Словари – наши добрые помощники — Средняя школа № 8 г. Биробиджана

Словари – наши добрые помощники

Автор: Н.Ю. Чернова

Тип учебного занятия: внеклассное занятие по русскому языку.

Беседа

«Словари – наши добрые помощники»

Цель беседы:

  • Ознакомление ребят с различными видами словарей, их авторами-составителями;
  • Показ неисчерпаемого словарного богатства русского языка;
  • Выработка у школьников умения работать со справочной литературой;
  • Развитие потребности общения со словарями.

 

Только люди обладают даром речи. С помощью слова люди общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает природу, мир, самого себя.

Владимир Даль, составитель знаменитого словаря, писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют «слово, беседу, разговор, речь, пароль, обещание, ругательство, букву, письменный знак, остроту, шутку».

Народ издавна отметил разницу между словом и делом: «На словах и так и сяк, а на деле – никак», «Кто словом скор, тот в деле не спор», «От слова до дела не близко».

А. Т.Твардовский в стихотворении «Слово о словах» пишет об ответственности человека за свои слова:

Да, есть слова, что жгут, как пламя,

Что светят вдаль и вглубь – до дна.

Но их подмена словесами

Измене может быть равна.

Поэт мечтает о таком времени,

Чтоб ограничить трату слов,

Чтоб сердце кровью их питало;

Чтоб разум их живой смыкал;

Чтоб не транжирить как попало…

А великий Л.Н.Толстой когда-то писал: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

Так сколько же слов в русском языке? Обратимся к словарям русского языка.

В однотомном «Толковом словаре» С.И.Ожегова около 57 тысяч слов. В четырехтомном словаре под редакцией Д.Н.Ушакова более 85 тысяч слов. Этот словарь отразил все лучшее, что накопила русская лексикография за все свое существование. Почти вплоть до середины XX века этот словарь оставался неизменным пособием для учителей, лингвистов и всех любителей русского языка.

На смену этому словарю пришли два новых академических словаря: 17-томный (более 120 тысяч слов) и четырехтомный.

Заглянув в словарь и найдя нужное слово, мы узнаем, что оно обозначает, как пишется, где находится ударение, как оно изменяется.

Анатоль Франс, известный французский писатель, сказал о словарях: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке… Все эти собранные слова – дело плоти, крови и души родины и человечества».

Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Над своим словарем Даль работал 47 лет!

По образованию Даль был хирургом. Он был также известным писателем (под псевдонимом казак Луганский), имел способности к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление словаря. Это научный подвиг ученого. Когда Владимир Иванович готовил свой труд к печати, работать ему приходилось много, иногда до обмороков. В.Даль был одновременно и автором, и редактором, и корректором.

Ученый-языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка.

Какие ещё есть словари?

«Орфографический словарь русского языка» под редакцией С.Г.Бархударова, С.И.Ожегова и А.Б.Шапиро (104 тысячи слов).

«Словарь ударений» (для работников радио и телевидения) под редакцией Д.Э.Розенталя.

«Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р.И.Аванесова и С.И.Ожегова.

«Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И.Молоткова (4000 выражений).

«Словарь синонимов русского языка» под редакцией З.Е.Александровой.

«Словарь русских личных имен» под редакцией Н.А.Петровского.

«Словарь иностранных слов» под редакцией И.В.Лехина, С.М.Локшиной, Ф.М.Петрова и Л.С.Шаумяна (23 тысячи слов иноязычного происхождения).

Есть и другие языковые словари.

В жизни часто приходится обращаться к энциклопедиям, различным справочникам:

«Энциклопедический словарь» (86 томов).

«Большая энциклопедия» (20 томов).

 

Викторина для школьников.

 

  1. Какие словари лежат перед вами? Кто их автор? О чем можно узнать с помощью этих словарей?
  2. Каким словарем необходимо пользоваться, чтобы узнать значение и происхождение словосочетаний:
  • Между двух огней;
  • Полететь вверх тормашками;
  • Пожинать лавры;
  • Хлопать глазами;
  • Одна нога здесь, другая там;
  • Зубы заговаривать;
  • Голова идет кругом;
  • Авгиевы конюшни.

Объясните происхождение и значение этих фразеологизмов, пользуясь «Фразеологическим словарем».

  1. Ответьте, в каких случаях вы обращаетесь к орфографическому словарю.
  2. Пользуясь «Школьным словообразовательным словарем», объясните, как образовались данные слова: пчела, игрушка, жалеть, молниеносный, времянка, инертность, защита.

Что означают слова?

Авеню, демилитаризация, аршин, кольраби, омшаник, светец, тральщик, ротационный.

  1. Вставьте буквы. Правильность вставленных букв проверьте по орфографическому словарю.

Гал…рея, с…кретарь, ид…ал, б…гряный, в…т…ран, ко(л, лл)екция, пр…образовать, ровес…ник, т…(р, рр)аса, ю(н, нн)ый.

 

Обращайтесь к школьным словарям и справочникам постоянно. Помощь, которую они вам окажут, вы, несомненно, оцените, а школьная дружба со словарями сохранится у вас на всю жизнь.

Вас могут заинтересовать: