Житие преподобного Сергия Радонежского

Разработал: учитель истории и обществознания Наталья Анатольевна Дворянчикова.

Тема урока: «Житие преподобного Сергия Радонежского»
Цели урока:
познакомить учащихся с житием  преподобного Сергия Радонежского, раскрыть духовную красоту его личности;
провести межпредметные связи с уроками музыки, изобразительного искусства, истории;
развивать речь учащихся, умение работать с толковыми словарями;
воспитывать в детях доброту, отзывчивость, чувство патриотизма, приобщать к духовно-нравственным ценностям русской культуры.
Задачи:
— познакомить с подвижничеством Преподобного Сергия   Радонежского : служения своему народу, с такими моральными качествами как жертвенность, терпение, трудолюбие, сострадание, гуманность;
-способствовать развитию познавательной активности,мыслительной
деятельности, умений и навыков восприятия информации, эмоциональной отзывчивости, зрительной памяти, творческих способностей, интереса, словарного запаса в рамках  темы   урока .

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация учителя Наглядное пособие иллюстрации, фильм для детей.

Ключевые понятия: Преподобный  Сергий   Радонежский , Троице-Сергиева лавра, инок, обедня (литургия), риза, благословение, мощи.

ХОД  УРОКА :
I. Организационный этап.
II. Актуализация полученных знаний.
Ученики ставят цель урока .
Нам  предстоит обобщить наши знания о Сергии Радонежском. Чье 700 -летие отмечает русская православная церковь и все люди, кто дорожит памятью наших далеких предков.

Вам дано было задание прочитать биографию Сергия Радонежского.
Нам предстоит сегодня ответить на вопрос: «Почему Сергий назван святым? Что особенного он сделал в своей жизни
Слайд 2.
— Какого человека  мы называем святым?  ( Святые – это люди совсем особенные, особенно любящие Бога. это люди, которые угодили Богу своей праведной жизнью.
-А каким вы представляете себе святого человека? Да, он должен любить Бога, молиться Ему; любить других людей,помогать им.

— Назовите какими качествами обладают святые
На доске:
любовь к Богу и людям
смирение
покаяние
терпение ради Бога
радость о Боге
надежда на Бога
вера в Бога
благочестие
молитва
Святого можно сравнить с маленьким зеркалом, в котором отражается свет солнца, и этот отраженный свет светит другим людям.

— А сейчас подумайте и запишите все, что вы знаете о Сергии. Все ваши ассоциации фиксируйте в первом столбике таблицы.
Таблица «Знаю – Хочу, узнать – Узнал».

Времени на эту работу вам отводится 1-2 минуты.(По окончании работы учащиеся по очереди озвучивают свои варианты, а без каких – либо комментариев фиксирую их на доске.)

Работа со словарем. Перед сообщениями один ученик знакомит с новыми словами:

Благо – добро, доброе дело.
Вера – уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему. Представляет собой основной признак религиозного сознания. Определяет переживания и поведение верующих.
Игумен (гр. ведущий) – монах в сане священника, званием выше иеромонаха, но ниже архимандрита.
Епископ (гр. – надзирающий) – архиерей, главный пастырь епархии.
Лавра (гр.- улица, посёлок) – крупный и важный по своему положению православный мужской монастырь. В настоящее время на территории России две лавры: Троице-Сергиева в Сергиевом Посаде под Москвой и Александро-Невская в Санкт-Петербурге. Ещё две лавры: Киево-Печёрская и Почаевская – находятся на территории Украины.
Монастырь (гр.- келья отшельника) – община монахов, совместно проживающих в соответствии с определёнными правилами и нормами, предписанными Церковью и монастырским уставом.
Монах (гр. – одинокий) – человек, отказавшийся от мирской жизни ради служения Богу и давший обеты целомудрия, нестяжания и послушания.
Преподобный — святой из монашествующих, своими подвигами и святостью жизни стяжавший высшее нравственное
Праведный – от слова «праведник» — святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной жизни. Проживший земную жизнь праведно.
Пустынь – уединённое монашеское поселение.
Чудо – непостижимое событие, вызванное волей Божией и нарушающие известные законы природы.

Задание: внимательно послушать сообщения и по ходу рассказа заполнить таблицу.

Ученик 1. Преподобный  Сергий  родился в 1314г. в городе Ростове от благочестивых родителей Кирилла и Марии. По рождении был назван Варфоломеем. Это имя означает Сын радости.Когда ему исполнилось 7 лет, он начал учиться грамоте, но учение, несмотря на все его старания, не давалось ему из-за плохой памяти. Это очень огорчало Варфоломея. Однажды, любя уединение и безмолвие, он пошел в лес и там увидел некого инока, который стоял на молитве.
1. Анализ отрывка о встрече Варфоломея с черноризцем.
Просмотр фрагмента из фильма «Житие Сергия Радонежского».
Беседа по прочитанному и просмотренному фрагменту:
— Как выглядел старец, с которым встретился Варфоломей? (Он был благообразным, подобным ангелу)
– Расскажите, о чем беседовали мальчик и черноризец? (Отрок поведал о своей печали, старец помолился и благословил Варфоломея)

Ученик 2. Когда Варфоломею исполнилось 15 лет, его родители переехали из Ростова Великого в Радонеж, где вскоре умерли. Юноша вел строгую монашескую жизнь; постился, молился Богу, читал книги. Похоронив родителей Варфоломей поступил в Хотьковски монастырь. Но душа его искала полного уединения, он вместе с братом Стефаном ушел в лесную глушь. На выбранном месте братья стали вырубать лес, построили шалаш и начали строить маленькую деревянную церковь, посвященную Троице. Когда Варфоломею исполнилось 23 года, игумен Митрофан постриг его в монашество с именем Сергий. Брат Стефан не выдержал суровой жизни в лесу и вернулся в Хотьковский монастырь.

Ученик 3. Со временем вокруг Преподобного Сергия собрались
12 монахов, образовавших скромный монастырь. Теперь это Троице-Сергиева лавра — один из самых главных монастырей. Епископ Афанасий назначил  Сергия  игуменом монастыря.   Сергий  заботился о том, чтобы монахи жили скромно, просто, мирно, проводили дни в молитвах и трудах.
В те времена, когда жил   Сергий   Радонежский ,на Русь напали татаро-монголы. В 1380г. – хан Мамай собрал огромное войско, грозя окончательно разорить страну. Святой Сергий благословил князя Димитрия Донского на сражение с врагами и предсказал князю победу.
Посмотрите видеофрагмент о Троице- Сергиевой лавре .
Кроме Троице Сергиевой Лавры Преподобный Сергий Радонежский основал 150 монастырей и разослал во все обители своих учеников, многие из которых находятся во Владимирской области.

Ученик читает стихотворение:
Я вижу, словно  наяву,
Лицо ребенка,
Глаз изумленных синеву
И облик тонкий.
Он плоть от плоти той земли
И кость от кости,
Где осень, ветлы, журавли,
Крест на погосте.
И пусть он хрупок, робок, мал
Еще сегодня,
Но выбор на него упал
Уже Господний!
Он землю Русскую спасет
Святой молитвой.
И с именем его народ
Пойдет на битвы.
Учитель. Немало потрудился Преподобный  Сергий  для России, он
объединял и мирил князей, строил храмы, монастыри, чтобы зазвучало на Руси Божье слово.

—  Работа в парах. Рабочие листы см. приложение
— Фотозагадки . каким событиям посвящены иллюстрации?

Учитель: Ребята, вы сегодня внимательно слушали друг друга, выбирали самые яркие моменты жизни преподобного Сергия Радонежского. Вам, предлагается сейчас приклеить на дереве, которое символизирует жизнь преподобного Сергия листочки, подписать на них самые важные на ваш взгляд его деяния и разместить их на дереве снизу вверх: от самых скромных до самых значимых в его жизни. Треугольник символизирует корни дерева
V. Этап закрепления знаний.
1. Фронтальная беседа с классом.
— Что больше всего удивило или поразило в «Житии Сергия Радонежского»?
— Какими качествами обладал преподобный? (Кротость, благочестие, доброта, любовь ко всем)
Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия, как  человечность, доброта, милосердие. Многие организации, отдельные граждане нашей страны, осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, к инвалидам. Не тянется ли эта ниточка, эта преемственность из глубины веков, от таких людей, как преподобный Сергий Радонежский?
Рефлексия.
— А какие добрые дела можете совершить вы, даже в таком юном возрасте? (Дети рассуждают)
— А теперь, потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передавайте тепло другу, соединив, свою ладонь с его ладошкой. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.

Рабочий лист 1

1. Словесная импровизация: «Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства» (2 предложения).
2. Какие 4 великие дела Сергия Радонежского ты знаешь?
2. объяснить смысл пословицы, приводя примеры из жития Сергия Радонежского.                                 Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Рабочий лист 2
1. Составь план рассказа на тему «Сергий Радонежский – чудотворец».
2. Почему Сергия Радонежского называют «плотник-святой»?
3.объяснить смысл пословицы, приводя примеры из жития Сергия Радонежского.                                 Жить – Богу служить.

Рабочий лист 3
1.Вспомнив житие Преподобного Сергия, ответьте, какой эпизод жизни Преподобного можно считать началом его духовного пути?
Ответ: Началом духовного пути Преподобного стало Божие знамение — указание пути святого, когда, еще до рождения, будучи в утробе матери, он трижды прокричал во время Божественной литургии. Означало это, что суждено ему служить Пресвятой Троице.
2. Известный русский писатель Б.Зайцев утверждал, что «подвиг его [Сергия Радонежского] всечеловечен». Как ты понимаешь данные слова?
3. объяснить смысл пословицы, приводя примеры из жития Сергия Радонежского.                                 Послушание – выше поста и молитвы.

Вас могут заинтересовать: