Влияние занятий баскетболом на формирование и всестороннее развитие организма школьников — Средняя школа № 8 г. Биробиджана

Влияние занятий баскетболом на формирование и всестороннее развитие организма школьников

Основная задача любого учебного заведения, и в частности учителя по физической культуре — это воспитание полноценного, здорового, физически и морально устойчивого подрастающего поколения. К сожалению, на сегодняшний день мы сталкиваемся с очень серьёзной проблемой — поголовного ослабления здоровья выпускников — школьников. В своём большинстве они не энергичны, физически слабы, анемичны, страдают различными видами  нарушения здоровья. Основная масса сегодняшних учеников практически не увлекается спортом, их не интересуют уроки физической культуры. Здоровье 80% учеников ослаблено, наблюдается нарушение осанки, недоразвитость мышечной массы, ожирения и дистрофия. Активность школьников очень низкая, они сонливы, с трудом справляются с учебной программой. Психика большинства из них не устойчива, дети  вспыльчивы, обидчивы, неадекватно реагируют на замечания. Данные обстоятельства побудили нас провести экспериментальную работу именно с той группой школьников, которая занимается баскетболом.

Баскетбол — интенсивная спортивная игра, одно из важнейших средств физического воспитания. Систематические занятия баскетболом укрепляют здоровье, содействуют всестороннему физическому развитию, воспитывают волю, упорство, смелость. Он привлекает своей зрелищностью, обилием разнообразных технико-тактических приёмов, эмоциональностью, воздушностью, динамичностью, одновременно коллективизмом и индивидуализмом, и к тому же является, по нашему мнению, и многих специалистов, самым эффективным средством для всестороннего физического развития.

Кстати, баскетбол, пожалуй, единственный из популярных видов спорта, сумевшей за считанные десятилетия завоевать сердца поклонников во всем мире, что само по себе представляется явлением беспрецедентным. Популярность баскетбола и широкое его применение в системе физического воспитания обуславливаются, прежде всего, экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, большим зрелищным эффектом, комплексным воздействием на организм и воспитание молодёжи, а потому дальше по тексту мы приводим наиболее характерные особенности баскетбола.

В основе баскетбола лежат естественные движения — бег, прыжки, броски, передачи. Им легко обучать детей, подростков и взрослых. Поэтому баскетбол входит в программу воспитания и обучения детей, начиная с детских садов, а игры с мячами — с двухлетнего возраста. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности и целеустремлённости.

 Разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности, оказывает общее комплексное воздействие на организм занимающихся. Занятия баскетболом способствуют развитию основных физических качеств. Игровая обстановка меняется очень быстро и создаёт новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой ситуации. Непрерывное наблюдение за процессом игры помогает развитие способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации.

 Баскетбол пользуется популярностью во всем мире. Но подготовка юных спортсменов — трудоёмкое и ответственное дело, так как ошибки могут привести к различным неблагоприятным для здоровья последствиям. Поэтому задачи подготовки учеников, средства, методы, формы организации учебно-тренировочного процесса должны, прежде всего, вытекать из возрастных закономерностей их развития и функциональных возможностей организма.

Разнообразные условия занятий баскетболом способствуют всестороннему физическому развитию особенно таких двигательных качеств, как быстрота, выносливость, ловкость, сила. Различные игровые ситуации,  владение мячом, борьба с соперником вовлекают в работу большие группы мышц и оказывают положительное влияние на развитие и укрепление основных функциональных систем организма, в первую очередь, на сердечно-сосудистую, дыхательную и вегетативную нервную системы.  Во время учебно-тренировочных занятий у детей воспитываются морально-волевые качества — дисциплинированность, смелость, настойчивость, способность к преодолению трудностей любого характера, трудолюбие, чувство коллективизма.

Целый ряд особенностей баскетбола обуславливает его большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение. Теория и методика юношеского спорта учитывает возрастные особенности детей школьного возраста, специфику использования средств, методов, организационных форм, наиболее соответствующих каждому этапу многолетней спортивной подготовки.  В сравнении с другими методами и формами физического воспитания детей школьного возраста, спорт, и в частности баскетбол, наиболее эффективно стимулирует положительные функциональные и морфологические изменения в формирующемся организме, в большей мере влияет на развитие двигательных способностей.

Можно с полным основанием полагать, что именно спорт наиболее способствует психическому развитию детей и подростков. Для подростков вообще характерны бурно развивающиеся самосознание, стремление испытать в себе ценные качества личности (волевые, нравственные, физические). И именно в спорте школьники находят эффективные средства развития этих способностей.

Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность. Высокий эмоциональный уровень способствует поддерживанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у баскетболистов, умения управлять эмоциями, не терять контроля над своими действиями. Каждый игрок на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать. Это важно для воспитание у занимающихся творческой инициативы. В общем, не следует забывать о том, что из всех командных видов спорта баскетбол более других предрасположен к тому, чтобы выставлять на показ индивидуальные способности и дриблинг, а также, порою, в одиночку решать исход того или иного матча.

Правила игры предусматривают этичность поведения спортсменов по отношению к противникам и судьям. Персональные и технические наказания служат средством для регуляции взаимоотношений между участниками соревнований. Эта особенность имеет наибольшее значение для воспитания дружбы и товарищества, и вырабатыванию привычки подчинять свои действия интересам команды.

Баскетбол получил широкое распространение во всем мире, с каждым годом возрастает интерес к занятиям этим видом спорта, усиливается конкуренция на международной арене. Последнее вызывает необходимость совершенствования методики преподавания с учётом тенденций развития баскетбола. Многообразие двигательных действий спортсменов во время игры весьма затрудняет количественное описание их компонентов. Современный учебный процесс настоятельно выдвигает необходимость разработки методов интегративного качественно-количественного описания организма спортсмена как большой системы с целью рационального моделирования его состояния.

В ходе исследовательской работы были определены особенности физической подготовленности детей занимающихся баскетболом и также исходный уровень развития физических качеств детей по шести представленным тестам. Дальнейшая работа складывалась в разработке и апробировании программы ОФП для экспериментальной группы с направленностью на развитие общих физических качеств юных баскетболистов. Полученный теоретический и практический материал подтверждает нашу гипотезу о том, что в общеобразовательной школе методика развития физических качеств на занятиях по программе с баскетбольной подготовкой способствует повышению функциональной работоспособности и общей физической подготовке учеников.

Анализ полученных результатов, проведенных после формирующей работы и контрольных испытаний по тем же тестам, позволил сделать следующие выводы: количественный и качественный анализ результатов заключительного, контрольного этапов эксперимента показал нам  значительно  положительную динамику роста развития полученных результатов учеников занимающихся баскетболом, относительно  исходных, а так же относительно учеников не занимающихся баскетболом. Экспериментальные  данные подчёркивают стимулирующее влияние оптимально организованной двигательной активности на уровень физической и умственной работоспособности. Таким образом, можно сделать заключение, что занятие баскетболом значительно стимулирует двигательные функции — основные функции человеческого организма, которые следует постоянно совершенствовать для повышения работоспособности в любом виде деятельности, в том числе и умственной.

Вас могут заинтересовать: