Использование новых информационных технологий на уроках истории — Средняя школа № 8 г. Биробиджана

Использование новых информационных технологий на уроках истории

Автор: Дворянчикова Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора.

Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Например, при изучении темы “Общественно – политическое устройство России в XVII веке” можно использовать видеофрагмент, демонстрирующий символы царской власти (“Большой наряд”). Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.

На уроках истории использую такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует ОУУН. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Использование учебных программ позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах. Проведение интерактивных экскурсий с использованием программы “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства”, программа “Атлас древнего мира” позволяют увидеть музыкальные инструменты древнего мира и услышать их звучание, провести экскурсии по историческим памятникам древнего мира. Электронная книга “История России с древнейших времён” позволяет использовать на уроках первоисточники.

Презентации  использую на уроках истории в 5-11-x классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций — серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Презентации использую на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

При актуализации знаний, например, по теме “Северная война” (7-й класс), использование гиперссылок позволяет осуществить последующую проверку сразу в классе.

При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

Тема “История и современность” (6 класс)

Лекция учителя сопровождается показом презентации.

1. Появление карты.

2. На слайде появляется изображение скифов.

3. Появление изображения сарматов.

4.Обозначение территории, на которой расселились древние славяне к V веку.

5. Великое переселение народов. Движение гуннов с востока на запад (движение по карте справа налево).

6. Появление кочевых племен (хазары, печенеги, половцы).

7. Взаимоотношения славянских племен и варягов.

8. Взаимоотношения славян и Византии.

В данном слайде рассматриваются взаимоотношения славянских племен и их соседей с I по IX век н.э.

При закреплении знаний, используя программу Power Point,  организую на уроке групповую деятельность учащихся, совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников, такая форма создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе.

При изучении темы “Политическое устройство России во второй половине XVII века” (7-й класс) ученики делятся на группы, получая задания изучить состав и полномочия Боярской Думы и Земского Собора. Заранее готовлю  иллюстративный материал. Затем создаются слайды, использующиеся для ответа на поставленные учителем вопросы. Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные на уроке знания.

При первичном контроле в теме “Россия на рубеже XVII – XVIII веков” на уроке “Предпосылки преобразований” ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.

Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу. При изучении темы «Великая Отечественная война»,  была создана презентация с использованием фрагментов кинохроники времен Великой Отечественной войны, фотографий, песен, плакатов. Это позволило погрузить участников праздника в атмосферу эпохи военных лет, значительно усилило эмоциональное восприятие трудностей войны и значение победы.

Помощь компьютера неоспорима особенно для работы в классах с низкой мотивацией учения. Например, на своих уроках изучения нового материала я часто использую программы, содержащие вопросно-ответное преподнесение. В 11 классе на уроке по теме «Правление  Н.С.Хрущева»:

Вопрос: Что такое волюнтаризм? (Нажмите на клавишу смены кадров)

Ответ: Деятельность, не считающаяся с объективными законами исторического процесса, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц. (Нажмите на клавишу смены кадров)

Вопрос: Кому из руководителей Советского Союза был поставлен в вину волюнтаризм в управлении страной? (Нажмите на клавишу смены кадров)

Ответ: Н. С. Хрущев

Для организации обобщающих уроков, когда ребята имеют возможность самостоятельно определить глубину своих знаний, в зависимости от своих индивидуальных возможностей я использую программы, позволяющие делать выбор правильного ответа из нескольких предложенных. Они могут выглядеть так:

Вопрос: Укажите, кто открыто выступал против И. В. Сталина в борьбе за власть в партии? (Нажмите на клавишу смены кадров).

а) В. И. Ленин, Я. М. Свердлов Л. Д. Троцкий, Н. И. Бухарин.

б) К. Е. Ворошилов, В. М. Молотов, Л. М. Каганович, С. М. Киров.

в) Л. Д. Троцкий, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Н. И. Бухарин.

г) Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Сорокин, С. Л. Франк.

Учащиеся выбирает на его взгляд правильный ответ и получает одну из двух оценок — «отлично» или «неудовлетворительно». Но у таких программ есть один существенный недостаток: они рассчитаны на вспоминание, угадывание, не требуют активной мыслительной деятельности в выработке ответа. Для усложнения можно:

— предложить 5—6 вариантов ответов при одном правильном;

— дать все неправильные ответы и предложить свой вариант;

— предложить все правильные варианты ответа.

Для активизации мыслительной деятельности, я применяю программы, требующие от учащегося выработки свободно-конструируемого ответа на поставленные вопросы и ввода их в компьютер. Только после этого учащийся получает оценку. Это может выглядеть так:

Вопрос: Каковы последствия опричнины Ивана Грозного? (Ответ набери на клавиатуре)

1) производительные

2) сельскохозяйственные

3) уничтожение

4) разрушение

5) торговля, ремесло

6) уменьшение

7) черносошные

8) нарушение

9) система

10) войска

Оценки:

Отлично — в изложении ответа использованы все 11 положений.

Хорошо — в изложении ответа использованы не менее 8 положений.

Неудовлетворительно — любые другие варианты.

Необходимо учитывать, что большинство слов имеет синонимы, и поэтому наряду с основными терминами вводятся и они.

Для тех, кто стремиться знать больше предлагается следующий вариант программы:

Вопрос: В чем заключается основной смысл «Табеля о рангах» Петра Первого?

(Ответ набери на клавиатуре)

Для подготовки выше обозначенных программ привлекаются учащиеся, таким образом прививается интерес к предмету, и углубляются знания по истории и обществознанию.

Кроме того, в старших классах  использую ИКТ на уроках-семинарах: когда ребята сопровождают свой доклад мультимедийными презентациями. Во время работы с презентацией на экран выводится последовательно друг за другом набор слайдов. Именно она позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся и использовать их достижения с пользой для дела.

 

В своей педагогической деятельности  использую Интернет-ресурсы, обучающие компьютерные программы и собственные электронные методические разработки. Благодаря использованию информационных технологий, удается значительно повысить качество знаний обучающихся, сделать процесс обучения более интересным, рационально использовать учебное время и т.д.

п/п

Класс Название программы
1 5
  1. История Древнего мира (Образовательный комплекс «1С:Школа»).
  2. История Древнего мира (Просвещение)
  3. История Руси  (Диамединфо)
2 6 1. Уроки всемирной истории : Средние века (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
3 7-8 1. История Нового времени (Образовательный комплекс «1С: Школа»).

2. Уроки Всемирной истории: Новая история (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия)

 

4 10
  1. Уроки Отечественной истории с древнейших времен до 19 века (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
5 9 -11 1. Уроки Отечественной истории :19-20 вв. (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

2.Обществознание 8-11 класс -электронный учебник

6 7 — 11 1. Россия на рубеже третьего тысячелетия (Познавательная коллекция).

2. Династия Романовых: Три века российской истории (Историческая энциклопедия).

3. Репетитор по истории (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия)

7 10-11 Готовимся к ЕГЭ: решение экзаменационных задач в интерактивном режиме (Просвещение)

Мировая художественная культура – электронный учебник, 10-11 класс

8 5-11

 

4

Электронные  учебные модули (открытые образовательные мультимедиа системы портала ФЦИОР)

«Основы православной культуры» — электронный учебник

 

 

На своих уроках использую  интерактивную доску. Интерактивная доска удобна в обращении и интересна учащимся. Этот виртуальный экран способен дать более яркое, более обширное представление об изучаемом объекте. Он способен наглядно и мобильно представить то, что трудно или скучно объяснять словами. Тактильное управление облегчает восприятие новой информации (возможность писать поверх изображения, перемещать демонстрируемые проектором объекты по доске, задействовать интерактивные органы управления и т.п.), что выводит визуальную составляющую учебных процессов на гораздо более высокий уровень и существенно “развязывает руки” преподавателям, предоставляя возможность создавать динамичные уроки, которые захватывают внимание учеников. На ИД можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем на обычной доске. Специальное программное обеспечение позволяет преподавателю создавать авторские уроки.

Подготовка занятия с использованием интерактивной доски предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Разработка уроков с использование интерактивной доски — достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды.

 

С появлением в моем кабинете ИД уроки стали динамичны, мобильны. Наглядность и возможность сравнить, совместить, построить, измерить представляется в реальном виде.

Важнейшей задачей учебного процесса является воспитание творчески активной личности. Опыт работы показал, что инновационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей наукой и дать им хорошие знания. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для учителя.

Низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью, причина которой — в незаинтересованности ученика. Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика стимулируется одновременно несколько видов памяти.

Следует отметить, что на компьютерной доске в памяти остаются все ходы и передвижения в процессе решения поставленной учителем задачи. Для учителя это тоже очень важно, потому что он может обратиться к этому материалу и проанализировать успешность учеников, а также при необходимости может показать родителям, какими задачами они занимаются на уроке.

 

Таким образом, используя интерактивную доску, я могу максимально эффективно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.

Преимущества для преподавателей

·         Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса

·         Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов

·         Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала

·         Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их

·         Удобна при работе в большой аудитории

·         Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост

Преимущества для учащихся

·         Делает занятия интересными и развивает мотивацию

·         Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков

·         Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске

·         Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала

·         Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям

·         Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе

·         Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом, повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями

Планирование занятия на интерактивной доске

Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски необходимо тщательно спланировать занятие. К тому же уроки, созданные на интерактивной доске можно использовать не один раз.
Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи.
Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но многие преподаватели замечают, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.
Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения.

Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

·     —  Материалы к уроку можно приготовить заранее — это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.

·      —  Можно создавать ссылки с одного файла на другой — например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио- и видеооборудование.

·         Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование

·         После занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.

Эффективное использование преподавателем всех возможностей новых цифровых технологии жизненно важно для современного конкурентного образовательного процесса.

Литература:

  1. Алексеева, Е.В. Конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс]/ Е.В. Алексеева; Электронный журнал «Вопросы Интернет-образования»// http://center.fio.ru/vio/vio_22/ cd_site/Articles/art_1_16.htm
  2. Информатизация общего среднего образования [Текст]: науч.-метод. пособие/ Д.Ш. Матрос, М.Д. Даммер, В.В. Костромцова, и др.; под ред. Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 384 с.
  3. Коровина, М.А. Оценочный доклад «Применение устройства STARBOARD (электронная интерактивная доска) в учебном процессе [Электронный ресурс]/ М.А. Коровина, учитель информатики Новоисетской СОШ// http://www.it-n.ru/communities.aspx?d_no=37995&ext=Attachment.aspx?Id=9623
  4. Крючкова, Г.Г. Уроки физики с интерактивной доской [Электронный ресурс]/ Г.Г. Крючкова// http://ito.edu.ru/2007/Moscow/II/1/II-1-6892.html
  5. Электронные доски [Электронный ресурс]// http://www.panterabbs.ru/
  6. Hitachi Inspire the next [Электронный ресурс]// http://www.hitachisoft.de/ru/ produkte/index.php?navid=14


Вас могут заинтересовать: