Самоуважение ребенка — это ключ к его будущему — Средняя школа № 8 г. Биробиджана

Самоуважение ребенка — это ключ к его будущему

Здравствуйте, наши уважаемые родители! Вы действительно наши. Коллектив нашей с вами 8 школы говорит вам искреннее спасибо всем, родителям, кто пришел на сегодняшнее собрание, потому что вы не равнодушны к судьбе своего ребенка, к его учебе, к общению со сверстниками, к его успехам и неудачам.

Я, Уланова Елена Геннадьевна, классный руководитель 5 класса, но не только как учитель и классный руководитель, а как мама троих взрослых детей, как бабушка 3-х летнего внука хочу поговорить с вами на такую тему: «Самоуважение ребенка — это ключ к его будущему».

Поверьте, что в моей жизни как мамы было много всего и будет. Но сегодня я хочу поделиться жизненным опытом других людей. Побеседовать на тему: «Как помочь ребенку повысить самооценку». Потом вы со своими классными руководителями пройдете в свои классы для дальнейшего общения.

Итак, история первая. Девушка попала в автомобильную катастрофу, получила тяжелые травмы и перед смертью обращается к маме: — «Мамочка, ты научила меня всему, что нужно в жизни: правильно держать нож и вилку, правильно держать бокал с вином, правильно выбирать одежду и подбирать к ней аксессуары, правильно жить половой жизнью, но ты не научила меня умирать. Помоги мне, мама, ведь это так больно».

  • Скажите, могут ли родители научить ребенка всему, могут ли помочь во всех жизненных ситуациях? (опрос родителей).

  • Конечно, нет.

  • А что делать ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации? (опираться на свои силы).

  • А где их взять?

Очень многие люди страдают от чувства собственной неполноценности (в человеке постоянно есть ощущение собственной несостоятельности). Поэтому,я думаю, вы согласитесь с данной истиной: успех или неудача ребенка в жизненных ситуациях во многом зависят от того, что он думает о себе. Его восприятие самого себя будет оказывать влияние на

  • его поведение в школе

  • его успеваемость

  • выбор друзей и подруг

  • на его дальнейшую жизнь и карьеру

Обратите внимание на то, как иногда 5-6-тилетний ребенок начинает рассказывать окружающим его людям, какой он герой, придумывает подвиги (вот оно зарождение чувства несостоятельности).

Следующий этап. Ребенок пошел в школу. Первый — второй класс. Учеба не задалась. Хорошо, если ребенок сможет себя проявить в спорте, в творчестве (поет, танцует и т. д.). Он как бы компенсирует неудачи в учебе. А если успехами, неудачами никто не интересуется?

  • Родители < ребенок > сверстники

школа

родители: обут-одет, на «3» учится и хорошо, и ладно

в школе: уроки не пропускает, на «3» учится и хорошо, и ладно

сверстники: общения нет, ну, сидит рядом сосед (соседка) по парте и хорошо, и ладно.

Неуважение к себе закладывается в детстве. Поэтому такие слова, как негодный тупой, придурашный, мерзкий, «несносный мальчишка», « руки что ли у тебя не из того места растут», «ты никогда ничего не можешь сделать как следует» и т. п. формируют представление ребенка о себе самом.

Вспомните телевизионную рекламу, когда с каждым обидным словом, с каждым шлепком исчезает частица лучшего будущего ребенка.

Очень важно научить ребенка правильно вести себя в школьном коллективе. Не секрет, что во всех классных коллективах есть изгои. У нас каждый год педагог-психолог или классный руководитель проводят тестирование, чтобы определить лидеров, ребят с заниженной самооценкой, а также ребят, которых мы называем отверженными. Если ребенок на все бурно реагирует, ведет себя неадекватно, естественно он доставляет радость окружающим ученикам, чтобы его позлить, подразнить.

У нас в 5 классе есть такой ребенок (Павленко П). Поэтому, уважаемые родители, не старайтесь избегать встреч с классными руководителями, учителем — предметником, психологом, директором. Позвоните, забегите. Ребенок тонко чувствует отношение родителей к себе. Поверьте, они даже помнят, приходили к ним родители на утренник в д/сад или нет.

Чувство собственной несостоятельности особенно обостряется в подростковом возрасте. Большинство ребят крайне недовольны своим характером или своей внешностью («гадкий утенок»), или своими достижениями. В этом возрасте дети часто бывают беспощадно жестокими и бессердечными во взаимоотношениях друг с другом. Поэтому почти каждый день ваш ребенок может сталкиваться с переживаниями, которые несомненно найдут отражение на его мнении о самом себе.

Будьте более внимательны, если ваш ребенок — подросток. Это ведь и время первой (взрослой) любви, это слепое подражание какому-нибудь кумиру, развитие чувства зависти. Почаще расспрашивайте ребенка о делах в школе, о его друзьях. Если ребенок плохо успевает в школе, то постарайтесь подчеркивать другие добрые, сильные качества ребенка. Ребенок, не имеющий даже средних умственных способностей, может увязнуть в трясине депрессии. Поэтому родители, понимая это, должны найти такому ребенку занятие по душе, у ребенка должен быть свой «конек», где он будет чувствовать себя уверенно и сможет компенсировать свои слабости.

Чувством неполноценности, как ни странно это звучит, но страдает большинство пожилых людей.

  • Как вы думаете, почему? (в мире правит молодость, сила, а в пожилом возрасте находят развитие все болезни, мысль «жизнь прожита», подводится итог). Помогите своим родителям почувствовать нужность, необходимость, уверенность в себе.

 Симптомы низкой самооценки:

  1. У ребенка отсутствует способность принимать решения

  • он не решается принимать самые пустяковые решения

  • боится новых начинаний. Даже если ему предлагают помощь

  • часто повторяет фразу: «Я не буду это делать, так как не знаю, как это делать».

  • Не умеет сказать «нет».

  1. Ребенок уходит в мир грез и фантазий

  • не любит участвовать в совместных мероприятиях

  • не вступает в контакт с другими детьми по собственной инициативе (соответственно, мало друзей, товарищей)

  • боится задавать вопросы, а отвечает только на прямые вопросы

  • необычно много времени проводит за телевизором, компьютером или чтением.

  • предпочитает выдуманных друзей (виртуальных) настоящим.

  1. Рецедивы умышленного непослушания

  • слишком часто кусается, дерется, бьет ногами, свистит и т. д.

  • Привычно врет, нагло крадет

  • все время ведет себя глупо, старается любыми способами обратить на себя внимание

  • постоянно стремится конкурировать с другими детьми

  • чем хуже ребенок себя ведет, тем больше он жаждет одобрения

  1. Нездоровые попытки угодить другим людям

  • постоянно «дарит» что-то людям, пытаясь таким образом «купить» расположение и дружбу

  • часто спрашивает: «Я вам нравлюсь?» или чрезмерно хвалит собеседника

  • приносит из дома вещи, игрушки, угощения для одноклассников, сверстников.

  1. Нытье и плаксивость

  • часто обижается, плачет, устраивает сцены, когда не удается добиться своего

  • жалуется на товарищей: «Они меня не любят», «Они не хотят со мной играть».

  1. Напряжение (что-то постоянно беспокоит)

  • мочится в кровать

  • бьется головой

  • грызет ногти

  • заикается

  • всюду носит с собой какую-нибудь вещь (подушку, одеяло, игрушку, соску-пустышку).

  1. Унижает других детей (т. е. обвиняет окружающих в своих ошибках)

  • называет других детей обидными словами, оскорбляет их;

  • постоянно кого-либо осуждает, критикует;

  • находит всяческие оправдания своему поведению, своим ошибкам

  • любит сплетничать, хвастать

  1. Физические данные

  • страдает избыточным весом

  • говорит неуверенным слабым голосом

  • часто имеет неопрятный внешний вид

  • сидит ссутулившись, опустив плечи

  • уголки рта опущены, в глазах нет блеска

  • отводит глаза, не выдерживает прямого взгляда.

Если у вашего ребенка периодически проявляются один-два симптома, не паникуйте. Но если ваш ребенок постоянно демонстрирует одни и те же симптомы поведения в течение достаточно долгого периода времени,то вам следует задуматься и поискать способы исправления его низкой самооценки.

К сожалению, часто в жизни получается замкнутый круг.

  • чем чаще ребенок не слушается, вредничает, тем больше мы его наказываем

  • чем более он тих и замкнут, тем больше мы его игнорируем, не замечаем.

Замкнутость или непослушание — защитные механизмы ребенка, но нас с вами (родителей, учителей) они заставляют строже наказывать, исправлять, ругать.

Вывод: Счастье — это хорошее отношение к самому себе. Люди, уважающие и любящие себя, всегда уверены в своих способностях, удовлетворены жизнью и работой. Они не боятся рисковать. пробовать что-то новое. Они не боятся неудач, потому что могут с ними справляться, умеют начать все сначала. Они реально оценивают свои возможности. Понимают, что имеют достаточно хороших качеств, чтобы уравновесить отрицательные черты своего характера.

Самоуважение — это не себялюбие, не синоним гордости. Самоуважение не измеряется талантами и способностями. Чтобы помочь ребенку хорошо относиться к себе, нам нужно начать с себя, т.к. наши дети нам подражают, следят за нашим поведением. Наша личная заниженная самооценка подобна смертельному вирусу для ребенка. Как доказали психологи, отсутствие должного самоуважения часто передается из поколения в поколение, и потомки страдают от него сильнее предков.

Вас могут заинтересовать: