Внеклассное мероприятие « Избирательное право»
Составитель: Наталья Анатольевна Дворянчикова, учитель истории и обществознания.
Цели:
- Закрепить и повторить полученные знания по теме «Избирательное право», повышение интереса к предмету через игру
- Создание ситуации для проявления индивидуального творчества, приобретение учащимися опыта уважительного отношения к мнению оппонента, а также приобретение ими опыта действий в нестандартных условиях
- Воспитание патриотизма и гражданственности
Оборудование: ватман, карточки с заданиями, маркеры, Конституция РФ, сборник законов по избирательному праву.
Жюри: могут быть учителя, депутаты, учащиеся
В турнире участвуют 2 или более команды по 4-5 человек, они же разыгрывают личное первенство. Задания рассчитаны на учащихся 10-11-х классов. В период подготовки учитель консультирует учащихся, рекомендует необходимую литературу. Ребята готовят костюмы, декорации, плакаты, подбирают музыкальное оформление.
Учреждаются призы по различным номинациям: в личном зачете, в командном зачете, приз зрительских симпатий и т.п.
Игра охватывает темы по избирательному праву, изучаемые в 10-11 классах.
Игра состоит из 5 или более туров, (если позволяет время).
1-й тур. Блиц-опрос.
Каждый участник отвечает на 2 тестовых вопроса, которые задает учитель. Если нет ответа, любой другой игрок, поднявший руку первым, отвечает на данный вопрос.
Предлагаемые тесты:
-
Какие требования из перечисленных предъявляются к кандидату на пост Президента РФ:
А) не моложе 35 лет
Б) не моложе 40 лет
В) гражданин РФ
Г) с безупречной репутацией
Д) проживание на территории РФ не менее 15 лет
2.Какие цензы ограничивают всеобщее избирательное право в РФ:
А) возрастной
Б) гражданства
В) рождения
Д )оседлости
Е)военной службы
3.Чем является участие в выборах гражданина РФ:
А) конституционной обязанностью
Б) долгом
В) неучастие в выборах влечет юридическую ответственность
4. В основе мажоритарной системы лежит:
А) принцип большинства
Б) принцип пропорционального представительства
5. В РФ применяется:
А) мажоритарная избирательная система
Б) смешанная избирательная система
В) пропорциональная избирательная система
6. Кому запрещено проводить предвыборную агитацию:
А) кандидатам в депутаты Государственной Думы ФС РФ
Б) военным учреждениям
В) членам избирательной комиссии
Г) избирательным объединениям
Д) кандидатам в Президенты РФ
Е) благотворительным организациям
7. В каком возрасте можно баллотироваться в кандидаты на должность депутата Государственной Думы РФ:
А) 18
Б) 19
В) 20
Г) 21
8. В каком возрасте можно баллотироваться в кандидаты на должность Президента РФ:
А)21
Б) 25
В) 30
Г) 35
9. Выборы Президента РФ назначают:
А) Государственная Дума ФС РФ
Б) ЦИК
В) Совет Федерации ФС РФ
Г) Конституционный суд РФ
10. Определите случаи и обстоятельства досрочного прекращения полномочий Президента РФ:
А) государственная измена
Б) состояние здоровья
В) импичмент
Г) инициатива самого президента
11. Какие из перечисленных должностных лиц РФ являются выборными:
А) губернаторы
Б) мэры
В) председатель правительства
Г) министры
Д) уполномоченный по правам человека
Е) председатель Конституционного суда
12. Российский парламент называется:
А) государственной Думой
Б) Советом Федерации
В) Федеральным Собранием
13. В Совет Федерации входят:
А) по 2 представителя от каждого субъекта Федерации
Б) 19 должностных лиц, назначенных Президентом РФ
В) 450 депутатов, избранных народом
14. Федеральные законы подписывает и обнародует:
А) Государственная дума
Б) Правительство РФ
В) Президент РФ
Г) Совет Федерации
Д) Федеральное Собрание
2-й тур. Домашнее задание.
Играют команды.
Команды должны составить речь государственного деятеля в области избирательного права. В речи заведомо должны быть допущены 2-3 ошибки. Другой команде необходимо определить, о ком или о чем идет речь и найти ошибки. Выбор формы подачи материала произвольный. Это могут быть словесный портрет или театральная композиция.
Предлагаемые государственные деятели:
П.А. Столыпин, М.М. Сперанский, Н.М. Муравьев, П.И. Пестель, Б.Грызлов.
Результат фиксируется в виде двух оценок: за составление портрета и за данный ответ.
3-й тур. Закон об обязательном участии в выборах.
Задание: группа депутатов разработала закон об обязательном участии граждан РФ в выборах в центральные и местные органы власти. Текст закона раздается каждой команде.
« Закон об обязательном участии в выборах»
«Все граждане РФ, дееспособные и не находящиеся под интенсивным наблюдением врачей, обязаны принимать участие в выборах органов власти всех уровней. Реализация активного избирательного права является важной характеристикой гражданственности.
В случае предполагаемых обстоятельств невозможности участия в выборах следует обращаться в избирательные комиссии, которые выносят определенное решение после рассмотрения сути дела и представленных документов.
За неучастие без уважительных причин в выборах первый раз выносится общественное порицание ( в виде письма на место работы или учебы, а также публикации фамилий и фотографий нарушителей в СМИ), второй раз – штраф в размере 3-х минимальных зарплат, третий раз – общественные работы ( от 10 до 90 дней)».
Задание команде 1.
Вы являетесь депутатами, предложившими закон на рассмотрение. Предложите свои аргументы за то, чтобы закон был принят.
Задание команде 2.
Вы являетесь парламентской оппозицией и должны предложить аргументы против принятия предлагаемого закона.
Всего от 3-х до 5-ти аргументов.
Высокую оценку получает команда, которая привела убедительные аргументы.
4-й тур. Что не так?
Командам предлагают прочитать текст.
Задание: Выявить нарушения Конституции, которые совершил Президент в течение первого рабочего дня после победы на выборах.
В 6 утра Президент на ногах. После зарядки и завтрака звонит министру обороны и приказывает ему прислать за ним машину.
В 7 часов он в своем кабинете подписывает распоряжение о назначении одного из генералов на должность командующего Военно- воздушными Силами страны.
В 7 часов 30 минут объявляет об отставке Правительства.
В 8 – он на заседании Государственной Думы представляет кандидатуру на должность Председателя Центрального банка.
В 8 часов 30 минут подписывает распоряжение о назначении Генерального прокурора.
В 9 часов подписывает Указ о награждении группы милиционеров орденами и медалями.
В 10 часов подписывает договор о торговле между Россией и Канадой.
В 11 часов ратифицирует два международных договора.
В 12 часов освобождает от должности Председателя Конституционного Суда.
С 13 часов обедает и отдыхает.
В 15 часов вводит чрезвычайное положение в Москве в связи с забастовкой водителей троллейбусов.
В 16 часов едет на завод, который не выполнил план и, разорившись. Увольняет директора.
В 17 часов назначает нового Председателя Правительства.
В 18 часов принимает верительные грамоты иностранных послов.
Что в действиях Президента показалось Вам самой большей нелепостью?
5-й тур. Неожиданное задание.
Команды выбирают 2 конверта с неожиданными заданиями. Дается время на подготовку – 3 минуты. Например:
Задание № 1. Показать мини-сценку « Предвыборная агитация»
Задание № 2. Показать мини- сценку « Один день из жизни депутата»
Задание №3. Показать мини-сценку «Разработка законопроекта в Государственной Думе»
Задание №4. Показать мини-сценку « Избиратели в день выборов Президента»
Ставится оценка за артистизм .
Подведение итогов игры членами жюри.
Награждение команд по разным номинациям ( это могут быть памятные медали, грамоты, книги и т.п.).