Метод проектов на уроках в начальной школе
Автор: Людмила Александровна Панфилова, учитель начальных классов
Введение.
«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия »
В. Гузеев
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.
В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получило широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза».
Метод проектов на уроках в начальной школе.
Я работаю в школе 10 лет. Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ традиционного обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки; отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную. Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.
С этой целью мною был выбран метод проектов. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться. Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку: успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности; знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей; выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду, проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы; детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.
Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Важно помнить, что проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Это технология, обеспечивающая личностный рост ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
На мой взгляд — метод проектов — это очень интересная работа. Очень часто в начальной школе мы пользуемся проектами, но не всегда знаем, что это проект. Например, готовим с детьми экологический спектакль, а оказывается — это проект. Как сильно должен измениться сам учитель, чтобы учить детей не сухим фактам, а учить учиться самим. Проектная деятельность, действительно помогает научить детей учиться самим. Ведь готовя проект, дети копаются в куче информации, ищут описание и т.д. и т.п. Так что за проектной работой в начальной школе очень большое будущее.
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.
Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.
Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык.
Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.
Общие подходы к этапам проекта.
-
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах
6. Защита проектов.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Основные цели, которые я ставлю для организации проектной деятельности учащихся младших классов:
— активизация проектной деятельности учащихся;
— формирование умений сотрудничества, действий планирования, анализа, контрольно- оценочных действий учащихся (самоконтроля и оценки (самооценки);
— развитие творческих способностей учащихся не только в учебное время (на уроках), но и через спектр практически направленных мероприятий во внеурочной деятельности, самостоятельности, организованности, умение пользоваться источниками для углубления знаний в соответствии с выбранной темой.
Работу организую по следующему плану:
-
Выбор темы.
-
Постановка цели и задач.
-
Изучение вопроса, объекта исследования.
-
Сбор материала.
-
Обработка материала, получение результата, анализ.
-
Отчёт о проделанной работе.
Оформление результатов проекта реферат или доклад, презентация, выпуск стенгазеты, выступление и т. д. – какой выход запланировали.
Классификация проектов.
Метод проектов можно представлять как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя и учащегося, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы проекта:
-
Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
-
Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:- к кому обратиться за помощью;- в каких источниках можно найти информацию;- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);-с какими предметами научиться работать для достижения цели;
-
Выполнение проекта – практическая часть.
-
Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Проекты могут классифицироваться:
-
по составу участников;
-
по целевой установке;
-
по тематике;
-
по срокам реализации.
На практике чаще всего используются следующие типы проектов:
-
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
-
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
-
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
-
творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами. Основная цель проектного метода – это развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития личности ребенка:
-
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
-
развитие познавательных способностей;
-
развитие творческого воображения;
-
развитие творческого мышления;
-
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) это:
-
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя);
-
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем);
-
формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это:
-
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Работа над проектом включает деятельность учителя и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта (табл.).
Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
Примерный план работы учителя по подготовке проекта:
На основе изученных проблем детей поставка цели проекта.
Разработка плана движения к цели (обсуждение плана движения к реализации проекта с родителями).
Привлечение специалистов (библиотекарь, социальный педагог и др.) к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Составление плана-схемы проекта.
Сбор, накопление материала.
Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
Презентация проекта, открытое занятие.
Этапы создания проекта
Этапы проекта |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап |
1. Формулирует проблему (цель и конечный продукт проекта). 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (нежестко).
4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. 7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
9. Подготовка к презентации. Презентация |
1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. 5. Объединение детей в рабочие группы.
6.Распределение амплуа. 7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.
8.Подготовка продукта деятельности к презентации. 9. Представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности |
Особенности учебных проектов младших школьников.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной — двумя неделями в режиме урочно — внеурочных занятий.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.
После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.
Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.
Проблема отсутствия у детей умения поисковой деятельности
Одним из особенностей является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Она связана с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное, делать обобщения.
Конечно же, в начальных классах учащиеся не умеют работать с дополнительной литературой. Поэтому очень важно приготовить обобщенный дополнительный материал, где имеются ответы на поставленные вопросы. Тогда перед учащимися стоит более простая задача: найти ответ в одном источнике.
По мере приобретения опыта работы с дополнительной литературой их число можно постепенно увеличивать.
После того, как ответ найден, его нужно обсудить. При этом важен направляющая деятельность учителя, который может дополнить ответы учащихся, желательно получая ответы от самих учащихся.
Ответ коротко записать в тетрадях.
Для проведения защиты продуктов своей деятельности учащимся желательно задать дополнительное домашнее задание: расспросить у своих родителей, бабушек и дедушек, соседей или знакомых, записать интересные случаи.
Может быть, учащиеся сами были свидетелями таких случаев.
Тогда результатом проекта будут не просто ответы на вопросы, а и небольшие творческие рассказы. Наиболее способные учащиеся могут дополнить свои работы рисунками.
Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы.
Опыт работы по организации проектной деятельности позволил мне составить ряд памяток, рекомендаций.
Для того чтобы работа была эффективной необходимо соблюдать следующие условия, которые мы сформулировали в памятке для учителя.
Памятка для учителя № 1.
-
Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.
-
Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
-
Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.
-
Создать психологический комфорт: а) дети не должны бояться совершить ошибку; б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять; в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.
-
Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.
-
Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.
-
В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам.
Памятка для родителей.
-
Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.
-
Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.
-
Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.
-
Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.
-
Меньше наставлений, прямых инструкций.
-
Не сдерживайте инициативу.
-
Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.
-
Не раздражайтесь.
-
Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.
-
Учите доводить дело до конца.
Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Позволим себе дать несколько практических рекомендаций
Правила презентации для ученика:
-
Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.
-
Найди удобное положение тела и место для рук.
-
Спокойно посмотри на слушателей.
-
Назови тему.
-
Заинтересуй слушателей выступлением.
-
Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.
-
Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.
-
Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали.
-
Логично закончи свое выступление.
Памятка для учителя по подготовке к презентации.
-
Помогите ученикам произвести самооценку проекта:
-
Почему начали работу над проектом?
-
Решили ли вы проблему?
-
Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой?
-
Что не доделано, а может быть можно изменить.
-
-
Помогите оценить процесс проектирования.
-
Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления.
-
Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути.
-
Оценка проекта должна носить стимулирующий характер.
-
Не следует превращать презентацию проектов в соревнование. Лучше выделить номинации.
Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе
Плюсы проектной деятельности:
+ навыки самообразования и самоконтроля;
+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;
+ навыки групповой деятельности;
+ индивидуальный подход;
+ интерес к познавательной деятельности
Минусы проектной деятельности:
— возрастает нагрузка на учителя;
— ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);
— психологические коммуникативные проблемы;
— проблема субъективной оценки.
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.
Вот поэтому я использую в обучении в начальных классах метод проектов. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.
Приложение.
Урок-проект
«Первоцветы»
Задачи:
1. Образовательные:
1.1. Углубление знаний о Красной книге и ознакомление учащихся с разнообразием видов первоцветов;
1.2. Заинтересовать учащихся в решении проблемы первоцветов.
2. Развивающие:
2.1. Развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.
2.2. Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.
3. Воспитательные:
3.1. Воспитание гуманного отношения к природе.
3.2. Экологическое и нравственное воспитание.
3.3. Воспитывать умение работать в группе.
Оборудование:
Детские рисунки первоцветов с рассказами о цветах, цветные карандаши, бумага для создания рисунков.
Методы:
1. Словесный (индивидуальные рассказы учеников, рассказ учителя, беседа).
2. Наглядный (показ рисунков).
Предварительная работа.
На уроках изобразительного искусства ученики рисуют первоцветы и самостоятельно составляют рассказы о цветах, используя справочную литературу.
На уроках технологии ученики выполняют аппликационные работы на тему «Первоцветы».
Проводятся экскурсии с целью изучения и охраны первоцветов, произрастающих в данной местности. Перед экскурсиями проводятся беседы о видах первоцветов и об охране первоцветов, о Красной книге России и края.
Весь накопленный материал: рисунки, работы учеников, рукописные рассказы используется для создания рукописной книги для учеников младших классов.
Итогом данной работы служит создание книги для учеников младших классов «Первоцветы».
Ход урока.
1. Организационный момент. Постановка темы урока.
У учеников в руках элементы мозаики. Рассаживание по группам. Собирание мозаики «Первоцветы».
— У Вас в руках элементы мозаики. Найдите на частях мозаики одинаковые цифры. Сядьте по группам. Соберите мозаику.
— Назовите, что вы собрали?
Ответы детей. – Это цветы. Одуванчик. Ветреница лютиковая. Медуница. Чистяк.
— Как назвать эти цветы? ( Первоцветы)
Сегодня на уроке мы будем говорить о первоцветах, и составлять, о них книгу.
— Почему их так называют?
2. Беседа о первоцветах с использованием презентации.
Ученики рассказывают о цветах. Учитель добавляет рассказы учеников.
— Название этого цветка является родственным слову «снег» и в природе этот цветок с ним непосредственно связан?
Что такое подснежники?
Подснежниками в России принято называть самые разнообразные растения, зацветающие весной первыми. Однако существуют самые настоящие подснежники. Научное их название — «галантус», что в переводе с латыни обозначает «молочноцветник».
Существует легенда, что однажды, когда богиня Флора раздавала всем цветам костюмы для карнавала, своему любимцу — подснежнику она подарила белое платье. Снег тоже хотел принять участие в карнавале, вот только карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Однако никто так и не согласился, потому что все очень боялись холода. И только подснежник укрыл снег своим хитоном. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.
Почему подснежники ничего не боятся?
— Ребята, я знаю такой секрет. Вы очень любознательны и я вам его открою. А может быть вам известно, когда растение начинает расти? (ответы детей). Верно, когда начинается сокодвижение. А у подснежников сок необычайный, он сахарный! Да, именно, в нем содержится много сахара, а такие растворы с большим содержанием сахара во время небольших морозов не замерзают.
И вправду, цветки у него белые, как молоко. Это довольно редкие растения для России. А мы называем подснежниками, или первоцветами, другие цветы. Почему их так называют?
– Первые цветы появляются в лиственных лесах. Их называют эфемероидами. Это многолетние травянистые растения, для которых характерна осеннее-зимне-весенняя вегетация. Цветут они рано весной, летом наземные части их отмирают, остаются лишь подземные видоизмененные побеги- луковицы, клубни, корневища. Подснежники это: гусиный лук, медуница, хохлатка, ветреница дубравная и др.
Голубая пролеска. Она любит произрастать в дубравах. Будто голубые лужицы, а то и озерца разливаются. Ей не страшны весенние заморозки, потому что в моих клетках содержится повышенная концентрация сахара.
Медуница. Рядом с пролеской цветет не совсем обычный цветок, который сам по себе – разноцветный букетик. Это медуница. Вначале, когда цветки только появляются, они все розовые. Но пройдет несколько дней, и на стебельке кроме розовых появляются и голубые, и синие, и фиолетовые.
А знаете почему она меняет свои наряды? Все дело в красителе – антоциане. В молодых цветках сок в клетках лепестков кислый, в такой среде антоциан окрашивает лепестки в ярко-розовый цвет. Через несколько дней клеточный сок становиться щелочным, антоциан придает лепесткам фиолетовую, а позже синюю окраску. Она прекрасный медонос, недаром её называют Медуницей.
А теперь послушайте четверостишье и угадайте, о каком их этих растений я говорю?
На откосе, на лугу,
Босиком по снегу
Первые цветочки —
Желтые глазочки! (мать-и- мачеха)
— Почему это растение так называется?
Мать-и-мачеха — Листья у неё крупные, необычные: сверху они зеленые, гладкие, жесткие, а снизу беловатые, покрытые мягкими волосками и как будто теплые. За эти особенности цветок получил свое имя: нежная сторона добрая «мать», а верхняя сторона листьев неласковая «мачеха». Латинское название мое означает «Выводящее кашель».
Следующее растение — Хохлатка.
Хохлатка — Цветки собраны в нарядную кисточку. И у каждого цветка — будто небольшой хохолок. Всего несколько дней радую своей красотой глаз.Уже в конце весны её не увидите. Исчезнут не только цветы, но и стебель и листья. Останется только клубень в почве. От него на следующий год и будет расти растение. И, конечно, от семян, которые упали на землю. Но цветет растение лишь на 4 -5 год своей жизни. У неё есть КЛУБЕНЬ — видоизмененный побег растения с утолщенным стеблем и недоразвитыми листьями. В клубне находится запас питательных веществ. Именно за счет него начинаю рано расти и цвести. Клубень съедобен и для человека и для животных.
Ветреница — Зацветет ветреница — и покажется, что вернулась зима и украсила все большими снежинками. Нахмурится небо, соберется дождь — и белые цветы тут же закроются. Почти у всех весенних растений цветки на ночь и при наступлении ненастья и очень холодной погоды закрываются. Это способствует их сохранению при неблагоприятной погоде и сохранению пыльцы.
Название сразу ветер напоминает. Ранней весной от весеннего теплого ветра появляется этот маленький, тонконогий, желтенький, нежный цветочек. Но похож цветом на лютик, поэтому не просто ветреница, а лютиковая.
Про какой цветок так говорят: «С молоком, а не коровушка, летает, а не соловушка».
Загадки.Глазок золотой на солнце глядит, как солнце нахмурится, глазок прищурится.
На лугу у реки золотые огоньки, дождь заморосил, огоньки погасил.
Одуванчик — Русское название «одуванчик» он получил из-за необычайной легкости, с которой при малейшем дуновении воздуха созревшие плодики-семянки на пушистых летучках отрываются от цветоложе и разлетаются. Оставшееся голым цветоложе напоминает плешивую голову. Поэтому в средние века меня называли «монашеская голова», а в России с этим связаны названиея пустодуй, пушник, плешивец. Еще одна группа названий обусловлена млечным соком, содержащимся во всех частях растения. Это обо мне говорят: «С молоком, а не коровушка, летает, а не соловушка».
— У одуванчика есть удивительная способность предсказывать ненастье. В ясную погоду корзинки одуванчика открываются в 6 часов утра и закрываются в 3 часа дня. В ненастную погоду они вообще не раскрываются.
Продолжаем парад первоцветов.
Гусиный лук. Чистяк.
Отгадайте загадку.
Белые душистые, в лесу растут, весной цветут?
Ландыши.
3. Физкультминутка
— Давайте попробуем представить, что ваши ладошки – лепестки одуванчика.
– Утро?
Дети раскрывают ладошки в виде цветка.
– Вечер?
Дети закрывают ладошки в виде бутона.
Действие повторяется несколько раз.
4. Отгадывание кроссворда.
Как хорошо вы знаете первоцветы, мы узнаем, если вы отгадаете кроссворд.
-
П
Е
Р
В
О
Ц
В
Е
Т
Ы
Урок математики
3 класс (1-4)
Презентация проектов по теме:
«Меры длины»
ЦЕЛЬ: развитие ключевой компетентности (организационная, коммуникативная, социальная)
ЗАДАЧИ:
1. Развивать навыки познавательной деятельности:
Работа с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
Навыки организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
2. Развивать коммуникативные навыки (партнерское общение)
3. Умение детей представлять результаты своей работы
4. Развивать интерес к математике.
МАТЕРИАЛЫ:
Выставка книг;
Костюм магистра;
Мультимедийная презентация;
Экран;
Магнитофон, фонограмма.
ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: «Меры длины»
Гр. «Старинные русские меры длины» |
Гр. «Измерительные инструменты» |
Гр. «Меры длины в литературе» |
Гр. «Решаем… Думаем… Смекаем…» |
|
17-21 ноября |
|
|||
24-28 ноября |
1. Отбор материала «Старинные русские меры длины» 2. Оформление книги. 3. Изготовление дидактического пособия. |
1. Изучение измерительных инструментов. 2. Изготовление книги. 3. изготовление коллекции. |
1. Подборка материала о мерах длины в литературе. 2. Оформление книги пословиц. 3. Сценка. |
1. Подборка и придумывание загадок, ребусов, кроссвордов. 2. Оформление книги.
|
П Р Е З Е Н Т А Ц И Я |
Название: «Меры длины» |
||
Возможные проекты |
Возможные источники информации |
|
Учебная информация (уроки по базовым дисциплинам как источники сведений по теме) |
Другие источники информации |
|
1. Старинные русские меры длины. |
|
|
2.Измерительные инструменты. |
|
|
3. Меры длины в литературе. |
|
|
4. Решай…Смекай… Угадывай… |
|
|
«Старинные русские меры длины»
Название: проект по теме: «Меры длины» |
|||||||
Этапы и их сроки |
Конечный продукт |
Действия |
Роли |
Необходимые материалы |
Источники информации |
Привлечение других взрослых |
|
В школе |
Вне школы |
||||||
1 неделя |
Книга «Старинные русские меры длины» Компьютерная презентация |
Посещение школьной библиотеки |
Посещение детской библиотеки. Беседы с родителями. Интернет. |
Оформители.
|
Бумага.
|
художественная литература; детские журналы; научно-популярная литература |
Родители библиотекари |
2 неделя |
Изготовление дидактического пособия из лент с мерами длины |
Изготовление основы |
Заготовка лент и надписей |
Художники оформители |
Бумага, ленты, самоклеющая плёнка |
Родители |
«Измерительные инструменты»
Название: проект по теме: «Меры длины» |
|||||||
Этапы и их сроки |
Конечный продукт |
Действия |
Роли |
Необходимые материалы |
Источники информации |
Привлечение других взрослых |
|
В школе |
Вне школы |
||||||
1 неделя |
Книга «Учитель: — |
Изготовление книги |
Подборка материала |
Художники-оформители |
Бумага, карандаш, краски, кисточки |
Книжки «Сделай сам», Интернет |
Родители |
2 неделя |
Коллекция измерительных инструментов |
Изготовление коллекции |
Подборка измерительных инструментов |
Художники-оформители |
Плёнка самоклеющая, ножницы, дипломат |
Родители |
«Меры длины в литературе»
Название: проект по теме: «Меры длины» |
|||||||
Этапы и их сроки |
Конечный продукт |
Действия |
Роли |
Необходимые материалы |
Источники информации |
Привлечение других взрослых |
|
В школе |
Вне школы |
||||||
1 неделя |
Книга пословиц и поговорок |
Оформление книги |
Подборка материала |
Художники-оформители |
Бумага, карандаш, краски, кисточки |
художественная литература; детские журналы |
Родители, учителя |
2 неделя |
Подборка художественных произведений. Сценка. |
Чтение худ. литературы |
Читатели, артисты |
Костюмы |
художественная литература; детские журналы |
Родители, библиотекари, учителя |
Решаем… Думаем… Смекаем…»
Название: проект по теме: «Меры длины» |
|||||||
Этапы и их сроки |
Конечный продукт |
Действия |
Роли |
Необходимые материалы |
Источники информации |
Привлечение других взрослых |
|
В школе |
Вне школы |
||||||
1 неделя |
Подборка загадок, ребусов, кроссвордов. |
Подборка и придумывание загадок, ребусов, кроссвордов. |
Автор, художник |
Бумага, ручка, карандаши |
Детские книги, журналы, Интернет |
Родители, библиотекарь, учителя |
|
2 неделя |
Книга загадок, ребусов, кроссвордов. |
Изготовление книги |
Оформление книги |
Переплетчик, оформитель |
Бумага, картон, скоросшиватель, фломастеры, картинки |
Родители, учителя |
Учитель: — Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок и начнётся он тоже иначе, чем обычно, со сценки.
Выступление группы «Меры длины в литературе»
Учитель: — Ребята, о чём разговаривали два купца? А как вы догадались?
— На протяжении двух недель мы с вами работали над проектом «Меры длины» . Что такое длина – это понятно, а вот что такое мера?
— Каждая группа работала над своей темой. Всё, что вы узнали, чему научились, сегодня расскажите своим одноклассникам и нашим гостям.
— Ну а начнём с группы, которая работала над темой «Старинные русские меры длины». После выступления, вы можете задать ребятам вопросы.
Учитель: — Сегодня у нас есть ещё гость – это магистр, который будет дополнять выступления ребят необычными сведениями.
Магистр: — Самое старое название русской единицы длины аршин тоже имеет персидские корни – араш (локоть). В одном из описаний Иерусалимского храма читаем: его длина 33 араша. Храм сохранился до наших дней и его высота 20,4 м, значит, первоначально наш араш был равен 62 см.
Учитель: -Ребята, как вы думаете, а почему мы сейчас не используем в жизни эти меры длины? Давайте проведём эксперимент. Нужно 2 человека. Померяем их локоть. Что заметили? Почему?
— А вот откуда появились современные единицы измерения, с помощью чего можно производить измерения, мы узнаем из выступления группы «Измерительные инструменты»
Магистр: -. Международная комиссия по метру в 1872 году (примерно 150 лет назад) постановила принять за эталон длины «архивный» метр, хранящийся в Париже. Учёные изготовили эталон (образец) метра в виде линейки из платины. Это такой металл. Правда, все боялись, что этот эталон потеряется, и на всякий случай сделали 31 копию метра и раздали их разным странам. России достались 2 копии: №11 и №28.
Учитель: — Итак, значит перед тем, как появились измерительные инструменты, линейкой служило тело самого человека. Неслучайно, единицы измерения длины так часто встречаются в устном народном творчестве. Об этом расскажут ребята, которые работали в группе «Меры длины в литературе»
Учитель: — Мы с вами узнали много нового и интересного. Чтобы закрепить свои знания, выполним задания, которые нам подготовила группа «Решаем… Думаем… Смекаем…»
Конёк – Горбунок.
— Где ты, где ты, мил конек,
Ты скачи к нам, Горбунок!
— Здесь я, малый Горбунок,
Я лечу, не зная ног.
Покажу гостям землицу —
Ту, где множество хранится
Образцов объемов, длин,
Веса разных величин!
Есть тут жители забавны,
Что в молве народной славны.
Поговорку в речь ввернут —
Всяку меру помянут.
— На меня скорей садитесь,
Только знай себе держитесь!
— Этот дом посредь лесов —
Мер палата и весов;
Ну а рядом есть таблица,
Как им всем переводиться
Из старинных в наши дни.
Коль умен ты, то взгляни
На вершки и на аршины,
Что считали в век старинный.
В метрах их длину узнай,
Да и рост мой посчитай.
Это вам мое заданье,
Проверяю ваши знанья.
— А что мы знаем про твой рост, чтобы сосчитать его в метрах? У нас ведь нет ни линейки, ни измерительной ленты?
-Вот как в сказке:
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
— Это вспомнили вы верно.
Сколько ж в метрах-то примерно?
Стихи о мерах длины.
Принято в торговом народе
Аршин отмерять в этом роде:
Расстояние от пальца до плеча
Привыкли аршином величать.
2
Так и метр отмерить вам можно:
Приблизительно
От пальцев до плеча противоположного.
3
Не хитрая машина –
Ладонью отмерять четверть аршина.
Растопырь большой и указательный пальцы:
Приблизительно четверть аршина отвалятся.
4
Сантиметры тож.
Легко из мерить с помощью ладош.
Чтоб 10 сантиметров отмерить мог,
Отложи ладонь не вдоль, а поперек.
Запомни также (трудности нет):
10 сантиметров – один дециметр.
5
Сколько в метре в этом аршин?
На метр полтора аршина отмаши.
А если точно хотите класть:
Метр меньше на шестнадцатую часть.
6
Запомни, расчет очень важен:
Два метра – приблизительно сажень.
7
Рисуем, чтоб каждый запомнить мог.
Четыре сантиметра – один вершок.
8
Запомни: эта работа не тяжка:
Один сантиметр – четверть вершка.
9
Заруби на носу, торговый люд:
Три дециметра – один фут.
10
Узнаем, не тратя догадок уйму:
2½ сантиметра равняются дюйму.
11
Как ни мал, а запомни все-таки:
1 сантиметр – половина сотки.
Старинные меры в пословицах и поговорках
Один, как перст — человек, не имеющий ни родных, ни близких, ни друзей.
Не указывай на людей перстом! Не указали бы бы тебя шестом! — Если будешь кого то обвинять(показывать на него пальцем), то тебя могут обвинить в чем-то значительно худшем или сделать это в еще более грубой манере.
От горшка два вершка, а уже указчик — молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.
У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла — о неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки.
Не уступить ни пяди не отдать даже самой малости.
Семь пядей во лбу — об очень умном человеке,
Сам с ноготок, а борода с локоток — о человеке незавидной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению или жизненному опыту. До Петра Первого борода считалась почетной принадлежностью мужчины. Длинная, холеная борода служила признаком богатства, знатности.
Каждый купец на свой аршин меряет каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов.
Сидит, ходит, словно аршин проглотил о неестественно прямом человеке.
На аршин борода, да ума на пядь — о взрослом, но глупом человеке.
Косая сажень в плечах — широкоплечий, высокого роста человек.
На три аршина в землю видит — о внимательном, прозорливом человеке, от которого ничего невозможно утаить.
Полено к полену — сажень — о накоплении запасов, богатства путем экономии.
Коломенская верста — шутливое прозвище для высокого человека. Это выражение появилось во времена царя Алексея Михайловича(правил в 1645 — 1676 гг.). Он повелел расставить вдоль дороги отМосквы (точнее, от ее Калужской заставы) до своего летнего дворца в селе Коломенском столбы на расстоянии 700 саженей друг от друга. Высокие, около двух саженей, эти столбы оказали настолько большое впечатление на простых людей, что навсегда остались в народной речи.
Москва верстой далека, а сердцу рядом — так русские люди характеризовали свое отношение к столице.
Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк -расстояние не может быть препятствием для любви.
От слова до дела — целая верста.
Верстой ближе — пятаком дешевле.
На версту отстанешь — на десять догоняешь — даже неболшое отставание очень трудно преодолевать.
Семимильные шаги — быстрый рост, хорошее развитие чего- либо.
Мал золотник, да дорог -так говорят о чем-нибудь незначительном на вид, но очень ценном.
Свой золотник чужого пуда дороже.
Худое валит пудами, а хорошее каплет золотниками.
Пудовое горе с плеч свалишь, а золотником подавишься — не следует пренебрегать даже ничтожной опасностью.
Сено — на пуды, а золото — на золотники — каждая вещь имеет свою определенную ценность.
Человека узнаешь, погода с ним пуд соли съешь — нужно много времени, чтобы понять другого человека.
Дюжинный товар — простой товар, обычный, неоригинальный.
Вашего брата по тринадцати на дюжину кладут, да и то не берут — обидная характеристика ленивого, малоспособного работника. Таких даже 13 человек вместо 12 и то никому не надо.
Сценка
Встречаются два купца.
— Скажи, далеко ли еще до города?
— Два дня пути.
— Близко ли это?
— Верст 40 будет…
— Что за расстояние такое? (удивл.)
— Давай лучше спросим у заморского купца, что идет навстречу нам. Он наверное уже все товары продал и возвращается из города.
— Далеко ли город?
— Город-то, да нет, рядом. Не более 30 миль.
— Доберемся ли мы с тобой до города?
Дюймовочка.
Жила на свете одна женщина. У неё не было детей, а ей очень хотелось. Однажды пришла она домой и посадила ячменное зёрнышко в цветочный горшок.
Только она его полила, зёрнышко сразу же проросло. Из земли показались два листочка и нежный стебель. А на стебле появился большой чудесный цветок, вроде тюльпана. Но лепестки цветка были плотно сжаты: он ещё не распустился.
— Какой прелестный цветок! – сказала женщина и поцеловала его красивые пёстрые лепестки.
В ту же минуту в середине цветка что-то щёлкнуло, и он раскрылся. Это был в самом деле большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому её так и прозвали — ………