Самоуважение ребенка — это ключ к его будущему
Здравствуйте, наши уважаемые родители! Вы действительно наши. Коллектив нашей с вами 8 школы говорит вам искреннее спасибо всем, родителям, кто пришел на сегодняшнее собрание, потому что вы не равнодушны к судьбе своего ребенка, к его учебе, к общению со сверстниками, к его успехам и неудачам.
Я, Уланова Елена Геннадьевна, классный руководитель 5 класса, но не только как учитель и классный руководитель, а как мама троих взрослых детей, как бабушка 3-х летнего внука хочу поговорить с вами на такую тему: «Самоуважение ребенка — это ключ к его будущему».
Поверьте, что в моей жизни как мамы было много всего и будет. Но сегодня я хочу поделиться жизненным опытом других людей. Побеседовать на тему: «Как помочь ребенку повысить самооценку». Потом вы со своими классными руководителями пройдете в свои классы для дальнейшего общения.
Итак, история первая. Девушка попала в автомобильную катастрофу, получила тяжелые травмы и перед смертью обращается к маме: — «Мамочка, ты научила меня всему, что нужно в жизни: правильно держать нож и вилку, правильно держать бокал с вином, правильно выбирать одежду и подбирать к ней аксессуары, правильно жить половой жизнью, но ты не научила меня умирать. Помоги мне, мама, ведь это так больно».
-
Скажите, могут ли родители научить ребенка всему, могут ли помочь во всех жизненных ситуациях? (опрос родителей).
-
Конечно, нет.
-
А что делать ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации? (опираться на свои силы).
-
А где их взять?
Очень многие люди страдают от чувства собственной неполноценности (в человеке постоянно есть ощущение собственной несостоятельности). Поэтому,я думаю, вы согласитесь с данной истиной: успех или неудача ребенка в жизненных ситуациях во многом зависят от того, что он думает о себе. Его восприятие самого себя будет оказывать влияние на
-
его поведение в школе
-
его успеваемость
-
выбор друзей и подруг
-
на его дальнейшую жизнь и карьеру
Обратите внимание на то, как иногда 5-6-тилетний ребенок начинает рассказывать окружающим его людям, какой он герой, придумывает подвиги (вот оно зарождение чувства несостоятельности).
Следующий этап. Ребенок пошел в школу. Первый — второй класс. Учеба не задалась. Хорошо, если ребенок сможет себя проявить в спорте, в творчестве (поет, танцует и т. д.). Он как бы компенсирует неудачи в учебе. А если успехами, неудачами никто не интересуется?
-
Родители < ребенок > сверстники
школа
родители: обут-одет, на «3» учится и хорошо, и ладно
в школе: уроки не пропускает, на «3» учится и хорошо, и ладно
сверстники: общения нет, ну, сидит рядом сосед (соседка) по парте и хорошо, и ладно.
Неуважение к себе закладывается в детстве. Поэтому такие слова, как негодный тупой, придурашный, мерзкий, «несносный мальчишка», « руки что ли у тебя не из того места растут», «ты никогда ничего не можешь сделать как следует» и т. п. формируют представление ребенка о себе самом.
Вспомните телевизионную рекламу, когда с каждым обидным словом, с каждым шлепком исчезает частица лучшего будущего ребенка.
Очень важно научить ребенка правильно вести себя в школьном коллективе. Не секрет, что во всех классных коллективах есть изгои. У нас каждый год педагог-психолог или классный руководитель проводят тестирование, чтобы определить лидеров, ребят с заниженной самооценкой, а также ребят, которых мы называем отверженными. Если ребенок на все бурно реагирует, ведет себя неадекватно, естественно он доставляет радость окружающим ученикам, чтобы его позлить, подразнить.
У нас в 5 классе есть такой ребенок (Павленко П). Поэтому, уважаемые родители, не старайтесь избегать встреч с классными руководителями, учителем — предметником, психологом, директором. Позвоните, забегите. Ребенок тонко чувствует отношение родителей к себе. Поверьте, они даже помнят, приходили к ним родители на утренник в д/сад или нет.
Чувство собственной несостоятельности особенно обостряется в подростковом возрасте. Большинство ребят крайне недовольны своим характером или своей внешностью («гадкий утенок»), или своими достижениями. В этом возрасте дети часто бывают беспощадно жестокими и бессердечными во взаимоотношениях друг с другом. Поэтому почти каждый день ваш ребенок может сталкиваться с переживаниями, которые несомненно найдут отражение на его мнении о самом себе.
Будьте более внимательны, если ваш ребенок — подросток. Это ведь и время первой (взрослой) любви, это слепое подражание какому-нибудь кумиру, развитие чувства зависти. Почаще расспрашивайте ребенка о делах в школе, о его друзьях. Если ребенок плохо успевает в школе, то постарайтесь подчеркивать другие добрые, сильные качества ребенка. Ребенок, не имеющий даже средних умственных способностей, может увязнуть в трясине депрессии. Поэтому родители, понимая это, должны найти такому ребенку занятие по душе, у ребенка должен быть свой «конек», где он будет чувствовать себя уверенно и сможет компенсировать свои слабости.
Чувством неполноценности, как ни странно это звучит, но страдает большинство пожилых людей.
-
Как вы думаете, почему? (в мире правит молодость, сила, а в пожилом возрасте находят развитие все болезни, мысль «жизнь прожита», подводится итог). Помогите своим родителям почувствовать нужность, необходимость, уверенность в себе.
Симптомы низкой самооценки:
-
У ребенка отсутствует способность принимать решения
-
он не решается принимать самые пустяковые решения
-
боится новых начинаний. Даже если ему предлагают помощь
-
часто повторяет фразу: «Я не буду это делать, так как не знаю, как это делать».
-
Не умеет сказать «нет».
-
Ребенок уходит в мир грез и фантазий
-
не любит участвовать в совместных мероприятиях
-
не вступает в контакт с другими детьми по собственной инициативе (соответственно, мало друзей, товарищей)
-
боится задавать вопросы, а отвечает только на прямые вопросы
-
необычно много времени проводит за телевизором, компьютером или чтением.
-
предпочитает выдуманных друзей (виртуальных) настоящим.
-
Рецедивы умышленного непослушания
-
слишком часто кусается, дерется, бьет ногами, свистит и т. д.
-
Привычно врет, нагло крадет
-
все время ведет себя глупо, старается любыми способами обратить на себя внимание
-
постоянно стремится конкурировать с другими детьми
-
чем хуже ребенок себя ведет, тем больше он жаждет одобрения
-
Нездоровые попытки угодить другим людям
-
постоянно «дарит» что-то людям, пытаясь таким образом «купить» расположение и дружбу
-
часто спрашивает: «Я вам нравлюсь?» или чрезмерно хвалит собеседника
-
приносит из дома вещи, игрушки, угощения для одноклассников, сверстников.
-
Нытье и плаксивость
-
часто обижается, плачет, устраивает сцены, когда не удается добиться своего
-
жалуется на товарищей: «Они меня не любят», «Они не хотят со мной играть».
-
Напряжение (что-то постоянно беспокоит)
-
мочится в кровать
-
бьется головой
-
грызет ногти
-
заикается
-
всюду носит с собой какую-нибудь вещь (подушку, одеяло, игрушку, соску-пустышку).
-
Унижает других детей (т. е. обвиняет окружающих в своих ошибках)
-
называет других детей обидными словами, оскорбляет их;
-
постоянно кого-либо осуждает, критикует;
-
находит всяческие оправдания своему поведению, своим ошибкам
-
любит сплетничать, хвастать
-
Физические данные
-
страдает избыточным весом
-
говорит неуверенным слабым голосом
-
часто имеет неопрятный внешний вид
-
сидит ссутулившись, опустив плечи
-
уголки рта опущены, в глазах нет блеска
-
отводит глаза, не выдерживает прямого взгляда.
Если у вашего ребенка периодически проявляются один-два симптома, не паникуйте. Но если ваш ребенок постоянно демонстрирует одни и те же симптомы поведения в течение достаточно долгого периода времени,то вам следует задуматься и поискать способы исправления его низкой самооценки.
К сожалению, часто в жизни получается замкнутый круг.
-
чем чаще ребенок не слушается, вредничает, тем больше мы его наказываем
-
чем более он тих и замкнут, тем больше мы его игнорируем, не замечаем.
Замкнутость или непослушание — защитные механизмы ребенка, но нас с вами (родителей, учителей) они заставляют строже наказывать, исправлять, ругать.
Вывод: Счастье — это хорошее отношение к самому себе. Люди, уважающие и любящие себя, всегда уверены в своих способностях, удовлетворены жизнью и работой. Они не боятся рисковать. пробовать что-то новое. Они не боятся неудач, потому что могут с ними справляться, умеют начать все сначала. Они реально оценивают свои возможности. Понимают, что имеют достаточно хороших качеств, чтобы уравновесить отрицательные черты своего характера.
Самоуважение — это не себялюбие, не синоним гордости. Самоуважение не измеряется талантами и способностями. Чтобы помочь ребенку хорошо относиться к себе, нам нужно начать с себя, т.к. наши дети нам подражают, следят за нашим поведением. Наша личная заниженная самооценка подобна смертельному вирусу для ребенка. Как доказали психологи, отсутствие должного самоуважения часто передается из поколения в поколение, и потомки страдают от него сильнее предков.