Гражданин — Отечества достойный сын
Автор: учитель истории и обществознания Н. А. Дворянчикова
Цель: сформировать представление у учащихся о гражданине, его конституционных правах и обязанностях
Задачи:
Интегрирующая цель: На конкретных примерах раскрыть понятия « гражданин», «гражданский поступок», «достойный сын Отечества». Научить учащихся быть достойными гражданами. Овладеть коммуникативно-информационной компетенцией.
Образовательная цель: подвести учащихся к пониманию, что каждый человек обязан, стремится стать достойным гражданином своего Отечества, познакомить с основными понятиями.
Развивающая цель: развивать умение работать с электронными презентациями и развитие коммуникативных навыков посредством работы в группах.
Воспитательная цель: пробудить в учащихся чувства патриотизма, формирование в учащихся граждански активных и социально значимых качеств, готовности отдать все силы служению Отечеству.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, текст Конституции РФ, плакаты обучающихся «Права и обязанности гражданина», картина «Народное собрание в Афинах».
Ход урока:
-
Орг. Момент
-
Приветствие гостей и обучающихся
Учитель: — Ребята, какова цель урока?
Вступительное слово учителя: Мы познакомимся с такими понятиями, как «гражданин», «гражданский поступок», «достойный сын Отечества». Сегодня на уроке мы выясним, как гражданин должен относиться к своему Отечеству и какого человека можно считать достойным гражданином своей страны?
2. Изучение новой темы.
Урок хочется начать с эпиграфа (слайд из презентации).
«Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой»
Н.Некрасов.
Вопрос учителя:
— Какие здесь ключевые слова, в соответствии с темой нашего урока? Ученик: Не будет гражданин достойный, к Отчизне холоден душой.
— Вопрос учителя: Как вы понимаете слово «холоден душой»? Ученик: Безразличный.
-Учитель: Давайте для начала вспомним историю происхождения слова «гражданин», из курса истории Древнего мира.
— Ученик: Гражданин – коренной житель города Афин, чьи родители оба граждане. Обладал политическими правами, участвовал в Народном собрании.
— «Мозговой штурм». Назвать слова-ассоциации к слову «гражданин». Учитель записывает их на доске.
-Кто такой гражданин?
— Кто такой патриот?
— обязательно ли гражданин — патриот своего Отечества?
2 человека находят определение слова в Интернете.Остальные работают со словарем в учебнике:
Слайд Гражданин – человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определенные права и обязанности.
Гражданственность – правовая ответственность, активная гражданская позиция, понимание высоких нравственных ориентиров.
На слайдеПамятка «О гражданине».
4. «Поступок, достойный гражданина».
— Учитель: Подумайте, а какого человека можно назвать достойным гражданином?
Ответ: Достойный сын Отечества – это человек мысли и поступки, которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
Учитель: Например, 8 августа 2008г. Грузия вероломно напала на Южную Осетию.
Военная операция под кодовым названием «Чистое поле» предполагала полное уничтожение города Цхинвале и его мирного населения. Мирных жителей сжигали заживо, давили на танках, расстреливали в упор. Слайд из презентации: дирижёр Валерий Гергиев. Он дал концерт в разрушенном г. Цхинвале и как мог, помог своему осетинскому народу, подержав его дух после ужасов войны. Его концерт стал символом возрождения к новой мирной жизни. Он достойный сын своего Отечества.
— Учитель: Как вы думаете, что такое гражданский поступок? Ответ: Гражданский поступок – полезные и разумные действия гражданина, которые влияют на судьбу Отечества. Таких примеров в истории много.- Сусанин,
-
Послушайте легенду:
-
-Давным – давно, было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: воровать, убивать, оскорблять. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было грабить, убивать, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось! Государство Можно пришло в упадок. Тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок и все были счастливы. Почему?
-
-
(Жители стали жить по законам)
-
-
5. Работа в парах. Знакомство с главой 2 Конституции РФ.
-
— Как называется документ, где записаны законы государства? Вам необходимо собрать рассыпанные буквы.
-
-
(ЯЦИУТИОКСТН) -конституция.
5. Работа в парах. Знакомство с главой 2 Конституции РФ.
— Конституция — в переводе с латинского языка обозначает «установление».
-
-Конституция – это основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, прав и обязанности граждан. Конституция была принята 12 декабря 1993 года. Все права и обязанности граждан России записаны в конституции.
-
-Как вы понимаете слова « права», « обязанности»?
-
( Права- это то, что ты можешь делать, а можешь и не делать, обязанности- это то, что ты должен выполнять, независимо от своего желания.
-
А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?
-
-Вспомните, какие права имеют граждане нашей страны?
-
1. Право на жизнь.
-
2. Право на свободу.
-
3. Право на личную неприкосновенность.
-
4. Право на труд.
-
5. Право на отдых.
-
6. Право на свободу слова.
-
7. Право на образование.
-
8. Право на медицинское обслуживание.
-
— В 18 лет у вас появится ещё одно гражданское право, Вы сможете голосовать и избираться в органы государственной власти. Может кто-нибудь из вас станет депутатом или мэром.
1 ряд – гражданские права.
2 ряд – политические права. Объяснить слово « референдум».
3 ряд — обязанности. Заполнить схему: «Обязанности граждан РФ»
Работа в парах.
на листочках – знать- права, выполнять – обязанности, любить – свою Родину, охранять – территорию, беречь – природу, гордиться – культурой, языком
— Если каждый гражданин будет выполнять всё это, то в каком государстве он будет жить. ( В мирном государстве, хорошем государстве)
перечислите обязанности, которые вы сейчас не можете выполнить в соответствии с вашим возрастом и объясните почему?
— Защита Отечества (с 18 лет);
— Платить налоги (нет заработка, т. к. работать можно с 16 лет).
Опережающее домашнее задание. (На предыдущем уроке дети были поделены на группы и получили опережающее домашнее задание, результаты своих работ они представляют в форме презентации).
Домашнее задание группы №1 «Историки».
Итак, внимание на экран – Москва, Красная площадь – здесь установлен памятник К.Минину и Д. Пожарскому. Надпись «Гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Благодарная Россия 1818 г.». Задание: Прослушайте сообщение ученика и ответьте на вопросы.
-
Почему был установлен памятник в их честь?
-
Почему Кузьма Минин был назван гражданином? Ответы на вопросы: К.Минин и Д.Пожарский совершили гражданский поступок. К.Минин пожертвовал своей собственностью, создал народное ополчение и вместе с Д.Пожарским, который возглавлял войска, сражались с поляками и отстояли независимость России.
Домашнее задание группы №2 «Фотокорреспонденты».
Слайд « Школьная хроника», наши пятиклассники:
-
Организовали «зелёный патруль», они хотели помочь взрослым оберегать природу от загрязнения и помочь птицам перезимовать. Ребята убирали мусор, с ставили кормушки.
-
Приняли участие в акции «книжкина больница». Они отремонтировали старые книжки, сделав для них новые обложки.
Закрепление: Рефлексия. Заполнить лист самооценки.
Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Гражданин
Достойный, активный
Помогает, защищает, участвует
Я хочу стать настоящим гражданином
Патриот !
— Ребята! Вам строить новую Россию, преумножать её славу и богатства. И тогда действительно будет идеальное государство. Хотелось бы наш разговор закончить словами великого русского поэта Я надеюсь, что вы вырастите достойными гражданами своей страны.
-
Спасибо, ребята за совместную работу.
знать-
-
выполнять –
-
любить –
-
охранять –
-
беречь –
-
гордиться –
-
-
знать-
-
выполнять –
-
любить –
-
охранять –
-
беречь –
-
гордиться –
-
-
знать-
-
выполнять –
-
любить –
-
охранять –
-
беречь –
-
гордиться –
знать-
-
выполнять –
-
любить –
-
охранять –
-
беречь –
-
гордиться –
-
-
знать-
-
выполнять –
-
любить –
-
охранять –
-
беречь –
-
гордиться –
знать-
выполнять –
любить –
охранять –
беречь –
гордиться –
знать-
выполнять –
любить –
охранять –
беречь –
гордиться –
Лист самооценки ученика
|
Замечательно |
Хорошо |
Мог бы лучше |
Я приводил примеры, давал определения новым словам |
|
|
|
Я искал информацию в Интернете |
|
|
|
Я подготовил сообщение, дополнительную информацию |
|
|
|
Я слушал своих одноклассников, дополнял их |
|
|
|
Я наблюдал за собой и понял, что мне помогает, чтобы стать успешным |
|
|
|
Я работал с текстом Конституции РФ |
|
|
|
Лист самооценки ученика
|
Замечательно |
Хорошо |
Мог бы лучше |
Я приводил примеры, давал определения новым словам |
|
|
|
Я искал информацию в Интернете |
|
|
|
Я подготовил сообщение, дополнительную информацию |
|
|
|
Я слушал своих одноклассников, дополнял их |
|
|
|
Я наблюдал за собой и понял, что мне помогает, чтобы стать успешным |
|
|
|
Я работал с текстом Конституции РФ |
|
|
|
Лист самооценки ученика
|
Замечательно |
Хорошо |
Мог бы лучше |
Я приводил примеры, давал определения новым словам |
|
|
|
Я искал информацию в Интернете |
|
|
|
Я подготовил сообщение, дополнительную информацию |
|
|
|
Я слушал своих одноклассников, дополнял их |
|
|
|
Я наблюдал за собой и понял, что мне помогает, чтобы стать успешным |
|
|
|
Я работал с текстом Конституции РФ |
|
|
|
Лист самооценки ученика
|
Замечательно |
Хорошо |
Мог бы лучше |
Я приводил примеры, давал определения новым словам |
|
|
|
Я искал информацию в Интернете |
|
|
|
Я подготовил сообщение, дополнительную информацию |
|
|
|
Я слушал своих одноклассников, дополнял их |
|
|
|
Я наблюдал за собой и понял, что мне помогает, чтобы стать успешным |
|
|
|
Я работал с текстом Конституции РФ |
|
|
|
Мне больше всего удалось …
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за…
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что …
На мой взгляд, не удалось…, потому что… ,
На будущее я учту…
Мне больше всего удалось …
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за…
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что …
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…
Мне больше всего удалось …
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за…
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что …
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…
Мне больше всего удалось …
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за…
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что …
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…