Я, ты, он, она – вместе дружная страна! — Средняя школа № 8 г. Биробиджана

Я, ты, он, она – вместе дружная страна!

Форма проведения: проектная деятельность.

Автор Н. А. Дворянчикова, учитель истории и обществознания

Наглядность: высказывания великих людей о государстве и о гражданине, на доске начерчен кроссворд, стенд оформлен видами Бирорбиджана, комплекты на столы с перечнем черт характера, какими должен обладать президент “идеального” государства, с высказываниями великих людей, с кодексом чести, с правами и обязанностями ребенка.

Подготовительная работа: анкетирование родителей о правах и обязанностях детей.

Содержание

  • Все мы граждане земли, мира, своей страны, своей республики, своего города. От того какими будем мы с вами, наши дела и поступки зависит наша жизнь и жизнь нашего города. Об этом мы порассуждаем сегодня.
  • Родной город — именно с любви к родному городу начинается гражданин любого государства.
  • Очень много красивых людей написала о нашем городе юлия сергеевич.
  • Какие замечательные стихи, я считаю, что только человек, любящий свой родной город, может написать такие добрые и красивые слова о нем.
  • А хорошо ли мы с вами знаем свой родной город.

Викторина

  • Символ города Биробиджана.
  • Когда мы отмечаем день рождения нашего города?
  • Где находится памятник-обелиск воинам, павшим в годы вов?
  • Мэр города Биробиджана.
  • Какие реки протекают по территории нашего города? И т.д.

Слово “гражданин” употребляется в различных смыслах: во-первых, это житель какой-то страны, имеющий права на гражданство. Во-вторых, начиная с античных времен оно имеет более глубокий смысл. В древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почетно. Гражданин обладал важными правами. Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего — соблюдать законы и защищать отечество.

Гражданин должен обладать определенными качествами, давайте попробуем выявить какими.

 Теперь я вижу, каким вы представляете идеального гражданина, идеального президента идеального государства. Но каждое государство должно жить и действовать по определенным принципам. Сейчас я предлагаю вам выбрать тот принцип, по которому вы хотели бы построить свое государство. Вам предлагаются высказывания великих людей, выберете одно из них; если хотите, вы можете выдвинуть свой принцип, свое правило. Обоснуйте.

  • “Не делай другим то, чего не пожелаешь себе” (Конфуций)
  • “Просыпаясь утром, спроси себя: “что я должен сделать?” Вечером, прежде чем заснуть: “что я сделал?” (Пифагор)
  • “Старость уважать — молодости долг” (пословица)
  • “Законы должны иметь для всех одинаковый смысл” (Монтескье)
  • “Будем измерять жизнь поступками, а не временем” (Сенека).
  • “После меня хоть потоп”
  • “Если действовать не будешь, ни к чему ума палата” (Ш. Руставели).
  • “Моя хата с краю”
  • “Государство — это я” (Людовиг xiv)

Самая маленькая форма государства — это семья, в ней, так же, как и в государстве, человек имеет свои права и обязанности. Мы провели анкетирование среди ваших родителей о правах и обязанностях детей в семье. Но прежде, чем ознакомить вас с результатами, я хотела, чтобы вы сами определили, какие права и обязанности вы считаете главными. Из предложенного списка выберите совместно, что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.

Права ребёнка

  • Право на жизнь
  • Право свободно выражать свои взгляды и мнения
  • Право на образование
  • Право жить с родителями
  • Право на защиту от насилия
  • Право свободно выражать свои взгляды и мнения

Обязанности ребёнка

  • Хорошо учиться
  • Помогать по дому
  • Заботиться о старших
  • Стараться самому обслуживать себя
  • Заботиться о младших
  • Не обсуждать поступки родителей с посторонними

А теперь посмотрим, совпадают ли ваше мнение и мнение ваших родителей (дети сравнивают свои анкеты с родительскими).

В каждом государстве существуют свои законы, так называемый кодекс чести. Я предлагаю вам три первых пункта:

  • Стремись сделать этот мир лучше для всех.
  • Держи свое слово.
  • Решай споры мирным путем.

Допишите следующие 3, которые, вы думаете, необходимо выполнять в идеальном государстве (дети обдумывают и записывают).

Ни одно государство не существует без герба, который является символом государства. Сделайте набросок герба вашего государства и объясните.

Мы выявили с вами, каким должен быть идеальный гражданин. Хотите узнать, каким гражданином являетесь вы? Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. С ними вы сталкиваетесь каждый день. Это поможет вам выявить, являетесь ли вы настоящим гражданином нашего города или вам еще надо работать над собой. Но надо отвечать честно.

1 ситуация — тебе поручили оформить классный уголок:

  • А) отложу все дела и займусь оформлением уголка
  • Б) займусь, когда будет свободное время
  • В) перепоручу другому однокласснику

2 ситуация — ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

  • А) уступлю место
  • Б) попрошу соседа, чтобы уступил место
  • В) отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация — ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

  • А) постараюсь защитить
  • Б) попрошу вмешаться прохожих
  • В) пройду мимо

4 ситуация — в магазине нашел кошелек, где было 100 рублей:

  • А) постараюсь вернуть владельцу
  • Б) передам администратору
  • В) возьму себе

Ответ а — 5 баллов; б — 3 балла; в — 0 баллов.

Если вы набрали от 15-20 баллов — вы настоящий гражданин своего города. Продолжайте выполнять свой долг так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10-15 баллов — вам есть над чем поработать.

Если менее 10 баллов — здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой. 

Тема: ,,Мой город’’.

Оборудование: рисунки детей о городе, сочинения ,,мой город”, карта области.

ученик:

Лежала тихо тихонькая
Среди тайги вздыхая, —
Девять тысяч верст от Москвы
И сто верст от Китая.

Учитель:

28 марта 1928 года территория между реками бира и биджан была выделена для заселения трудящимися евреями. На дальний восток, в надежде на новую счастливую жизнь, ехали люди со всей россии и дальнего зарубежья – германии, франции.

Вначале биробиджаном называли всю еврейскую область, а центром его стала станция тихонькая. Это была небольшая станция: 623 человека, в основном охотники, железнодорожники, старатели. (по необходимости проводится словарная работа). Здесь была мельница, небольшая торговая лавка и начальная школа.

Первый поезд с новоселами прибыл на станцию в мае 1928 года.

Родитель:

Вот запись от 19 мая 1928 года: «приехали на место. Знаем, что едем осваивать тайгу. Думали – приедем в город, а оттуда нас отправят в таежные места. Оказалось, что поезд доставил нас прямо в тайгу. Тайга кругом. Город еще надо построить”.

Учитель:

Да, город еще надо было построить. И люди трудились не жалея сил. Строили из дерева, благо его  было много. На месте, где должен был появиться город, были озера,  болота и топи. Например, на месте, где сейчас находиться наш дом  культуры, в самом центре города, в начале строительства было озеро, где люди ловили рыбу.

Ученики:

Разлив Биры раздвинул берега,
Но стянуты мостом они навечно.
Здесь покорилась матушка тайга
Энергии и силе человечьей.

Рождаясь в звоне топоров и пил
И поднимаясь из болот и марей
Нас город крепкой дружбой наградил
Будь русский ты, еврей или татарин.

Мы здесь живем единою семьей
Одной большой страны России дети.
И солнце, что у нас над головой
Всех равно греет, и всем равно светит.

 

Учитель:

23 января 1931 года станция тихонькая была переименована в рабочий поселок биробиджан, и жителей в нем было – 830 человек.

Но люди строили город, и в 1937 году 2 марта рабочий поселок тихонькая получил статус города. И дали ему имя биробиджан – рожденный между двух рек.

Ученики:

В Биробиджане дождь
Биробиджан под ливнем.
Нет не ливень – океан
Потоки гонит волн за валом вал.
Разверзли небеса могучий кран –
Ну, кто такое разве не видал?

Как под дождем промок Биробиджан!
В асфальте, отражаясь, фонари
Сияют, как в затоне, в недрах вод –
Им, как всегда, гореть здесь до зари – на улицах.

Вот Ленина, а вот Шолом-Алейхема и Димитрова.
А дождь все льет и льет.
Как под дождем красив Биробиджан!

Учитель:

Наш город красив в любое время года, в любое время суток. Наши ребята писали о своем городе сочинения. Давайте послушаем некоторые из них. (сочинения детей).

А еще, наши ребята подготовили вот такую замечательную выставку рисунков, посвященных нашему любимому городу. (выставка рисунков).

 

Библиотекарь: выставка книг о Биробиджане и авторы ЕАО.

Учитель: наш город еще совсем молодой, ему всего — 70 лет.

Постараемся, чтобы наш город оставался таким же красивым, молодым и нарядным.

Ученики:

Хочу, чтоб знали все, всем рассказать хочу:
Биробиджан – мой дом, душой к нему лечу.
К вам, пахари, творцы, строители дорог,-
Здесь прошлое мое, любви моей исток.

Вот шел за годом год, и не забыть вовек:
Болотам и тайге не сдался человек.
И вырос у Биры наш светлый, добрый дом,

В котором мы с тобой счастливые живем.
Пусть юность пронеслась, как Бирская вода,
Но город молодым остался навсегда.

И я хочу друзьям напомнить об одном
Биробиджан – мой дом, и песнь моя о нем.

(песня о Биробиджане)

Ученик:

Мне дорог этот город
Люблю  гудков его рассветный говор,
И звук Биры, и сумерки аллей.
Здесь я встречаюсь с юностью своей! 

Вас могут заинтересовать: