Гражданин — Отечества достойный сын — Средняя школа № 8 г. Биробиджана

Гражданин — Отечества достойный сын

 

Автор: учитель истории и обществознания Н. А. Дворянчикова

Цель: сформировать представление у учащихся о гражданине, его конституционных правах и обязанностях

Задачи:
Интегрирующая цель: На конкретных примерах раскрыть понятия « гражданин», «гражданский поступок», «достойный сын Отечества». Научить учащихся быть достойными гражданами. Овладеть коммуникативно-информационной компетенцией.
Образовательная цель: подвести учащихся к пониманию, что каждый человек обязан, стремится стать достойным гражданином своего Отечества, познакомить с основными понятиями.
Развивающая цель: развивать умение работать с электронными презентациями и развитие коммуникативных навыков посредством работы в группах.
Воспитательная цель: пробудить в учащихся чувства патриотизма, формирование в учащихся граждански активных и социально значимых качеств, готовности отдать все силы служению Отечеству.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, текст Конституции РФ, плакаты обучающихся «Права и обязанности гражданина», картина «Народное собрание в Афинах».

Ход урока:

  1. Орг. Момент

  2. Приветствие гостей и обучающихся

Учитель: — Ребята, какова цель урока?

Вступительное слово учителя: Мы познакомимся с такими понятиями, как «гражданин», «гражданский поступок», «достойный сын Отечества». Сегодня на уроке мы выясним, как гражданин должен относиться к своему Отечеству и какого человека можно считать достойным гражданином своей страны?

2. Изучение новой темы.

Урок хочется начать с эпиграфа (слайд из презентации).

«Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой»
Н.Некрасов.

Вопрос учителя:

— Какие здесь ключевые слова, в соответствии с темой нашего урока? Ученик: Не будет гражданин достойный, к Отчизне холоден душой.

— Вопрос учителя: Как вы понимаете слово «холоден душой»? Ученик: Безразличный.
-Учитель: Давайте для начала вспомним историю происхождения слова «гражданин», из курса истории Древнего мира.

— Ученик: Гражданин – коренной житель города Афин, чьи родители оба граждане. Обладал политическими правами, участвовал в Народном собрании.

«Мозговой штурм». Назвать слова-ассоциации к слову «гражданин». Учитель записывает их на доске.

-Кто такой гражданин?

— Кто такой патриот?

— обязательно ли гражданин — патриот своего Отечества?

2 человека находят определение слова в Интернете.Остальные работают со словарем в учебнике:

Слайд Гражданин – человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определенные права и обязанности.

Гражданственность – правовая ответственность, активная гражданская позиция, понимание высоких нравственных ориентиров.

На слайдеПамятка «О гражданине».

4. «Поступок, достойный гражданина».

— Учитель: Подумайте, а какого человека можно назвать достойным гражданином?
Ответ: Достойный сын Отечества – это человек мысли и поступки, которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

Учитель: Например, 8 августа 2008г. Грузия вероломно напала на Южную Осетию.
Военная операция под кодовым названием «Чистое поле» предполагала полное уничтожение города Цхинвале и его мирного населения. Мирных жителей сжигали заживо, давили на танках, расстреливали в упор. Слайд из презентации: дирижёр Валерий Гергиев. Он дал концерт в разрушенном г. Цхинвале и как мог, помог своему осетинскому народу, подержав его дух после ужасов войны. Его концерт стал символом возрождения к новой мирной жизни. Он достойный сын своего Отечества.
— Учитель: Как вы думаете, что такое гражданский поступок? Ответ: Гражданский поступок – полезные и разумные действия гражданина, которые влияют на судьбу Отечества. Таких примеров в истории много.- Сусанин,

  • Послушайте легенду:

  • -Давным – давно, было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: воровать, убивать, оскорблять. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было грабить, убивать, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось! Государство Можно пришло в упадок. Тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился  порядок и все были счастливы. Почему?

  •  

  • (Жители стали жить по законам)

  •  

  • 5. Работа в парах. Знакомство с главой 2 Конституции РФ.

  • — Как называется документ, где записаны законы государства? Вам необходимо собрать рассыпанные буквы.

  • (ЯЦИУТИОКСТН) -конституция.

5. Работа в парах. Знакомство с главой 2 Конституции РФ.

 — Конституция  — в переводе с латинского языка  обозначает «установление».

  • -Конституция – это основной закон  государства, определяющий основы общественного и государственного строя, прав и обязанности граждан. Конституция была принята 12 декабря 1993 года. Все права и обязанности граждан России записаны в  конституции.

  • -Как вы понимаете слова « права», « обязанности»?

  • ( Права- это то, что ты можешь делать, а можешь и не делать, обязанности- это то, что ты должен выполнять, независимо от своего желания.

  • А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?

  • -Вспомните, какие права имеют граждане нашей страны?

 

  • 1. Право на жизнь.

  • 2. Право на свободу.

  • 3. Право на личную неприкосновенность.

  • 4. Право на труд.

  • 5. Право на отдых.

  • 6.  Право на свободу слова.

  • 7.  Право на образование.

  • 8.  Право на медицинское обслуживание. 

  • — В 18 лет у вас появится ещё одно гражданское право, Вы сможете голосовать и избираться в органы государственной власти. Может кто-нибудь из вас станет депутатом или мэром.

1 ряд – гражданские права.

2 ряд – политические права. Объяснить слово « референдум».

3 ряд — обязанности. Заполнить схему: «Обязанности граждан РФ»

Работа в парах.

на листочках – знать- права, выполнять – обязанности, любить – свою Родину, охранять – территорию, беречь – природу, гордиться – культурой, языком

— Если каждый гражданин будет выполнять всё это, то в каком государстве он будет жить. ( В мирном государстве, хорошем государстве)

перечислите обязанности, которые вы сейчас не можете выполнить в соответствии с вашим возрастом и объясните почему?
— Защита Отечества (с 18 лет);
— Платить налоги (нет заработка, т. к. работать можно с 16 лет).

Опережающее домашнее задание. (На предыдущем уроке дети были поделены на группы и получили опережающее домашнее задание, результаты своих работ они представляют в форме презентации).

Домашнее задание группы №1 «Историки».
Итак, внимание на экран – Москва, Красная площадь – здесь установлен памятник К.Минину и Д. Пожарскому. Надпись «Гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Благодарная Россия 1818 г.».
Задание: Прослушайте сообщение ученика и ответьте на вопросы.

  1. Почему был установлен памятник в их честь?

  2. Почему Кузьма Минин был назван гражданином? Ответы на вопросы: К.Минин и Д.Пожарский совершили гражданский поступок. К.Минин пожертвовал своей собственностью, создал народное ополчение и вместе с Д.Пожарским, который возглавлял войска, сражались с поляками и отстояли независимость России.

Домашнее задание группы №2 «Фотокорреспонденты».
Слайд « Школьная хроника», наши пятиклассники:

  1. Организовали «зелёный патруль», они хотели помочь взрослым оберегать природу от загрязнения и помочь птицам перезимовать. Ребята убирали мусор, с ставили кормушки.

  2. Приняли участие в акции «книжкина больница». Они отремонтировали старые книжки, сделав для них новые обложки.

Закрепление: Рефлексия. Заполнить лист самооценки.

Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Гражданин

Достойный, активный

Помогает, защищает, участвует

Я хочу стать настоящим гражданином

Патриот !

— Ребята! Вам строить новую Россию, преумножать её славу и богатства. И тогда действительно будет идеальное государство. Хотелось бы наш разговор закончить словами великого русского поэта Я  надеюсь, что вы вырастите достойными гражданами своей страны.

  • Спасибо,  ребята за совместную работу.

 знать-

  • выполнять –

  • любить –

  • охранять –

  • беречь –

  • гордиться –

  • знать-

  • выполнять –

  • любить –

  • охранять –

  • беречь –

  • гордиться –

  • знать-

  • выполнять –

  • любить –

  • охранять –

  • беречь –

  • гордиться –

знать-

  • выполнять –

  • любить –

  • охранять –

  • беречь –

  • гордиться –

  • знать-

  • выполнять –

  • любить –

  • охранять –

  • беречь –

  • гордиться –

знать-

выполнять –

любить –

охранять –

беречь –

гордиться –

знать-

выполнять –

любить –

охранять –

беречь –

гордиться –

Лист самооценки ученика

Замечательно

Хорошо

Мог бы лучше

Я приводил примеры, давал определения новым словам

Я искал информацию в Интернете

Я подготовил сообщение, дополнительную информацию

Я слушал своих одноклассников, дополнял их

Я наблюдал за собой и понял, что мне помогает, чтобы стать успешным

Я работал с текстом Конституции РФ

Лист самооценки ученика

Замечательно

Хорошо

Мог бы лучше

Я приводил примеры, давал определения новым словам

Я искал информацию в Интернете

Я подготовил сообщение, дополнительную информацию

Я слушал своих одноклассников, дополнял их

Я наблюдал за собой и понял, что мне помогает, чтобы стать успешным

Я работал с текстом Конституции РФ

Лист самооценки ученика

Замечательно

Хорошо

Мог бы лучше

Я приводил примеры, давал определения новым словам

Я искал информацию в Интернете

Я подготовил сообщение, дополнительную информацию

Я слушал своих одноклассников, дополнял их

Я наблюдал за собой и понял, что мне помогает, чтобы стать успешным

Я работал с текстом Конституции РФ

Лист самооценки ученика

Замечательно

Хорошо

Мог бы лучше

Я приводил примеры, давал определения новым словам

Я искал информацию в Интернете

Я подготовил сообщение, дополнительную информацию

Я слушал своих одноклассников, дополнял их

Я наблюдал за собой и понял, что мне помогает, чтобы стать успешным

Я работал с текстом Конституции РФ

Мне больше всего удалось …

Я могу себя похвалить за…

Я могу похвалить одноклассников за…

Меня удивило…

Для меня было открытием то, что …

На мой взгляд, не удалось…, потому что… ,

На будущее я учту…

Мне больше всего удалось …

Я могу себя похвалить за…

Я могу похвалить одноклассников за…

Меня удивило…

Для меня было открытием то, что …

На мой взгляд, не удалось…, потому что…

На будущее я учту…

Мне больше всего удалось …

Я могу себя похвалить за…

Я могу похвалить одноклассников за…

Меня удивило…

Для меня было открытием то, что …

На мой взгляд, не удалось…, потому что…

На будущее я учту…

Мне больше всего удалось …

Я могу себя похвалить за…

Я могу похвалить одноклассников за…

Меня удивило…

Для меня было открытием то, что …

На мой взгляд, не удалось…, потому что…

На будущее я учту…

 

Вас могут заинтересовать: