Предложения с обращениями — Средняя школа № 8 г. Биробиджана

Предложения с обращениями


Учитель: Чернова Наталья Юрьевна 

Презентация к уроку

Класс: 5 А

Дата проведения: 23.10.2012 г.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Форма урока: нестандартный урок (урок – путешествие)

Тема урока: Предложения с обращениями

Цели: сформировать представление об обращении, учить правильно оформлять на письме предложения с обращением.  

Задачи:
образовательные: ознакомление учащихся с понятием «обращение», его ролью в речи, постановкой знаков препинания;

развивающие: развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала;

развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию;

развитие творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности,  языковой интуиции;
воспитательные: воспитание познавательной активности, любви к родному языку, любознательности, настойчивости в достижении цели, уверенности в себе, воспитание культуры общения.
Оборудование: карточки с предложениями, компьютер, проектор

Ход урока

Этапы, текущее время урока Действия учителя Действия учащихся УУД
I.Организационный момент II. Вступительное слово учителя

III. Объявление темы и целей урока

 

Планирование работы

IV. Изучение нового материала

Исследование

Физкультминутка слайд 8-12

Закрепление изученного материала (практическая деятельность учащихся)

Итог урока (проводится рефлексия)

Домашнее задание

 

Громко прозвенел звонок, Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

— Ребята, наш сегодняшний урок – виртуальное путешествие на поезде в удивительную страну, страну знакомую и незнакомую. Путешествие пройдет по заранее намеченному маршруту. Нас ждет впереди много интересных остановок. Каждому из вас дается «проездной билет». В конце путешествия вы их сдадите, а я по ним выявлю самых удачливых путешественников.

Прошу вас, пассажиры школьного поезда, занять свои места согласно купленным билетам.

Первую остановку мы сделаем на станции «Исследовательской»

— Скажите, ребята, а почему, поздоровавшись со мной и с нашими гостями, вы сели?

— А откуда вы узнали, что мои словаобращены к вам?

— Так что же это за слово, называющее того, к кому обращаются с речью?

Определите тему урока.

Слайд № 1

Предложения с обращениями.

Мы узнали, в путешествие по какой стране отправимся, а чтобы узнать — с какой целью, я предлагаю вам прочесть записанные на доске и в «проездных билетах» предложения: Слайд № 2

Биробиджан – мой дом. (Л.Ш.Вассерман «Биробиджан – мой дом»)

Люблю тебя, Биробиджан! (Р.Васильев)

— Найдите и подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Проверьте свою работу. Совпадает ли она с тем, что у меня на слайде? Слайд № 3

— Задание было одно?

— А какие получили результаты?

— Как думаете, почему?

— Определите задачу урока (узнать новое понятие по теме урока)

А где мы это сможем узнать? (в учебнике)

Исследование.

Запишите предложения:

1.Осенний мой Биробиджан,

Ты молодеешь с каждым годом.

(Л.Школьник «Моему городу»)

2.Я этот край, друзья, навеки полюбил. (А.Д.Кушниров «Лесной дом»)

3. Я останусь в тебе, город ласковый мой. (Ю.Д.Сергеевич «Я останусь в тебе, город ласковый мой…»)

4. Эй,чудак! Для чего тебе рюкзак? (В.Морозов «Аист»)

— Найдите в предложениях обращения, пометьте их буквой «о».

(Учитель открывает слайд, где написан правильный вариант.)

Слайд № 4

— Сравним, как эти предложения написаны авторами. Что же мы видим?

-Смогли правильно выполнить задание?

-Почему не получилось? Чего мы пока не знаем? ( Как выделяются на письме обращения).

— Определите вторую задачу урока. (Ознакомиться с постановкой знаков препинания в предложениях с обращениями)

— Когда мы решим первую и вторую задачи, нам этого достаточно будет, чтобы грамотно писать предложения с обращениями и употреблять их в своей речи? (Нет)

— Что же нам ещё нужно сделать? (Потренироваться в нахождении обращений в предложениях, постановке знаков препинания, составлении предложений с обращениями, выразительном их чтении)

— Посмотрите на задачи урока (они написаны на листах и прикреплены на доску), попробуйте зафиксировать их. Всем понятно?

Первая задача – ознакомиться с новым понятием. Как мы этосделаем? (Прочтем в учебнике определение)

Мы успешно продвигаемся вперед и прибываем на станцию «Эмоциональности и выразительности»

Продолжим исследование:

— Определите, какими чувствами окрашены обращения в данных примерах.

Слайд № 7

  • Свет мой, зеркальце! Скажи,
    Да всю правду доложи…
  • Ах ты, мерзкое стекло!
    Это врешь ты мне назло.

Выводы после наблюдений:

Как характеризуют царицу эти разные обращения: “свет мой, зеркальце” (ласковое обращение) и “мерзкое стекло”? (царица слышит не то, что хочет услышать)

— Очень часто обращение раскрывает характер героя произведения.

— Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. По обращению, дорогие мои, можно понять, каков человек, обращающийся с речью, и каков тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту и, наоборот, злость, недовольство…

— У человека тонкая и ранимая душа – подбирайте слова, когда обращаетесь к нему.

Придумайте предложение с обращением, выражая доброту, ласку.

Продолжим наши наблюдения:

— Прочитаем отрывок из народной сказки (упр. 205, стр. 85), но вначале ознакомимся с тем, как нужно читать предложения с обращением (задание к упражнению)

— Что значит – «произносить обращения со звательной интонацией»?

После чтения – спросить:

— С какой интонацией прочли ребята предложения? (звательной)

Интонация обращений звательная. Раньше в русском языке был седьмой падеж – звательный, но язык – явление живое, изменчивое. Сейчас звательный падеж сохранился в украинском, родственном русскому, языке.

Давайте подведём итог по первой задаче. Что нужно было сделать?

Ознакомились с понятием? Всем понятно новое слово?

Оцените свою работу. (Дети поднимают разноцветные кружки-смайлики)

Вы хорошо потрудились и пора бы отдохнуть на станции «Отдыхайка»

— Отдохнули немного и продолжим путь. Переходим к решению следующей нашей задачи. Что теперь будем делать? (Ознакомимся с постановкой знаков препинания в предложениях с обращениями)

Вернёмся к предложениям, которые мы рассматривали на уроке.

Слайд № 6(13)

Где может стоять обращение? Понаблюдаем над нашими примерами.

(В начале, в середине, в конце предложения.)

Какими знаками выделяется обращение? От чего это зависит? Какна письме выделяются обращения,если стоят в начале или в конце предложения?

— А если находятся в середине?

— А если произносятся с особой, восклицательной интонацией?

А теперь составим в тетради схемы постановки знаков препинания при обращении.

Слайд №14

[О, ]. [О! ]. [ ,О, ]. [,О].

Давайте подведем итог по второй задаче. Что нужно было сделать? Мы это сделали?

А теперь обратимся к учебнику. Прочитайте правило. Сравним, что там написано о постановке знаков препинания при обращении и что вывели мы? Есть отличия? Оцените свою работу.

Переходим к решению следующей нашей задачи.

— Что теперь будем делать?(тренироваться)

— Наш поезд приблизился к следующей станции «Практической»

Практикум.

а) Пунктуационная дуэль.

упр.206 (1-е предложение – устно; 2-е предложение — два ученика у доски, остальные в тетрадях записывают) + 1 ученик – фонетический разбор слова голубка

(самопроверка + взаимоконтроль)

Б) Пунктуационный практикум. Расставить знаки препинания в тексте. (Взаимопроверка)

Слайд №15-16

  • Скоро ночь Иван начнётся,

И тебе стеречь придётся.

  • Очень хочется мне Лисонька поесть!

В подворотню я попробуюпролезть.

  • Широко ты Русь

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася.

  • Осень погоди гнать по небу тучи. (Л.Яхнин)

В) Работа в группах:

— Вам даны предложения, написанные на карточках. Выберите только те предложения, в которых есть обращения.

  1. Братцы что он про меня сочиняет?
  2. Друг помог мне выполнить домашнюю работу.
  3. Друг помоги мне выполнить домашнюю работу.
  4. Вы нас очень напугали своим воздушным шаром.
  5. Расцветай наш край родной.
  6. Наш край с каждым днём расцветает.

Проверка.

— Кому из группы вы доверите ответ?

— Проверьте свою работу.

— Совпадает ли ваш ответ с теми ответами,которые вы услышали у доски? (Почему не согласны?) Оцените работуI группы, II группы.

Г)Самостоятельная работа

— Это задание очень важно выполнить, поскольку оно покажет, понятна ли вам тема и не нужна ли кому дополнительная помощь. Задание доступно всем, успех гарантирован. После проверки поставьте сами себе оценку, сверив работу со следующим слайдом.

Слайд № 17

Тестирование:

Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того,_________________

В устной речи обращение выделяется_______________________

а в письменной ___________________

Обращение не является_______________________

Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится________________

Ваши знания помогают нам беспрепятственно следовать по заданному маршруту. Мы приближаемся к конечной станции «Итоговой».

Подведем итог:

— Что нового узнали на уроке?

— Что такое обращение?

С какой интонацией обращение произносится?

— Как обращение выделяется на письме?

В каком месте в предложении может находиться?

— Являются ли обращения членамипредложения?

Посмотрите, кто сидит рядом с вами.

Обменяйтесь тетрадями с соседом справа. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйтеобращение.

Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставилизнаки препинания при обращении?

— Кто желает прочесть обращение к однокласснику?

— А теперь оцените свою деятельность на уроке.

Слайд №18

На слайде записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.

— Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя. (На выполнение работы отводится 2 минуты).

ТЕЛЕГРАММА

Сегодня на уроке….

— Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?

— Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие? — Покажите, а затем на «проездной билет» прикрепите смайлик нужного цвета.

Слайд №19

Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями».

Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»

стр. 85, 86 выучить правило;

На уроке прозвучало много строк о нашем городе. Все мы любим его, он недавно отметил юбилей. Напишите небольшое сочинение (4-5 предложений) о Биробиджане, о своих родных, используя предложения с обращениями;

или упр. 207

Выставление отметок

— Вот и подошло к концу наше путешествие. Много было остановок на нашем пути. Ваши ответы помогли машинисту поезда благополучно завершить поездку. Прошу сдать «проездные билеты»

Предложения с обращениями.

Запись темы на доске и в тетрадях

( 2 ученика – самостоятельная работа у доски, остальные – в тетрадях)

 

 

Исследование

Пишут под диктовку на доске и в тетрадях

Исследование

 

Стр.85 пар.42 (чтение правила)

 

Выразительное чтение и наблюдение

 

 

Самостоятельная работа (р/р)

Отвечают: сначала тон повышается, затем — понижается

 

 

Стр. 86 чтение правила

Работают с упражнением учебника (стр.86, упр.206)

Проверяют и оценивают работу одноклассника

Учатся работать в группе, слышать, слушать, понимать партнеров; выполнять совместную деятельность

Оценивают учебную деятельность и её результаты

 

 

Регулятивные (умение ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации).

Познавательные (целеполагания: действия исследования, поиска и отбора необходимой информации)

Коммуникативные (умение искать решения, умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную работу; правильно выражать свои мысли в речи)

 

Познавательные: действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, умения самостоятельно собирать нужные сведения, проводить наблюдения, делать вывод.

Коммуникативные (умение договариваться, вести дискуссию, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя).

Личностные (умения правильно оценивать себя и свои поступки; позволяютсделать учение осмысленным; обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями)

Регулятивные (обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки задач, планирования, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения)

Личностные УУД

 

 

Личностные (ценностное отношение к здоровому образу жизни)

 

 

 

 

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Оценивания (самооценивание, самоконтроль)

Умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Оценивания (самооценивание, самоконтроль)

Регулятивные (УУД саморегуляции)

Коммуникативные

 

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

 

Вас могут заинтересовать: