Школа и семья: педагогический альянс — Средняя школа № 8 г. Биробиджана

Школа и семья: педагогический альянс

из опыта работы заместителя директора по ВР Гасановой М.Р.

«Только вместе с родителями,

общими усилиями, учителя

могут дать детям счастье».

В.А.Сухомлинский.

С приподнятым настроением, трепетом перед первым уроком идет ребенок первый раз в первый класс. Сколько приготовлений, ожиданий, надежд! Может ли долгожданная школа стать для мальчишек и девчонок вторым домом, где уютно, интересно и спокойно? Конечно, может! Есть только один секрет: дружба между школой и семьей.

Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему.

  • Школа – общественное учреждение, основой которого является социальная норма, и жизнедеятельность ребёнка подчинена социальным нормам школьного общежития. Она вводит ребёнка в контекст культуры и социальных отношений, ни в коем случае не игнорируя глубокое влияние семьи;

  • Семья – любовь: супружеская, родительская, детская, родственная. Это довольно замкнутое объединение людей, ревностно защищающее свой внутренний мир, свои тайны и секреты, противостоящие внешним воздействиям.

Задачи школы:

  • Помочь родителям стать компетентными, т.е. знать цели воспитания и пути их достижения;

  • Научить родителей анализировать свои воспитательные воздействия на ребенка и их последствия;

  • Научить родителей правильно воспринимать своих детей, не проецировать на них собственные эмоции, чувства, ожидания.

6 слайд

  • Научить родителей конструктивному общению со своим ребенком.

  • Научить родителей пользоваться законодательными нормативами, обеспечивающими сохранение мира, согласия и здоровья детей в семье.

  • Организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.


Семья и семейное воспитание испытывают сегодня в России огромные трудности: усиливается расслоение семей по уровню доходов, растет число разводов, разрушается традиционная структура семьи, утрачивается период полноценной и оптимальной семейной социализации, ослабляется роль родительского авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социальной нормы. В целом это приводит к тому, что семья утрачивает свой потенциал по воспитанию детей.

Неглубокая осведомленность о своих детях, низкий культурный уровень в семьях, непонимание, что такое воспитание, часто ведут к неблагополучию как родителей, так и детей.

Сам факт существования таких проблем подтверждает необходимость взаимодействия школы и семьи. Сегодня изменились взаимоотношения школы и семьи, и связь школы как института социального воспитания и семьи как института родительского воспитания может обрести только форму альянса.

Педагогический альянс – это союз двух субъектов воспитательного процесса. Субъектами в этом случае являются объединения людей: одна сторона – педагогический коллектив, другая сторона – семья. Интерес, ради которого заключается союз, — интересы ребенка.

Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. В современных условиях воспитания будет тем эффективней, чем полнее родители будут поддерживать школьное воспитание детей. А для этого нужны определенные условия.

Условия взаимодействия семьи и школы:

  • Исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга (чтобы иметь возможность понимать друг друга)

  • Умение устанавливать реальные взаимные действия, отдавая себе отчёт в задачах, средствах и конечном итоговом результате.

  • Забота о счастье ребёнка.

Взаимная договорённость – это залог успешности педагогического альянсасемьи и школы.

Какие же факторы способствуют привлечению родителей к участию
в жизни школы?

  • Активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьёй, хорошо продуманная и спланированная политика;

  • Понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребёнка);

  • Установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;

  • Создание в школе обстановки, направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе;

  • Информация об успехах детей;

  • Заинтересованность учителей в успехах детей;

  • Позитивный климат в школе

Сегодня в период сверхзанятости родителей, многие из которых постоянно испытывают психологические перегрузки, существенно осложняются взаимоотношения родителей и детей, снижается влияние семьи на процесс воспитания и социализации подростков. В этих условиях повышается роль ОУ в объединении усилий родителей, различных социальных структур в оказании помощи семье в реализации воспитательной функции. В этом направлении в нашей школе накоплен положительный опыт работы «Совета родительской общественности»,консультационного пункта, Управляющего совета, родители чаще привлекаются к оценочным и экспертным процедурам по различным направлениям деятельности и результативности школы. Это повышает степень взаимопонимания и доверия между семьей и школой.Сегодня мы можем сказать, что родители школы являются активными участниками в деятельности школы.

На протяжении 5 лет работает Совет родительской общественности, основной задачей которого является укрепление роли семьи в воспитании детей. Состав Совета — члены классных родительских комитетов, представители администрации школы, психолог, председателем является Адушкина Светлана Владимировна. В его деятельность входят три направления:

  1. Социальное (социальная поддержка малообеспеченным семьям, работа с неблагополучными семьями, с «трудными» детьми);

  2. Просветительское (лектории, беседы, встречи).

  3. Материально-техническое (взаимодействие с руководителями предприятий по оснащению материально-технической базы школы).

Члены совета родительской общественности разделены на группы по направлениям. Планируется работа, исходя из проблем, возникших в школьной среде. В результате анкетирования родителей, взаимодействия администрации школы, классных руководителей с родителями стало ясно, что родители нуждаются в поддержке в таких вопросах воспитания, как управление собственными эмоциями, методы поощрения, наказания, формы эффективного общения.

Члены совета родительской общественности выносят на обсуждение эти вопросы и решают совместными усилиями конкретные действия, а именно: проведение лекториев, консультации специалистов,

встречи с теми родителями, которые могут поделиться опытом семейного воспитания.

Неблагополучные семьи, «трудные» дети, тяжелое социальное и материальное положение малообеспеченных семей – вот круг проблем, которые стоят перед школой.

Члены совета родительской общественности стараются помочь. Ответственные за социальное направление, разделены на микрогруппы, которые работают на микрорайоне (как правило, где проживают). Они посещают семьи на дому с целью обследования условий проживания обучающихся, проведения профилактических бесед, определения характера взаимоотношений членов семьи, соблюдения ребенком режима дня, его занятости в свободное время, интересуются успеваемостью и посещаемостью учебных занятий. Такая работа способствуют выявлению основных нужд, проблем, интересов ребенка и самих родителей. Исходя из этого, выстраивается работа по оказанию поддержке семье. А в отношении родителей, которые недолжным образом выполняют родительские обязанности, — это крайне неблагополучные семьи, которые не желают хоть как-то изменить ситуацию в семье,

привлекаем инспектора ПДН, участкового, специалистов отдела опеки. Неоднократно приходилось обращаться к руководителям предприятий с просьбой об оказании помощи по воздействию на безответственных родителей. Совместными усилиями школы, совета родительской общественности и правоохранительных органов стараемся разрешить данную проблему.

На заседания совета родительской общественности с целью профилактики приглашаются ребята, систематически пропускающие занятия в школе без уважительной причины, неуспевающие. Продолжением является кропотливая индивидуальная или групповая работа общественностью (тренером, руководителем кружка), психологом,

оперативниками-наставниками из числа старшеклассников под руководством педагога-организатора и классного руководителя.

Помимо этого, члены совета родительской общественности принимают участие в трудоустройстве родителей, были предоставлены рабочие места в школе пятерым родителям.

В настоящее время одни работают в качестве технического персонала, а другие — только в летний период, когда в школе ремонт.

Оказание социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется в течение всего года. Члены совета родительской общественности поддерживает связь с родителями, которые имеют возможность помочь, общественными организациями, с руководителями предприятий города, которые оказывают посильную материальную помощь малообеспеченным семьям (канцелярские товары, спортивная форма, одежда, учебники).

В результате совместной работы школы, совета родительской общественности по оснащению материально-технической базы школы приобретена мебель для кабинетов, бытовая техника.

Актуальным является вопрос занятости обучающихся в летний период времени. Коллектив школы планирует и организовывает летний труд и отдых детей. Задача Совета родительской общественности – помочь школе в привлечении как можно большего количества учащихся.

А для организации работы школьного военно-спортивного отряда генеральный директор чулочно-трикотажной фабрики Самойленко Елена Николаевна оказала спонсорскую помощь в виде 20 комплектов костюмов для детей.

Сегодня в нашей школе родители самые активные участники соуправления, помощники в работе с малоимущими, неблагополучными семьями — а это большая поддержка педагогическому коллективу в выполнении Федерального Закона «Об образовании». В школе создана система, позволяющая менять ситуацию в благополучную сторону.

Хочется сказать, что активные члены совета родительской общественности отмечены благодарственными письмами на областном, городском уровне.

Одна из современных форм взаимодействия школы и семьи – это СМС-дневник, посредством которого осуществляется оперативная связь по телефону: классные руководители ежедневно передают необходимую информацию оператору связи для отправки родителям сообщения по СМС-дневнику. А также, при необходимости, администрация школы приглашает родителей на собеседования по различным вопросам. Оператор связи работает в школе с 9 до 17.00. Таким образом, родители ежедневно осведомлены об успеваемости и дисциплине своего ребенка, узнают о домашних заданиях по всем предметам, проводимых классных и общешкольных мероприятиях. Такая современная форма работы по взаимодействию школы и семьи дает положительные результаты.

Мы знаем, что часто дети испытывает трудности в налаживании отношений со сверстниками, не могут найти друзей, а случается – и с родителями общение не складывается. Здесь необходима квалифицированная помощь специалистов.

На протяжении 6 лет в школе работает почта «Доверие» «Спрашивайте – отвечаем». Свои вопросы родители и дети опускают в специальный ящик, ответы на данные вопросы дает психолог школы. Вопросы встречаются разного характера, поэтому мы приглашаем для групповых, индивидуальных консультаций специалистов. Работа консультативного пункта дает возможность родителям своевременно отреагировать на те сложности, которые возникли у ребенка в школе, дома, на улице, а значит общими усилиями спасти его от многих необдуманных поступков, помочь разобраться в ситуации.

Для успешного обучения и воспитания обучающихся в школе проводятся Дни открытых дверей, в программу которого входят различные формы работы с родителями, к примеру, проводятся:

лектории на темы:

— «Роль семьи в создании условий успешности обучения школьников», проводимая кандидатом педагогических наук Братчук Нелли Андреевной;

«Рынок труда по ЕАО» — специалистом ЦЗНМищенко Людмилой Николаевной;

— «Ответственность за выполнение Закона «Об Образовании» — старшим помощником прокурора города Рогозиной Н.Ю.

Проводятся встречи-беседы на такие темы, как:

— «Использование денежных средств на организацию летнего отдыха. Льготы, пособия детей» — с участием специалиста КСЗН Рыбаковой Лидией Алексеевной;

— «Как приобщить ребенка к чтению. Фонд художественной литературы для родителей и детей» — работником Центра детской юношеской книги Борисовой Светланой Васильевной;

— «Гигиена детей. Состояние здоровья учащихся начальной школы», «Профилактика инфекционных заболеваний» — фельдшером школы Кожевникова В.Н.

А также проводятся круглые столы, классные часы, открытые уроки, гостиные для родителей и детей, к примеру:

учитель 1 класса Р.Е. Шикирянская провела гостиную для родителей и детей «В дружбе взрослых и детей — сила школы и семей»;

классный руководитель 8 класса В. Матыцина О.В – классный час«На пути к семейному счастью»;

классный руководитель 9 Б кл. ЧаленкоЕ.И. провела очень интересное открытое занятие предметного кружка «Школа юного журналиста» на тему «Роль семьи в жизни человека».

Когда родители проживают один учебный день со своими детьми, они больше узнают об их интересах, внутреннем мире, а также о жизни класса и школы.

Серьезная работа с родителями ведется в профориентационном направлении. Здесь классные руководители работают практически индивидуально с каждым учеником и его родителем.

С этой целью ежегодно в школе проходит День открытых дверей для обучающихся и их родителей. Приглашаются представители различных высших и средне-специальных учреждений. Старшеклассники проходят тестирование, получают рекомендации, их приглашают в различные учебные заведения.

Родители – активные зрители и участники различных школьных и городских мероприятий.

Педагог-организатор школы Матыциной О.В. совместно с активом ШДО проводят для родителей и их детей интересные мероприятия к различным праздникам, к примеру:

— праздничная программа ко Дню матери «Главное слово в нашей судьбе»;

— соревнование в рамках акции «За здоровый образ жизни» «Мы выбираем жизнь!», участниками которого являются учащиеся, учителя и родители;

— ярмарка национальной кухни и многое другое.

Традиционно проводятся общешкольные родительские собрания на актуальные темы.

Перед родителями выступают работники правоохранительных органов, специалисты службы наркоконтроля, администрация школы, психолог и другие.

Таким образом, сотрудничество школы и семьи дает положительный результат в воспитании и обучении детей. В настоящее время нет необучающихся, но это число нестабильно. Связано это с тем, что в течение всего учебного года в наше образовательное учреждение поступают дети из других школ города. Сократилось количество учащихся, систематически пропускающие занятия, состоящие на различных видах учета, количество неблагополучных семей, повысилась активность родителей в общественной жизни школы, в оказании социальной и спонсорской помощи, что немаловажно для школы.

В заключении хочется сказать, что только такой союз, как «школа – ученики — семья» направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника, может сохранить желание учиться, укрепит веру в себе, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно- личностного подхода к детям. Сотрудничество и взаимодействие не возникают сами по себе. Они – результат огромных усилий и творчества двух сторон – школы и семьи.

Позитивные изменения, отвечающие интересам детей, их воспитанию и личностному развитию, происходят лишь там, где педагогические коллективы объединяют свои профессиональные усилия с усилиями родительской общественности, помогают семьям в их культурном и духовном развитии, содействуют укреплению взаимопонимания родителей и детей.

Школа — дом второй, семья вторая,

Потому и связаны они.

Ведь семье в учёбе роль большая

Стала отводиться в наши дни.

Это связь всё крепче и сильнее,

И растёт, и крепнет с каждым днём.

И учиться проще, веселее,

Если в тесной дружбе мы живём.

Вас могут заинтересовать: