КВН «Магистр русского языка» — Средняя школа № 8 г. Биробиджана

КВН «Магистр русского языка»

Автор: Н.Ю. Чернова

Тип учебного занятия: внеклассное занятие по русскому языку.

Форма организации познавательной деятельности:

групповая (работа в командах)

КВН «Магистр русского языка»

Цель:

  • Активизировать познавательный интерес учащихся к русскому языку
  • Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, к родной литературе.
  • Развивать наблюдательность, умение работать в группах.

Ход занятия:

Добрый день! Сегодня вы имеете честь присутствовать на состязании весёлых и находчивых. Наш КВН будет проходить под девизом:

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!

Стихотворение «Русский язык»

Я люблю свой родной язык.

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он — язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете,

За круглым столом

Разговаривайте на нём;

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

(А. Яшин)

Итак, сегодня в КВН — е между двумя командами будет разыгрываться титул «Магистр Русского языка». На интеллектуальном ринге встретятся две команды: команда «Лингвистов» и команда «Языковедов».

Сегодня мы узнаем, кто по праву может называться знатоком русского слова!

Давайте поприветствуем обе команды ( команды выходят и становятся друг против друга, повернувшись лицом к зрителям).

Сейчас капитаны обеих команд должны представить своих участников и объяснить название своей команды. Напоминаю, что название должно быть как то связано с русским языком.

(Представление команд.)

Уважаемое жюри, дорогие зрители и болельщики! Вы познакомились с командами и оценили каждого по достоинству. Мне осталось только познакомить всех с правилами игры.

Правила игры:

  1. Состязания будут проходить по станциям: теоретическая, практическая, сообразительная, станция «Зритель», историческая станция. В каждой станции четыре вопроса. Если команда затрудняется ответить на вопрос, он переходит другой команде.
  2. Оценивание ответов происходит по пятибалльной системе.
  3. За подсказку у команды сгорает три бала.

В клуб пришёл не хмурь лица.

Будь весёлым до конца,

Ты не зритель, и не гость,

А программы нашей гвоздь,

Не стесняйся, не ломайся,

Всем законам подчиняйся.

  1. Игру начнёт команда, которая первая отгадает загадку:

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение

И превращаюсь я в конфету.

( Ирис – ирис)

  1. Теоретическая станция:
  1. Что такое основа слова?
  2. Назовите части речи.
  3. Что такое простое предложение?
  4. Какие части речи являются членами предложения?
  1. Практическая станция:
  1. Каждая команда должна определить род слов.

Первая команда: рояль, ДК;

Вторая команда: вермишель, ГАИ.

  1. Назовите однокоренные слова к слову ВОДА.

(водный, водолаз, водица, водяной, водянистый, водянка, наводнение…)

  1. Сообразительная станция:
  1. Дана пропорция Б/П=Д/?. Что должно стоять на месте знака вопроса?(Т)
  2. Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова:

Деревенский старожил

Сад колхозный сторожил

  1. Как большой дом превратить в маленький? (ДОМ + ик).
  2. Задача – шутка:

Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец.

«Здравствуй, отец», — говорит боец. А старик ему отвечает: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так что с любого конца читай – всё значение одинаковое.» (ДЕД)

  1. Домашнее задание:

Каждая команда готовила домашнее задание, и пока команды готовятся к выступлению, мы передвинемся к станции «Зритель».

Для этого конкурса нужны два болельщика обеих команд. Каждый получает карточку, на которой написана скороговорка. Задание: по очереди, каждый из болельщиков набирает в рот воды и пытается проговорить скороговорку, не открывая рот так, чтобы другой догадался, что это за скороговорка. Если скороговорка отгадана, команда получает два дополнительных балла:

  1. КУКУШКА КУКУШОНКУ СШИЛА КАПЮШОН.
  2. ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ.

Инсценирование.

А пока жюри подсчитывает очки, мы вернёмся к станции «Зритель»

  1. Поэму- роман «Мёртвые души» написал:
  1. Гоголь

б) Гегель

в) Цигель

г) Ай – лю – лю!

  1. Грибоедов написал комедию «ГОРЕ …..»
  1. Луковое

б) От ума

в) От изжоги

г) От нечего делать

  1. В романе Фадеева «Разгром» следующее действующие лица:
  1. Морозко

б) Метелица

в) Снегурочка

г) Дед мороз

(За каждый правильный ответ – 1 балл.)

  1. Всем вам хорошо известны фразеологизмы:

Бить баклуши

Работать спустя рукава

Но, к сожалению, не все знают точного значения этих фразеологизмов. Сейчас команды попробуют объяснить смысл фразеологизмов при помощи инсценировки.

Инсценирование.

  1. Конкурс капитанов:

Капитаны команд должны объяснить происхождение слов негодяй, хулиган.

Негодяй – старое значение слова обозначало: «рекрут, оказавшийся непригодным к службе».

Хулиган – Жил в XVIII веке близ Лондона содержатель постоялого двора, некто Хулигэн, который вместе со своим семейством терроризировал всю округу. Необузданные буяны и драчуны настолько «прославились» своими выходками, что имя их не забылось.

А сейчас жюри подведёт итоги и объявит победителя.

Награждение: Команде…присваивается титул «Магистр Русского языка», который она имеет право носить до конца учебного года. Команда….. действительно проявила знания в области русского слова, показала свою смекалку, находчивость, виртуозность и артистичность.

А также поздравляем команду…. за участие и желаем успехов в дальнейших играх.

А теперь слово предоставляется победителям. Что вы хотели бы пожелать своим соперникам?

Заключение: Уважаемые гости! Мы благодарим вас за то, что вы пришли поддержать команды и разделили с ними радость победы.

Вас могут заинтересовать: