Дидактический материал по русскому языку — Средняя школа № 8 г. Биробиджана

Дидактический материал по русскому языку

Дидактический материал по русскому языку
Разработала Виноградова Т.Б., учитель русского языка и литературы
Содержание данного дидактического материала представляет собой упражнения по одному из разделов русского языка, а именно синтаксису. Материал предназначен для закрепления знаний в 5 классе и в качестве повторения в 6 классе.
Предлагаемые упражнения двух видов : предложения на определённые пунктуационные правила и тексты с различными заданиями.
Содержание материала включает в себя предложения и отрывки текстов из следующих художественных произведений : В.Астафьев, рассказ « Васюткино озеро»; Д.Дефо, роман « Приключения Робинзона Крузо»; Сент-Экзюпери, сказка « Маленький принц»; сказка « Золушка»; Дж.Толкин « Хоббит»; Х-К Андерсен, сказка « Снежная Королева»; М.Пришвин, « Тёплый хлеб», Л.Н.Толстой « Кавказский пленник» и др.

Предложения с однородными членами
Задание : списать, графически объяснить постановку знаков препинания
1.Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали.
2.Долго шёл Маленький принц через пески скалы и снега и набрёл ,наконец, на дорогу.
3.Бедная девочка готовила и стирала убирала комнаты сестёр и мыла лестницы.
4.Золушка побежала в сад и принесла самую большую тыкву.
5.Волшебница выбрала крысу с самыми длинными усами и превратила её в толстого кучера.
6.Все мальчики и девочки высыпали на улицу и зашагали в школу.
7.Шишкин подошёл к моей парте и сел рядом со мной.
8.В полночь мы обычно пили чай и подводили итоги дня.
9.Мы с Евой служили в одной конторе и всегда ладили между собой.
10.Вышли братья на отцовский двор натянули тугие луки и выстрелили.
11.Взяла она частые решета мелкие сита просеяла муку замесила тесто белое.
12.Положил каравай на золотое блюдо понёс отцу.
13.Не тронул Иван-царевич медведя пожалел пошёл дальше.
14.Алёша опять оделся пошёл за курицей.
15.Алёша взял конопляное зёрнышко завернул в бумажку и положил в карман.
16.Маленькая травка следила за борьбой и замирала от волнения.
17.Герасим сидел на тумбочке у ворот и тыкал лопатой землю.
18.Он шёл тихо и глядел на воду.
19.Герасим взял её легонько двумя пальцами за голову и принагнул её мордочку к молоку.
20.Татарин отогнал ребят снял Жилина с лошади и кликнул рабочего.
21.Вскочил Абдул достал сундучок вынул перо бумаги лоскут и чернила.
22.Обрадовался Жилин собрался с последними силами и пошёл в гору.
23.Стоит тот дуб вершиной в облака упирается корни на сто вёрст в земле раскинул ветками красное солнце закрыл.
24.Ларец упал с вершины и разбился на мелкие кусочки.

Сложные предложения
Задание : списать, графически объяснить постановку знаков препинания

1.Она переживала за своего отца которого третировала новая жена.
2.Вдруг она услышала как часы пробили полночь.
3.Волшебница коснулась Золушки волшебной палочкой и та превратилась в красавицу.
4.Тут же Золушка достала из кармана вторую туфельку и все вокруг застыли от изумления.
5.Волшебница взмахнула своей палочкой и лохмотья Золушки превратились в роскошный наряд.
6.Он был так занят что даже при появлении Маленького принца даже голову не поднял.
7.Уже пятьдесят четыре года я живу на этой планете и за всё время мне мешали всего три раза.
8.Всё вокруг сделалось мрачным погода вдруг изменилась.
9.Не успели они отъехать от харчевни как их догнал Гендольф.
10.Когда они спустились в глубокую долину сделалось совсем темно.
11.Ты рано начал пировать всё у тебя в голове перемешалось и спуталось.
12.Не успел я оглянуться как каникулы кончились.
13.Раньше я думал что Земля наша плоская, как блин.
14.Нижняя губа у него немного выпячивалась вперёд а нос сам собой задирался кверху.
15.На географии мы немножко развеселились а на последнем уроке случилось интересное происшествие.
16.А на том крыльце стояла дочь купеческая она и подняла стрелу.
17.Подъехала карета к крыльцу и вышла из неё Василиса Премудрая.
18.Только чудо- юдо на мост въехал конь под ним споткнулся чёрный ворон встрепенулся позади чёрный пёс ощетинился.
19.Долго стоял он у курятника и сердце в нём сильно билось.
20.Но курочка ему не отвечала она хлопнула крыльями и дверь сама отворилась.
21.Он махнул рукою и паж поднёс золотое блюдо на котором лежало одно семечко.
22.Наконец министр объявил что сам будет показывать подземные редкости дорогому гостю.
23.Простыня приподнялась и к нему на постель взлетела чёрная курица.
24.Кто-то подошёл к его кровати и знакомый голос назвал его по имени.
25.Вдруг ему показалось что кто-то барахтается у самого берега.
26.Степан принёс блюдечко с молоком поставил перед Муму но Муму даже и не понюхала молока.
27.Дворецкий удалился а Степан вскочил натянул на себя кафтан и сапоги и вышел на улицу.
28.Герасим уже догадался что собака пропала не сама собой.
29.Выехал Жилин вперёд остановился и ждёт пока подойдёт к нему обоз.
30.Прошла татарка с водой вышел татарин с красной бородой постоял велел что-то работнику.
31.Проехал татарин Жилин вернулся к Костылину.
32.Собрались татары в кружок и старик из-под горы пришёл.
33.Звёзды видны а месяц ещё не всходил.
34.Уж стал месяц бледнеть роса пала а Жилин до края леса не дошёл.

Предложения с прямой речью
1.Ребята спрашивают ты новичок?2.Вот садись на место и не попадай больше в чужой класс сказала Ольга Николаевна.3.Здравствуй ответила Ольга Николаевна.4.Она заглянула в журнал и спросила твоя фамилия Шишкин?5.Ольга Николаевна Федя Рыбкин не будет у нас больше учиться сказал Дима Балакирев.6.Я угощаю вас паны- братья сказал Бульба.7.Да с ними хоть куда сказал Тарас.8.Доброе утро произнёс Бульба.9.Что вы хотите этим сказать спросил Гендальф.10.Как же он меня узнал подумал Маленький принц.11.Я сказал ему цветку ничто не угрожает.12.Великолепно вскликнул Ян.13. Бабулечка подожди пожалуйста сказала Олли.14.Олли принесла кошелёк бабушке и сказала бабушка дай мне ещё мелочи на сувениры.15.Герда сказала утром одену красные башмачки и пойду к реке спросить про него.16.Ты взяла моего брата спросила Герда реку.17. Может, река несёт меня к Каю подумала Герда.18.Бедная крошка как ты сюда попала спросила старушка.

Текст № 1
1.Коня взял к себе мельник Панкрат.
2.Мельница давно не работала но мучная пыль давно въелась в Панкрата.
3.Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе.
4.Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника.
5.Панкрат был скорый на работу и ребята считали его колдуном.
Задания:
— спишите, расставьте знаки препинания
— выделите в каждом предложении грамматическую основу
— выпишите два слова, в которых не совпадает количество звуков и букв
— разберите по морфемам слова: мельник, ватник, посматривали
— составьте схемы сложных предложений

Текст № 2
1.Конь помотал головой подумал потом осторожно вытянул шею и взял хлеб из рук Фильки.
2.Съел один кусок обнюхал Фильку и взял второй кусок.
3.Филька ухмылялся сквозь слёзы а конь жевал хлеб фыркал.
4.А когда конь съел весь хлеб положил голову Фильке на плечо и закрыл глаза от сытости и удовольствия.
Задания:
— определите стиль и тип речи
-спишите, расставьте знаки препинания
-подчеркните однородные члены предложения
-начертите схемы предложений с однородными членами
-подчеркните безударные проверяемые гласные в корнях слов
— определите вид глаголов
— произведите синтаксический разбор первого предложения.

Текст № 3

1.В тот же миг Снежная королева подхв…тила его, и они взвились в чёрное облако.
2.Буря выла и ст…нала.
3.Они л…тели над лесами и озёрами, над морями и твёрдой з…млёй.
4.Под ними дули х…лодные ветры, выли волки, сверкал снег, л…тали с криком чёрные вороны, а над ними сиял больш… ясн… месяц.
5.На него смотрел Кай всю долг… зимн… ночь, а днём он спал у ног Снежной королевы.
Задания:
— спишите , графически объясните поставленные знаки препинания
— графически объясните пропущенные орфограммы
— начертите схемы предложений с однородными членами

Вас могут заинтересовать: