Конспект индивидуального занятия, по теме: Автоматизация звука [Р] — Средняя школа № 8 г. Биробиджана

Конспект индивидуального занятия, по теме: Автоматизация звука [Р]

Автор: В.А. Кузнецова, учитель -логопед

 

Оборудование: герой Буратино, картинки для выкладывания предметов по образцу, предметные картинки со звуком [Р], домик для определения места звука в слове, спички.
Программное содержание:
Задачи
образовательная: продолжать учить определять место звука [Р] в слове, подбирать правильно рифмующие слова в предложения, умение составлять рассказ по картине с применением вводных слов;
коррекционная: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; зрительное и слуховое внимание, память, моторику;

План занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
II. Основная часть.
1.Артикуляционная гимнастика.
2.дыхательная гимнастика.
3. Повторение артикуляции звука [Р].
4. Развитие мелкой моторики.
5. Повторение чистоговорок.
6. Работа с предметными картинками:
а) «Назови слово и определи место звука»;
б) «Он, она, оно, они».
7. Физкультминутка.
8. Игра «Путаница».
10. «Подбери слова к рассказу»
III. Подведение итогов.
Ход занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
К нам в гости пришел сказочный персонаж, а кто именно мы узнаем когда ты выполниш следующее задание.
Рисование по клеткам: Возьми в руки карандаш и слушай внимательно.
Кто у тебя получился(Буратино)
II. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
— Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно запомнить и правильно выполнять артикуляционную гимнастику.
— «Улыбочка-трубочка»- 10 сек.
— «качели»- 10 сек.
— «чистим зубки»- 10 раз.
— «Маляр»- 10 раз.
— «Лошадка»- 10 раз.
— «Грибочек»- 10 раз.
— «Барабанщики»- 5-7 раз
-«Гармошка»-10 раз.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Повторение артикуляции звука [Р]:
— Передай рычание злой собаки, карканье вороны.
— Расскажи Буратино о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].
(Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).
4. Развитие мелкой моторики.
Упражнение «Выложи по образцу».
— Буратино принес картинки. Посмотри и назови предметы, которые на них нарисованы. Выложи из спичек по образцу.
(Картинки: оранжевая морковь, красный забор, черная ракета).
5. Повторение чистоговорок.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Чистоговорки внятно,
Чтоб было всем понятно.
-Научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р].
РА-РА-РА- рак, гора .
РУ-РУ-РУ-рама, руки, ружья, кенгуру.
РО-РО-РО- Роща, рот, перо.
РЫ-РЫ-РЫ- Рыба, рысь, ковры.
АР-АР-АР- Рома пошел на базар.
УР-УР-УР- Валера тянет шнур.
ОР-ОР-ОР- На полу лежит ковер.
ЫР-ЫР-ЫР- На кармане много дыр.
6. Работа с предметными картинками.
а) «Назови слово и определи место звука».
-Наш гость принес конверт с картинками.
-Назови слова и разложи правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первое окошко (и т.д.)
(Предметные картинки: ракета, радуга, рак, рыба, морковь, сыр, забор, грабли, груша, краски, шары, картина, гриб , мороженное, помидор).
б) «Он, она, оно, они»
7. Физкультминутка.
-Посмотри, Буратино немного повеселел. Но еще одна беда — он потерял свой золотой ключик.
-Пока мы будем искать ключик, он придумает интересную игру.
«Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения).
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
8. Игра «Путаница».
— И еще одна игра: прочитай предложения если они не правильные исправь их.
* Расцвели на клумбе козы,
В огород забрались розы.
* Ползает у речки мак,
Расцветает в поле рак.
* На конверт наклею маску,
На лицо надену марку.
* Я возьму от сыра кошку,
Угощу я нашу корку.
9. «Подбери слова к рассказу»
Изображения: школа, стройка, новый год.
подбери подходящие слова к каждой картине.
Составь рассказ по картине про стройку используя слова которые ты отобрала.
III. Подведение итогов.
-Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил Буратино. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Вас могут заинтересовать: