Дидактический материал по русскому языку для 5 класса — Средняя школа № 8 г. Биробиджана

Дидактический материал по русскому языку для 5 класса

Разработала: Виноградова Т.Б., учитель русского языка и литературы
Содержание материала представляет собой упражнения по одному из разделов русского языка, а именно синтаксису, и предназначено для закрепления изученных тем в 5 классе и в качестве материала для повторения в 6 классе.
Дидактический материал состоит из упражнений двух видов : предложения на определённые пунктуационные правила и тексты с различными заданиями.
Содержание материала включает в себя предложения и отрывки текстов из следующих художественных произведений : В.Астафьев, рассказ « Васюткино озеро»; Д.Дефо, роман « Приключения Робинзона Крузо»; Сент-Экзюпери, сказка « Маленький принц»; сказка « Золушка»; Дж.Толкин « Хоббит»; Х-К Андерсен, сказка « Снежная Королева»; М.Пришвин, « Тёплый хлеб», Л.Н.Толстой « Кавказский пленник» и др.

Текст № 1
(1)В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. (2)Васютка чувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда. (3)Он обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучу и поджёг. (4)Огонёк неуверенно пополз по сучкам, мох вспыхнул, и вокруг посветлело. (5)Васютка подбросил ещё веток. (6)Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. (7)Васютке захотелось плакать, но он переборол себя.
Задания:
— укажите номера предложений с однородными членами
— укажите номер предложения, где использовано сравнение
-из предложений 6-7 выпишите слова с безударным гласным, проверяемым ударением
-выпишите из предложений 1-3 слово с чередующим гласным в корне
— выпишите грамматические основы и предложения 7
-укажите количество грамматических основ в 4-м предложении.

Текст № 2
1.Меня плот выдержал но для большого груза он слишком мал.
2.В каюте я нашёл ружьё и два пистолета которые я уложил на плоту.
3.С большим трудом я провёл плот против течения и вошёл в бухту.
4.Какой-то зверёк прибежал из лесу и уселся на мой сундук.
5. Зверёк подбежал к сухарю понюхал его съел и облизнулся.
6. Я сделал палатку из паруса и жердей и перенёс в неё свои вещи.
7.Когда начался отлив я вытащил на берег куски каната и железа.
8.Море бушевало всю ночь и на утро от корабля не осталось и следа.
Задание:
-Спишите, расставьте знаки препинания.
-Обозначьте грамматические основы.
-Начертите схемы сложных предложений.
-Произведите указанные разборы.

Текст № 3 ( по теме « Имя прилагательное» )
Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Глубок… ночь опустилась на бескрайн… пустынн… долину. Тысячи ледян… искр бел… пламени пронзали черноту небес. Лишь древн… горы не спали, подобные бесформленн… стражам, зорко всматривались во тьму. Внезапно громк… топот копыт разорвал тишину.

Текст № 4
Спишите, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы:
И начал домовёнок доставать из своего узелочка и малину лесн… и чернику. Алёнка син… глазами на домовёнка хитро посм… трела. А он ушибленный л…коток потёр и пошёл в горницу. Быстренько скатерку узорчат… на стол ра(с,з)стелил. И про Лешика не забыл грибочки маринованные на стол выл…жил.

На месте каких цифр должны стоять запятые?
1.Рукавица все стёкла (1) в избушке повыбила (2) а братья спят (3) ничего (4) не слышат.
2.Привели его братья (1) в избушку (2) умыли (3) накормили (4) и спать уложили.
3.Рыцари сильно на неё наступали (1) а она защищалась (2) крыльями (3) и носом.
4.Настало время ложиться спать (1) и Алёша с нетерпением разделся (2) и лёг в постель.
5.Он хотел проводить её до заставы (1) и пошёл рядом с её телегой (2) но вдруг остановился на Крымском Броду (3) мазнул рукой (4) и отправился вдоль реки.
6.Герасим (1) поглядел на несчастную собачонку (2) подхватил её одной рукой (3) сунул её к себе за пазуху (4) и пустился большими шагами домой.
7.Принялся опять Жилин за замок (1) а Дина села рядом (2) и за плечо его (3) держит.
8.Уж стал месяц бледнеть (1) роса пала (2) а Жилин до края леса (3) ещё не дошёл.
9.Лицо (1) и руки жалила крапива (2) но Васютка не обращал на это внимание (3) и с треском продирался вперёд.
10.Озеро подёрнулось морщинами (1) тени на воде заколыхались (2) облака прикрыли солнце (3) и вокруг стало хмуро (4) и неуютно.

Вас могут заинтересовать: