Игра по русскому языку « Брейн-ринг» для 8, 9 классов
Разработала: Виноградова Т.Б., учитель русского языка и литературы.
Цель игры: закрепить теоретические знания, полученные на уроках русского языка.
Количество команд — по желанию.
Блиц- вопросы предназначены для одного человека из команды, который принесёт победу, если ответит правильно на все три вопроса.
В игре возможна одна помощь зала для каждой из команд, музыкальная пауза.
Команда, отвечающая первая на вопрос, и притом правильно , получает дополнительный балл. Ответы выслушиваются у каждой команды. В шкатулках задания по литературе.
Разыгрываются все вопросы при помощи детской юлы, на которой прикреплена стрелка.
Блиц- вопросы
1.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
-
Обог…щаться, к…ричневый, прик….сновение
-
Зап…х, г…реть, раск….лённый
-
Обозн…чение, задр…жать, т…инственный
-
Обл….котиться, б…гровый, прил…жжение
2.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
-
Пр…вередливый, пр…тендент, пр…клонный ( возраст)
-
Поз…прошлый, р…справить, об…брать
-
Ин…екция, грузопод…ёмник, необ…ятный
-
Не….давленный, бе…полезный, ра…грызть
3.В каком слове нет суффикса – ОЧК-?
-
Косточка 2. Кофточка 3. Расточка 4. Чёрточка
Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
-
Загрузивший
-
Разрушение
-
Орешник
-
Вымазав
В каких словах на месте пропуска пишется Н?
Рискова…ый поступок, покраше…ый пол, документы разорва…ы, броше…ый камень, работа выполне…а, мочё…ые яблоки, полотня…ая ткань.
В каком ряду пропущена одна и та же буква?
-
Не…жиданный, с…мнение, н…завтра
-
Пр…забавный, пр…следовать, пр…рекание
-
И…бежать, ни…падающий, ра…весёлый
-
Об…грать, раз…скать, за…скивающий
В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
-
Пок…ление, про…яляющийся, разув…рять
-
Разг…вор, в…ликолепный, отр…зиться
-
Уб…диться, с…мпатия, изб…гающий
-
Пож…лтеть, хр…нитель, д…йствительный
На месте каких цифр должны стоять запятые?
Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и ( 2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.
Укажите количество грамматических основ в предложениях:
-
Рано утром, когда Серёжа вышел за хлебом, во дворе не было ни души.
-
Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться.
-
А тут пришла днём и , забыв снять плащ, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый столик, на котором он стоит.
Выпишите грамматические основы из предложений:
-
Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки – слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку.
-
Я просто не мог заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны.
-
Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы.
Замените словосочетания на синонимичные :
-
В доме родителей – на согласование
-
Куча земли – на согласование
-
С восторгом поставил – на примыкание
-
Скифские курганы – на управление
Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении:
Вот (1) папа(2) мы с тобой не можем заснуть(3) и оба мы несчастливы. Отец заморгал глазами (4) посмотрел на меня (5) вроде бы ничего не понимая. Что ты (6) милая! Когда я уезжала к себе (7) они (8) мать и отец(9) стояли на лестничной площадке (10) и плакали (11) и махали (12) повторяя мне вслед: « Мы любим тебя (13) мы любим тебя!»
Выпишите запятые, обозначающие обособленные обстоятельства:
Вот (1) папа(2) мы с тобой не можем заснуть(3) и оба мы несчастливы. Отец заморгал глазами (4) посмотрел на меня (5) вроде бы ничего не понимая. Что ты (6) милая! Когда я уезжала к себе (7) они (8) мать и отец(9) стояли на лестничной площадке (10) и плакали (11) и махали (12) повторяя мне вслед: « Мы любим тебя (13) мы любим тебя!»
Чёрный ящик
Определите средства художественной выразительности:
-
У моего друга железный характер
-
Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз.
-
Радость ползёт улиткой, у горя бешеный бег.
-
Серебряная ложка луны качалась в тёмном небе.
-
Прошло сто лет, и юный град…
-
Золотые волны ржи
Чёрный ящик
О каком литературном герое идёт речь?
-
Я сделал и другое открытие: растительность на острове была дикая, нигде не было видно ни клочка возделанной земли. Значит, людей здесь и в самом деле не было!
-
Он остался один в необозримой пустынной зале, смотрел на льдины и всё думал, думал. Он сидел на одном месте, такой бледный, неподвижный, словно неживой.
-
Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем стремительное железо, повис он головою и повалился на траву, не сказавши ни слова.