Повторительно-обобщающий урок «Страницы истории Великой Отечественной войны” — Средняя школа № 8 г. Биробиджана

Повторительно-обобщающий урок «Страницы истории Великой Отечественной войны”

Учитель: Дворянчикова Н.А.

 

Предмет: История.

 

Класс, профиль: 11 класс

 

Цель: повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся по изучаемой теме.

 

Задачи:

 

обучающие:

 

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Советский Союз во второй мировой войне»;

 

— расширить знания о событиях Великой Отечественной войны с помощью информационных технологий;

 

развивающие:

 

— развивать умение выделять основные события и устанавливать между ними логические связи, составляя единую систему; ставить учебную задачу,работать с понятиями

 

— сравнивать,устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями (формирование исторического мышления), выполнять задания в формате ЕГЭ

 

— развивать познавательные и мыслительные способности; формировать навыки самостоятельной работы с историческими документами;формировать навыки использования информационных технологий;

 

воспитательные:

 

— формировать чувство патриотизма, гражданской позиции; формировать чувство гордости и уважения к историческому прошлому.

 

Приобретаемые навыки обучающихся:

 

1. Выделять компоненты темы и устанавливать связи между отдельными событиями.

 

2. Выносить собственное суждение.

 

3. Формировать навыки самостоятельной работы с историческими документами, информационными технологиями.

 

4. Развивать коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией, самостоятельной работе.

 

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, рабочие листы для работы в группе, проектор

 

 

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: словесный, частично-поисковый и проблемный методы; фронтальная и индивидуальная формы организации познавательной деятельности.

 

Ход урока:

 

  1. приветствие, организационный момент

  2. Запишем домашнее задание: книга 2, п.2 – дать характеристику состояния экономики в послевоенный период. Наш урок начнем с актуализации знаний по данной теме

 

— Откройте тетради запишите тему урока. Слайд 1.

 

— Целеполагание делают обучающиеся

 

Слово учителя

 

Мы закончили изучать Вов. Историю Великой Отечественной войны переписывали и продолжают переписывать наши союзники по АГК, утверждающие, что решающую роль в победе над фашистами была у Великобритнии и США, стран Восточной Европы. Сегодня на уроке мы попытаемся доказать, что победителем в этой войне стал СССР.

 

Итак начнем работать.

 

Слайд : Первая страница: «Дорогами войны» . На презентации задания части А,В,С.(за каждый правильный ответ – 1 балл)

 

Одновременно 1 ученик заполняет таблицу «Крупнейшие военные операции в ходе Великой Отечественной войны». Проверяет консультант.

 

Названия

Цель

Время проведения

Тайфун”

Наступление немецкой группы армий “Центр” на Москву.

30 сентября – начало декабря 1941 г

Уран”

Контрнаступления Красной Армии для окружения и разгрома фашистских войск под Сталинградом

19 ноября1942г. –

2 февраля 1943г

Цитадель”

План немецкого командования – окружить и разгромить Красную Армию на Курском выступе

5- 12июля 1943 – оборонительный этап Красной Армии в ходе Курской битвы

Рельсовая война” и “Концерт”

Действия партизан в тылу врага, нарушавшие подвоз вооружений для вермахта

Август – ноябрь 1942 г. Сентябрь 1943 г.

Оверлорд”

Высадка союзников в Нормандии – открытие второго фронта

6 июня 1944 г.

Багратион”

Наступление 1-го, 2-го и 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов – освобождение Белоруссии, Литвы и части Латвии; выход советских войск на границу с Германией

22 июня – 29 августа 1944 г.

Берлинская операция

Наступление 1-го, 2-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов для взятия столицы Германии

16 апреля – 8 мая 1945 г.

 

— Заполните таблицу «Международные конференции Второй мировой войны»( конференция, участники,основные решения)- у доски 1 человек. Проверяет консультант

 

конференция

участники

Основные решения

Тегеранская (ноябрь-декабрь 1943)

«большая тройка»: Сталин, Черчилль, Рузвельт

— открытие второго фронта в Европе не позднее мая 1944 года

Крымская (Ялтинская) (4-11 февраля 1945)

«большая тройка»: Сталин, Черчилль, Рузвельт

— СССР обещал вступить в войну с Японией после разгрома Германии

— решено созвать Учредительную конференцию по выработке Устава ООН (будет созвана в Сан-Франциско)

— принята Декларация об освобожденной Европе

Потсдамская (17 июля-2 августа 1945)

Сталин, Трумэн, Черчилль — Эттли

приняты решения о создании в Германии зон оккупации и о взыскании репараций (50% получит СССР)

германский вопрос: сохранить Германию как единое государство

 

Учитель ставит оценки обучающимся.

 

Слайд 3Работа по карте: задание «В 8» из сборника ЕГЭ на ИД 1 ученик. Задание «В 8» из сборника ЕГЭ.

 

 

Вопросы на карточке:

 

  1. Кто был руководителем государства в данный период?

  2. Какие события ВОВ изображены на карте-схеме?

  3. Как называлась операция изображенная на схеме?

  4. Отметь маркером города , на которые наступали немецкие войска.

 

 

Оценка.

 

 

Пока учащийся работает по карте, учитель переходит ко второй странице истории «Вопрос – ответ»

 

«Вопрос — ответ»

 

Учитель учащимся раздает карточки с вопросами по данной теме – учащиеся отвечают…

 

 

— Когда, где и кем был подписан пакт о ненападении и договор о дружбе между Германией и Советским союзом.

 

 

В истории нашего государства была Отечественная война 1812 года. Есть ли сходство в этих двух войнах.

 

Ответ детей: и Наполеон и Гитлер мечтали завоевать весь мир; население России и Советского Союза одинаково сплотились для отпора врагу; было развернуто партизанское движение в тылу врага.

 

 

— В первые дни войны Красная Армия понесла большие потери и вынуждена была отступать. В чем причины неудач Красной Армии?

 

 

Причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны:

 

— не завершено перевооружение Красной Армии

 

— ошибки руководства страны и лично Сталина в определении сроков начала войны;

 

— репрессии в Красной Армии накануне войны среди командного состава;

 

-Превосходство по численности и маневренности германских войск

 

 

Кто был назначен верховным Главнокомандующим советских войск 8 августа 1941г?

 

 

Как назывались поставки оружия, снаряжения и продовольствия, осуществляемые США и Великобританией в СССР с 1942 г.

 

Назовите фамилии советских конструкторов, разрабатывавших новую военную технику в годы Великой Отечественной войны: Ж.Я. Котин, А.С. Яковлев, С.А. Лавочкин.

 

Подвиг 28 бойцов 316-й стрелковой дивизии генерала И.В. Панфилова, которые в течение нескольких часов сдерживали атаки десятков фашистских танков, был совершен в ходе …

 

Государственный Комитет Обороны в годы Великой Отечественной войны возглавлялИ. В. Сталин

 

назовите имя советского конструктора, создателя авиационных и ракетных двигателей – Туполев

 

— Назовите имена советских ученых, которые внесли решающий вклад в создание советского термоядерного оружия – Келдыш, Курчатов

 

— Сравните последствия (итоги, результаты) Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны для внутреннего и внешнеполитического положения России

 

победа России (СССР) в войне,присоединение новых территорий,огромные экономические потери: разорение европейской части страны,возрос международный авторитет России,

 

— Кто из советских военачальников был награжден орденом Победы?

 

Ответ детей:

 

Орденом Победы были награждены: генералиссимус Советского Союза И.В. Сталин, маршалы А.М. Василевский, Г.К. Жуков, Л.А. Говоров, И.С. Конев, Р.Я. Малиновский, К.А. Мерецков, К.К. Рокоссовский, С.К. Тимошенко, Ф.И. Толбухин, генерал армии А.И. Антонов, И.В. Сталин, А.М. Василевский, Г.К. Жуков были награждены этим орденом дважды. Орден Победы за №1 был вручен Г.К. Жукову, №2 – А.М. Василевском

 

В годы войны появились трижды Герои Советского Союза.Это маршал Советского Союза Г.К. Жуков, летчики А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб. Всего за годы войны 11600 человек получили звание Героя.

 

 

Третья страница « Слава героям!»»

 

Слайд — Проверка опережающего домашнего задания: Работа с частью «С6» — написание исторического эссе: критерии оценивания на парте у обучающихся проверяет консультанты.

 

на слайде портреты Жукова и Рокоссовского.

 

 

Абрамов Дмитрий – Жуков Г.К. — (примерный ответ)

 

Родился в Калужской губернии в крестьянской семье. Участник Первой мировой войны, заслужил два Георгиевских креста и звание унтер-офицера. После октября 1917 г. вступил в Красную Армию. Специального военного образования не получил. Как военачальник он сформировался под влиянием М. Н. Тухачевского и И. П. Уборевича. В 1939 г. командовал армейской группировкой советских войск, разгромив ших японцев в районе реки Халхин-Гол. В годы Великой Отечественной войны непосредственно участвовал в разработке и осуществлении стратегических планов ВГТК, в подготовке и проведении многих стратегических операций. Решительный и жестокий, он, по словам американского исследователя М. Найдена, нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или группа их во Второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей и принял капитуляцию фашисткой Германии. Четырежды герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа». Принимал Парад Победы в Москве. В 1955—1957 гг. — министр обороны.

 

Исмайлова Евгения — Рокоссовский К.К.

 

Сын железнодорожного машиниста, поляка по национальности, и русской учительницы. Участник Первой мировой войны, заслужил четыре Георгиевских креста. С декабря 1917 г. — в Красной Армии, дважды был награжден орденом Красного Знамени. В 1937—1940 гг. находился под следствием в НКВД, был освобожден в связи с прекращением дела. Войска под его командованием успешно действовали в Смоленском сражении, в Московской, Сталинградской и Курской битвах, в Белорусской, Восточно-Прусской и Берлинской стратегических операциях. Сильный, волевой и одновременно сдержанный, он создавал вокруг себя атмосферу взаимоуважения. Он был одним из тех, кто неудержим в наступлении. Маршал авиации А. Е. Голованов так оценивал его полководческий дар: «Блестящие операции по разгрому и ликвидации армии, оборона, организованная на Курской дуге с последующим разгромом наступающих войск противника, боевые действия руководимых им войск в Белорусской операции… создали ему мировую известность». Именно ему принадлежит необычное для того времени решение: в ходе наступления Красной Армии в Белоруссии нанести одновременно два главных удара, чтобы противник не смог определить, на каком направлении должен развиваться успех. Несмотря на категорические возражения Генштаба и Сталина, ему удалось убедить своих оппонентов в правильности своего мнения и блистательно выиграть сражение, разгромив основные силы армий «Центр». Маршал СССР, дважды герой Советского Союза. В 1945 г. ему выпала честь командовать Парадом Победы в Москве

 

 

Работа в парах :

 

— Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В результате операции на Курской дуге летом 1943 г. были разгромлены крупные силы противника. Каковы причины поражения немцев под Курском? Назовите не менее трёх причин.

 

Могут быть указаны следующие причины:

 

а) успешный перевод советской экономики на военные рельсы, создание военно-экономических предпосылок для успехов на поле боя;

 

б) успешные действия советской военной разведки, сумевшей получит данные о готовящемся немецком наступлении;

 

в) значительное превосходство советских войск в живой силе и технике;

 

г) умелое и компетентное командование советскими войсками

 

Из воспоминаний маршала Г.К. Жукова.

 

«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы…

 

Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли ее пробить.

 

Наша авиация шла над полем боя волнами… Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, минометами… появилась группа бомбардировщиков… И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага…

 

20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь… Начался исторический штурм…»

 

 

С1. К какому периоду истории страны относятся описанные в тексте события? Укажите хронологические рамки этого периода. О каком сражении идет речь? Ученик должен указать, что – события относятся к периоду Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., – в отрывке речь идет о битве за Берлин.

 

 

С2. Используя текст и знания по курсу истории, назовите не менее двух отличительных особенностей этого сражения.

 

Могут быть указаны следующие отличительные особенности сражения:

 

a) в Берлинской операции был использован опыт всех крупных сражений, накопленный в течение войны;

 

б) в сражении был использован новый тактический прием – свет мощных прожекторов для ослепления противника.

 

 

СЗ. Какое значение для общего хода войны имело описываемое сражение? Какие события последовали за ним (назовите не менее двух событий).

 

1. Ученик может указать о значении Берлинского сражения следующее: – оно стало завершающим сражением Великой Отечественной и Второй мировой войн в Европе.

 

2. Элементы ответа: – был взят Берлин, – представители германского командования подписали акт о безоговорочной капитуляции Германии.

 

 

Учитель:

 

Чем завершилась Великая Отечественная война?

 

Когда и кто с советской и германской стороны подписали акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии?

 

Ответ детей: 9 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии Жуковым с советской стороны, а с немецкой ее подписал генерал-фельдмаршал Кейтель. Поставили свои подписи и представители США, Великобритании и Франции.

 

Просмотр видеоролика «Капитуляция Германии»

 

 

— Мы пролистали страницы истории ВОВ

 

Учащиеся отвечают на поставленный в начале урока вопрос: Почему Я должен знать историю Великой Отечественной войны?

 

Слова Наполеона на слайде

 

Домашнее задание. Благодарю за урок

 

Из воспоминаний маршала Г.К. Жукова.

 

«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы…

 

Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли ее пробить.

 

Наша авиация шла над полем боя волнами… Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, минометами… появилась группа бомбардировщиков… И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага…

 

20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь… Начался исторический штурм…»

 

 

С1. К какому периоду истории страны относятся описанные в тексте события? Укажите хронологические рамки этого периода. О каком сражении идет речь?

 

 

С2. Используя текст и знания по курсу истории, назовите не менее двух отличительных особенностей этого сражения.

 

СЗ. Какое значение для общего хода войны имело описываемое сражение? Какие события последовали за ним (назовите не менее двух событий).

 

Задания на тему «Битва под Москвой».

 

2.Анализ карты- схемы учащихся Битва за Москву:

 

2. Определите, о каких героях идет речь в тексте.

 

«На весь мир прозвучало имя московского парня, в прошлом рабочего мясокомбината, а теперь летчика. В ночном воздушном бою он таранил фашистский бомбардировщик. Это был первый в мире ночной таран. Погиб смертью храбрых 27 апреля 1941 г. Зачислен навечно в списки первой эскадрильи истребительного полка, в котором служил».

 

«Особо отличилась в ноябре 1941 г. под Москвой 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова, отразившая несколько танковых атак противника. Легендарным стал подвиг группы бойцов с политруком, надолго задержавшей более 30 танков противника. Всю страну облетели слова политрука «Велика Россия, а отступать некуда». Назовите его имя

 

звучит звуковое сообщение или кадры из хроники событий ВОВ.

 

 

Задания на тему «Сталинградская битва»

 

2.Анализ карты- схемы учащихся: Сталинградская битва

 

3. Определите, о каких героях идет речь в тексте.

 

«Защитники Сталинграда стояли насмерть. Железным законом тогда было: каждый дом – крепость, а защищающие его подразделения – непобедимый гарнизон. Этот дом находился на площади 9 января. Во время бомбёжек дом был частично разрушен, и жители покинули его. Гитлеровцам удалось его захватить. Четыре советских разведчика во главе с сержантом изгнали вражеских солдат из этого дома и сами расположились в нём. Фашисты обстреливали дом из пулемётов, потом стали вести огонь из пушек прямой наводкой. Несчётное количество раз атаковали защитников дома танками и пехотой. Но наши солдаты держались стойко. 58 дней и ночей длилась оборона этого дома. Враг здесь так и не прошёл». Назовите имя сержанта, который отстаивал этот дом? Как стали называть этот дом?

 

 

звучит звуковое сообщение или кадры из хроники событий ВОВ.

 

 

Задания на тему «Курская битва»

 

1.Анализ карты- схемы учащихся: Битва на Курской дуге

 

2.Укажите имена героев битвы.

 

«В марте 1942 г. самолёт летчика – истребителя был сбит в неравном бою. С раздробленными ступнями, голодный, замерзающий, 18 суток пробирался он к советской линии фронта. Доставленному в госпиталь лётчику ампутировали голени обеих ног. Проявив мужество и невиданную силу к воле, упорно тренируясь, он заново овладел искусством высшего пилотажа. Участвовал в боях на Курской дуге, под Прохоровкой. Здесь с ним встретился фронтовой корреспондент Б. Полевой, который позже написал книгу «Повесть о настоящем человеке». Назовите имя героя.

 

 

Вас могут заинтересовать: