Безопасное поведение в бытовых условиях
Автор: Мильгром В.И., учитель ОБЖ
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный, игровой.
Цель урока: познакомиться с основными правилами безопасного поведения в бытовых условиях.
Задачи урока:
- Образовательные:
- развитие умения формулировать определение понятий;
- формировать умение применять на практике правила безопасного поведения в быту;
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода; развитие критического мышления;
- развитие внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания; формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- Воспитательные:
- воспитание интереса к изучаемому предмету;
- воспитание ценностного отношения к личному здоровью и здоровью окружающих;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
Оборудование:
ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной цели.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
(1 минута). |
Приветственное слово учителя:
— Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. |
Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация
знаний (8 минут) |
Проверка д/з. Устные ответы учащихся. — Ребята, сегодня мы с вами повторим материал, который вы уже изучали на прошлом уроке. А что конкретно мы будем повторять, вы должны сами сформулировать. Для этого вам необходимо отгадать загадку! Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит. Он от злости ест дрова, целый час, а, может два. Ты его рукой не тронь, искусает всю ладонь. — А с какой опасной ситуацией мы связываем огонь? (С пожаром). — Правильно, молодцы. — А что такое пожар? Ответ есть в ваших тетрадях. -Перечислите основные поражающие факторы огня. -Какие причины возникновения пожара вы знаете? А сейчас мы закрепим атериал прошлого урока. Задание 1. Поиграем в игру «Согласны-несогласны» Вопросы: 1. Если возгорание небольшое, то можно попытаться справиться с огнем самому. 2. Самое опасное при пожаре –дым. 3. Если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно, надо закричать и позвать на помощь.( вызвать пожарных по телефону 01.) 4. Если в подъезде дым , то не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире.(Определить место горения, сообщить соседям и в пожарную часть; закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками) 5. В задымленном помещении надо передвигаться на четвереньках. (еще защитить органы дыхания- дышать через влажную ткань) 6.При пожаре нельзя открывать окна. |
Комментируют ответы учащихся Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы. Показывают сигнальные карточки красного (не согласны). Зеленого(согласны) Комментируют правильные ответы. Самооценка своей деятельности |
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). |
3. Постановка учебной цели.
(2 минуты) 4.Усвоение новых знаний и первичное закрепление. (20 минут) |
-Прежде чем мы перейдем к изучению нового материала, я попрошу вас объяснить значение следующей пословицы: Мой дом — моя крепость. Вот мой дом, моя квартира, Здесь учусь, играю, сплю! Вы ответьте мне, В безопасности живу? — Какие опасности подстерегают нас дома, в быту? Так о чем будем говорить, какая тема? Цель? Запись темы в тетрадь. 1)Прежде чем приступить к новому материалу, обратите внимание на слайд, ознакомьтесь с суждениями и отметьте в тетрадях те номера, с какими вы из них согласны. 1 В соответствии с нормами непрерывная работа школьника за компьютером не должна превышать 45 минут 2.Поражение электрическим током может привести к остановке дыхания 3.Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха 4.Не оставлять без внимания неисправные краны 5.Если в помещении есть запах газа, нельзя включать свет и разговаривать по телефону 2)Вы уже догадались, о каких возможных опасных бытовых ситуациях пойдет речь?
3) Беседа. — Сегодня мы постараемся научиться правильно вести себя в непредвиденных ситуациях, для того, чтобы оградить свою жизнь и жизнь близких людей от опасностей. По каким причинам могут возникать эти ситуации, мы найдем ответ на стр. 58 учебника (Такие ситуации могут возникать по двум причинам. В первом случае вы сами можете создать опасную ситуацию, нарушив правила использования оборудования и бытовых приборов. В другом случае независимо от вас может возникнуть опасная ситуация: резко возросло электронапряжение в сети, потек кран и другие.) -Для того, чтобы вы знали, как избежать возникновения опасной ситуации в быту, а если она возникла, уменьшить ее вредные последствия, мы рассмотрим основные бытовые ситуации, в которых необходимо соблюдать определенные правила. 4) Работа в группах Представьте, что вы работники жилищно-коммунальных служб. Вам надо составить рекомендации населению по безопасному обращению с электричеством, бытовым газом, водой… Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы свое задание . Как вы будете работать? Что поможет вам? Задания для 1 группы Безопасное обращение с электричеством. 1)Вставь пропущенные слова (используй учебник-стр59) Не пользоваться ________ электроприборами Не оставлять включенный электроприбор __________ Сначала подключай шнур к ________, затем к _________ Не трогать включенный электроприбор __________ руками О всех неисправностях немедленно сообщай________ 2) Расставьте правильную последовательность действий. При возгорании электробытовых приборов необходимо: 1.Чтобы прекратить доступ кислорода (воздуха) к горящему прибору, необходимо его накрыть плотной тканью._____ 2.Отключить прибор от электрической сети или прекратить источник электричества.____ 3.Засыпать огонь песком или стиральным порошком, или землей.____ Задание для 2 группы Безопасное обращение с бытовым газом 1)Изучив статью учебника на стр. 60, выбери верные правила безопасности по обращению с бытовым газом. (см. Приложение) 2)Подумайте, как надо поступить, если почувствовали запах в квартире? (ответы детей) -попробуйте сравнить ваш ответ с просмотренным видеофрагментом Просмотр видеофрагмента. Задания для 3группы Меры безопасности при обращении с водой 1) Подпиши картинки, используя статью в учебнике на стр.60-61 2)Восстанови правильную последовательность действий, если ты вдруг затопил соседей 5)А сейчас немного переключимся и послушаем сообщение о правилах работы за компьютером. Будьте внимательны! Какие правила безопасного пользования компьютером вы запомнили? Физминутка Немного отдохнем и предлагаем комплекс упражнений для снятия утомления после работы за компьютером 6)Защита групповых работ, обсуждение |
Объясняют смысл предложенной пословицы. Отвечают на вопрос, формулируют тему урока. Выражают собственную точку зрения. Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют цель урока. Верные номера:2,3,4,5 Знакомятся с основными опасными ситуациями в бытовых условиях, делают запись в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя. Работа в группах по систематизации материала Учащиеся наклеивают верные утверждения на альбомный лист Подготовленный ученик рассказывает Подготовленный ученик проводит физминутку Самооценка учащихся |
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений. ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания в повседневной жизни. УД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения). Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. |
.Закрепление изученного материала
(9 минут) |
Закрепление изученного материала
1)-Давайте возвратимся к утверждениям, которые были в начале урока. Отметьте еще раз, с какими утверждениями вы согласны теперь. У кого изменился ответ? Почему это произошло? 2)А теперь для закрепления нового материала, предлагаю поиграть (на столе карточки с вопросами, ситуационными задачами и заданиями по теме урока). Учащиеся вытягивают задания и выполняют их. |
Решают ситуационные задачи, комментируют выбор ответов. | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
6.Рефлексия деятельности.
3 минуты |
Рефлексия «Ладошки».
-Если вы поняли тему урока, поднимите руки ладошками вверх, а если не поняли – ладошками вниз. — Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок. |
Самооценка учащихся | УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
7.Домашнее задание.
2 минуты |
П. 2.6, П.т.з 2,4,5 Творческое : придумай и нарисуй знаки, предупреждающие об опасности дома | Запись учащимися задания в дневники. |