели, 5 класс

Автор: учитель ИЗО Карепова Наталья Анатольевна

Презентация к уроку

Тип урока: творческий практикум.

Цели урока:

  • Развивать эстетическое отношение к декоративно-прикладному искусству, познакомить с художественным промыслом россии — гжель.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Научить учащихся определенным методам, принципам и техническим приемам работы;
  • Углубить эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

Развивающие:

  • Привить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства,
  • Способствовать творческому подходу к работе,
  • Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
  • Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

Оборудование:

Оборудование для учителя:

  • Презентация “чудо-гжель”.
  • Мультимедийное оборудование: пк, мультимедийный проектор, экран.
  • Плакат-схема поэтапного изображения элементов росписи в технике “гжель”.
  • Заготовки из бумаги.
  • Выставка предметов народного прикладного искусства (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.).

Оборудование для учащихся:

  • Гуашь (белая, синяя. сиреневая)
  • Альбомный лист, заготовки из бумаги.
  • Кисти (№ по желанию и возможностям).
  • Тряпочка, вода, палитра.

Ход урока

1.Оргмомент.

2.Объяснение Нового материала

Что значит родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу.

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе на встречу.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это Родина твоя,

Земля твоя родная.

— Красоту России воспевали поэты, музыканты, художники и мастера декоративно-прикладного творчества. На Руси издавна существовали центры народных промыслов, где мастера создавали уникальные по красоте произведения искусства. Сегодня об одном из них пойдет речь на уроке, а как он называется вы, я уверенна, догадаетесь сразу, просмотрев 1 слайд.

Конечно — это гжель.

Презентация.

Дети рассматривают под музыку предметы гжели. Учитель комментирует.

Историческая справка.

Гжельская керамика, или просто Гжель — русский художественный промысел, сформировавшийся в ХIIV веке в Гжельской волости (сейчас Раменский район Московской области). Издавна жители окрестных сел и деревень делали из местной белой глины посуду и другие предметы народного быта. В жарком пламени печи обжигалась посуда, затем ее расписывали черной кобальтовой краской и покрывали глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.

Посуда Гжели разнообразна по форме и назначению: тарелки, маслёнки, солонки, чашки, чайники. Свои изделия мастера украшают лепниной. Расписывают все части предмета. Ручку и носик украшают ленточным орнаментом или голубым цветом. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок с тенью”. Мазок кладут широким круговым движением. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Мазок — пятно дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, округлая.

3. Практическая работа.

Учитель показывает основные элементы гжельского узора

Задание: На отдельном альбомном листке получить различные оттенки синего цвета, разбавляя краску водой и белилами. Повторить элементы Гжельской росписи.

4. Самостоятельная работа учащихся

Дети расписывают шаблон кружки.

Завершение работы.

Учащиеся вывешивают свои работы на доске вокруг самовара.

5. Стихотворение

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее названье – Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной красотой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние –

И мастерство волшебное достойно восхищения.

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.

6. Исполнение группой учащихся песни «Русский самовар»

7. Анализ работ учащихся.

8. Подведение итога урока.

9. Стихотворение

Гжель! Земля моя родная,

Сколько лет и сколько зим

Ты цветешь не увядая,

Полыхая голубым.

И для всей родной России

Не одну уж сотню лет

Даришь ты свой бело-синий,

Сине-белый свой букет.

Вас могут заинтересовать: