Исследование оригинального языка произведений Шолом Алейхема
Занятие № 10
Автор Е.И.Чаленко, учитель русского языка и литературы
Тема: Исследование оригинального языка произведений Шолом Алейхема.
Ход занятия
I. Эпиграф.
Слово – дело великое.
Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.
Л. Н. Толстой
II. План анализа литературного – художественного произведения.
1. История создания.
2. Тематика.
3. Проблематика.
4. Идейная направленность.
5. Жанровое своеобразие.
6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
7. Характеристика центральных персонажей.
8. Сюжет. Особенности строения конфликта.
9. Роль пейзажа, портрета, монологов персонажей, интерьера, обстановки, действия.
10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, рассуждения, отступления).
11. Композиция отдельных сюжетов и отдельных образов.
12. Место произведения в творчестве писателя.
13. Место произведения в истории русской и мировой культуры.
III. План характеристики художественного образа – персонажа.
1) Место персонажа в системе образов произведения.
2) Характеристика персонажа как определенного социального типа:
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
Характер деятельности
Влияние на людей
4. Область чувств:
Тип отношения к окружающим
Особенности внутренних переживаний
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
С помощью портрета
В авторской характеристике
Через характеристику других действующих лиц
С помощью предыстории или биографии
Через цепь поступков
В речевой характеристике
Через «соседство» с другими персонажами
Через окружающую обстановку
3) Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
IV. Итог занятий. Анализ рассказов Шолом Алейхема «Рябчик», «Мафусаил».