КВН «Магистр русского языка»
Автор: Н.Ю. Чернова
Тип учебного занятия: внеклассное занятие по русскому языку.
Форма организации познавательной деятельности:
групповая (работа в командах)
КВН «Магистр русского языка»
Цель:
- Активизировать познавательный интерес учащихся к русскому языку
- Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, к родной литературе.
- Развивать наблюдательность, умение работать в группах.
Ход занятия:
Добрый день! Сегодня вы имеете честь присутствовать на состязании весёлых и находчивых. Наш КВН будет проходить под девизом:
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!
Стихотворение «Русский язык»
Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он — язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете,
За круглым столом
Разговаривайте на нём;
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
(А. Яшин)
Итак, сегодня в КВН — е между двумя командами будет разыгрываться титул «Магистр Русского языка». На интеллектуальном ринге встретятся две команды: команда «Лингвистов» и команда «Языковедов».
Сегодня мы узнаем, кто по праву может называться знатоком русского слова!
Давайте поприветствуем обе команды ( команды выходят и становятся друг против друга, повернувшись лицом к зрителям).
Сейчас капитаны обеих команд должны представить своих участников и объяснить название своей команды. Напоминаю, что название должно быть как то связано с русским языком.
(Представление команд.)
Уважаемое жюри, дорогие зрители и болельщики! Вы познакомились с командами и оценили каждого по достоинству. Мне осталось только познакомить всех с правилами игры.
Правила игры:
- Состязания будут проходить по станциям: теоретическая, практическая, сообразительная, станция «Зритель», историческая станция. В каждой станции четыре вопроса. Если команда затрудняется ответить на вопрос, он переходит другой команде.
- Оценивание ответов происходит по пятибалльной системе.
- За подсказку у команды сгорает три бала.
В клуб пришёл не хмурь лица.
Будь весёлым до конца,
Ты не зритель, и не гость,
А программы нашей гвоздь,
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся.
- Игру начнёт команда, которая первая отгадает загадку:
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение
И превращаюсь я в конфету.
( Ирис – ирис)
- Теоретическая станция:
- Что такое основа слова?
- Назовите части речи.
- Что такое простое предложение?
- Какие части речи являются членами предложения?
- Практическая станция:
- Каждая команда должна определить род слов.
Первая команда: рояль, ДК;
Вторая команда: вермишель, ГАИ.
- Назовите однокоренные слова к слову ВОДА.
(водный, водолаз, водица, водяной, водянистый, водянка, наводнение…)
- Сообразительная станция:
- Дана пропорция Б/П=Д/?. Что должно стоять на месте знака вопроса?(Т)
- Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова:
Деревенский старожил
Сад колхозный сторожил
- Как большой дом превратить в маленький? (ДОМ + ик).
- Задача – шутка:
Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец.
«Здравствуй, отец», — говорит боец. А старик ему отвечает: «Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так что с любого конца читай – всё значение одинаковое.» (ДЕД)
- Домашнее задание:
Каждая команда готовила домашнее задание, и пока команды готовятся к выступлению, мы передвинемся к станции «Зритель».
Для этого конкурса нужны два болельщика обеих команд. Каждый получает карточку, на которой написана скороговорка. Задание: по очереди, каждый из болельщиков набирает в рот воды и пытается проговорить скороговорку, не открывая рот так, чтобы другой догадался, что это за скороговорка. Если скороговорка отгадана, команда получает два дополнительных балла:
- КУКУШКА КУКУШОНКУ СШИЛА КАПЮШОН.
- ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ.
Инсценирование.
А пока жюри подсчитывает очки, мы вернёмся к станции «Зритель»
- Поэму- роман «Мёртвые души» написал:
- Гоголь
б) Гегель
в) Цигель
г) Ай – лю – лю!
- Грибоедов написал комедию «ГОРЕ …..»
- Луковое
б) От ума
в) От изжоги
г) От нечего делать
- В романе Фадеева «Разгром» следующее действующие лица:
- Морозко
б) Метелица
в) Снегурочка
г) Дед мороз
(За каждый правильный ответ – 1 балл.)
- Всем вам хорошо известны фразеологизмы:
Бить баклуши
Работать спустя рукава
Но, к сожалению, не все знают точного значения этих фразеологизмов. Сейчас команды попробуют объяснить смысл фразеологизмов при помощи инсценировки.
Инсценирование.
- Конкурс капитанов:
Капитаны команд должны объяснить происхождение слов негодяй, хулиган.
Негодяй – старое значение слова обозначало: «рекрут, оказавшийся непригодным к службе».
Хулиган – Жил в XVIII веке близ Лондона содержатель постоялого двора, некто Хулигэн, который вместе со своим семейством терроризировал всю округу. Необузданные буяны и драчуны настолько «прославились» своими выходками, что имя их не забылось.
А сейчас жюри подведёт итоги и объявит победителя.
Награждение: Команде…присваивается титул «Магистр Русского языка», который она имеет право носить до конца учебного года. Команда….. действительно проявила знания в области русского слова, показала свою смекалку, находчивость, виртуозность и артистичность.
А также поздравляем команду…. за участие и желаем успехов в дальнейших играх.
А теперь слово предоставляется победителям. Что вы хотели бы пожелать своим соперникам?
Заключение: Уважаемые гости! Мы благодарим вас за то, что вы пришли поддержать команды и разделили с ними радость победы.