К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб» — Средняя школа № 8 г. Биробиджана

К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

Автор: Ю.В. Завражина- учитель русского языка и литературы5

Цель деятельности учителя: познакомить с жизнью и творчеством писателя К.Г. Паустовского, на примере сказки «Тёплый хлеб» показать значение народной мудрости и народной морали, победу добра над эгоистичными чувствами; показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, труде и взаимной выручке.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному, формировать коммуникативные и речевые умения, учиться выражать собственное отношение к произведению, к поступкам героев.

Метапредметные УУД: продолжить формировать умение ставить цель и задачи учебной деятельности, понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы, формулировать выводы.

Личностные: учащийся умеет нравственно этически оценивать прочитанное.

Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно познавательных задач.

Личностные результаты: совершенствовать духовно-нравственные качества личности обучающихся, учиться разграничивать понятия «добро» и «зло», понимать, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке; развивать уважительное отношение к русской литературе.

Тип урока:  урок новых знаний и закрепления способов деятельности.
Оборудование урока:  учебник-хрестоматия, компьютер, презентация, карточки с заданиями.

Методы и приёмы обучения:

Репродуктивный метод. Приём: слово учителя.

Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста

Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Рада вас приветствовать!

  1. Эмоциональный настрой. Вводно-мотивационный этап.

— Прослушаем отрывок из песни «Творите добрые дела». Звучит песня.

Я неслучайно начала урок с этой песни. В ней есть слова, точно отражающие главную мысль сказки Паустовского «Тёплый хлеб».

Ребята, со сказкой К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб» мы познакомились на прошлом уроке, вы прочитали её дома, понравилась ли она вам? (Да). Какое впечатление произвела на вас сказка? Какие чувства вызвала? Что вы можете сказать о ней? (сказка учит совершать добрые слова и поступки, а они в свою очередь помогают найти верных и надёжных друзей, с помощью которых можно совершать самые настоящие чудеса)

Как вы понимаете слово «добро»? Дома в Толковом словаре вы должны были найти значение этого слова. Ответ учащихся: — По словарю С.И. Ожегова «добро» – 1. Все положительное, хорошее, полезное. 2. Имущество, вещи. – Мы останавливаемся на первом лексическом значении слова. Итак, «добро» – это всё положительное, хорошее, полезное.

В каких поступках может выражаться добро? (добро может выражаться в оказании помощи людям, когда у них беда, горе, в утешении добрыми словами, в поддержке, сочувствии, человечном отношении к животным, в приятных, добрых словах). «Спешите делать добро» однажды сказал великий русский писатель Антон Павлович Чехов (слайд 1).

  1. Актуализация знаний.

Что всегда и в жизни, и в сказках противопоставляется «добру»? (зло).

Предположите, откуда берут начало зло и добро? Кто является основным их носителем в жизни? (Люди) Правильно. А в сказках? Герои произведения. О добре или зле говорят их поступки героев сказки.

В каких художественных текстах, уже  известных вам, можно проследить борьбу добра и зла, света и тьмы («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Спящая царевна», «Иван-крестьянский сын» и т.д.)

Дома вы готовили рисунки к произведению К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» (Рисунки учащихся прикреплены на доске). Каждый по-разному изобразил на них зло и добро. А какое слово является ключевым в этой сказке? (Добро).
— Обратите внимание на листок на ваших партах с синим и красным кружками. Добро я изобразила зелёным кружком, а зло чёрным цветом. Напишите своё мнение о добре и зле в этих кружках, подберите ассоциативный ряд к этим словам. А теперь посмотрим, как вы понимаете эти два чувства. (Дети зачитывают свои варианты) (Приложение 1). На слайде учитель показывает своё мнение.

Посмотрим, совпали ли наши мнения (слайд 2).

Добро это дети, мир, любовь, радость, счастье, это добрые дела, которые должен совершать человек;

зло — война, горе, слёзы, смерть, страх, жестокость, насилие, равнодушие

Молодцы. Вы справились с заданием. Вы очень хорошо понимаете и различаете эти два чувства.

  1. Целеполагание и планирование.

Ребята, могут ли понятия «добро» и «зло» стать темой нашего урока? (могут)

— Запишу эти слова на слайде – «добро», «зло» (слайд 3)

— Открою ещё ключевые слова и словосочетания, которые уже прозвучали на уроке – «герои сказки, их поступки»

Итак, как бы вы определили тему урока? Сформулируйте её, используя слова и словосочетания на слайде.

Тема: «К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб». Герои сказки и их поступки. Добро и зло в сказке» (слайд 4)

— Эти слова станут эпиграфом нашего урока: «Доброта — бесценное человеческое

качество, без нее нельзя жить

и невозможна сама жизнь»

К.Г.Паустовский (слайд 5)

Как вы думаете, какой смысл вкладывает Паустовский в эти слова? (без доброты жить невозможно, необходимо людям и животным нести добро, без добра жизнь бессмысленна)

Сам писатель говорил: «Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь наивно, но писать без веры невозможно». Благодаря этой вере все повести, и рассказы, и сказки Паустовского направляют и поворачивают душу читателя всегда только в одну сторону в сторону добра. Вот и «Тёплый хлеб» – именно такая мудрая и добрая сказка. Давайте попытаемся стать сегодня чуткими и внимательными читателями, чтобы понять, какие уроки заключены в сказке «Теплый хлеб», чтобы услышать и понять диалог человека и природы.

Итак, определим учебные задачи в соответствии с темой урока.

— анализировать сказку К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»;

— рассмотреть, как в сказке К.Г. Паустовского решается проблема «добра» и «зла»;

— выяснить, как проявляются в сказке нравственные понятия (добро, человеколюбие, взаимоподдержка);

— рассмотреть, какие образы помогают раскрыть ее содержание;

— дать оценку поступкам героев;

— выявить нравственные уроки, благодаря сказке «Теплый хлеб» К.Г. Паустовского.

  1. Открытие нового знания.

На прошлом уроке мы выяснили, что «Тёплый хлеб» — это литературная сказка. Как можно объяснить, почему сказки «не только не умирают, но рождаются непрерывно» (В каждой сказке заключена мудрость, она чему-то учит нас). Верно. В каких выражениях сказки заключена народная мудрость, и они могут быть пословицами, поговорками? Вы должны были их найти дома (Дети называют выражения).

1. Зачем помирать? Надеяться надо.

2. Льготного срока не будет.

3. Будет и мука, и вода, и всеобщее спасение.

4. За твою дурь расплачиваться своим горбом.

5. От теплоты лёд начал оседать.

6. Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете.

7. Хлеб — соль подносить.

8. Не только человеку извинение требуется.

9. Бери хлеб, мирись!

10. Трещала, как пулемёт.

Чему учит нас эта сказка? (как преодолеть зло на пути к добру)

Предлагаю вам пройти по пути преодоления зла главным героем Филькой к добру.

III. Операционный этап. Обсуждение сказки.

— На прошлом уроке мы выяснили из скольких частей состоит произведение? (слайд 6)

1. История о вороном коне.

2. Бездумный поступок.

3. Беда.

4. Чувство вины.

5. Способ искупления вины.

6. Искупление вины.

7. Прощение и примирение.

Изучение материала.

Обратимся к первой части.

1) Работа по вопросам.

Почему Филька является главным героем сказки? (С ним связаны все события, которые произошли в Бережках, он обидел коня). Портрет Фильки в таблице (Дети на карточках в левом столбце записывают характерные черты Фильки). Портрет и характерные черты Фильки записываются на протяжении всего урока, от зла к добру (слайд 7).

Зло

Добро

Молчаливый

Раскаявшийся

Недоверчивый

Решительный

Равнодушный

Целеустремлённый

Любимое выражение «Ну тебя!»

Отважный

Неласковый

Доброжелательный

Злой

Добрый

Жестокий

Благодарный

Эгоистичный

 

Жадный

 

Бессердечный

 

(Приложение 2)

Почему его прозвали «Ну Тебя»?

(Это любимое выражение Фильки.)

С помощью каких слов автор выражает свое отношение к мальчику в начале сказки? Найдите в тексте.

«Филька был молчаливый, недоверчивый, равнодушен ко всем, даже к играм, ленивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»Сколько раз Филька произносит свою любимую фразу? (6 раз.)
Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!»

Уточните свой ответ на вопрос: «Почему Фильку прозвали «Ну тебя»?» (Это его формула жизни, взгляд, отношение его к жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всех).

— Какие характерные черты характера Фильки мы можем записать в первую колонку? (молчаливый, недоверчивый, равнодушный, любимое выражение «Ну, тебя!», неласковый)

Автор, прервав знакомство с Филькой, описывает зиму в Бережках.

Что вы можете сказать о названии деревни Бережки. Как вы думаете, от каких слов образовано это название? (образовано от слов «беречь», «оберегать»). Какова роль уменьшительно-ласкательного суффикса в названии (выражение нежного, ласкового, любовного, тёплого отношения к деревне). Это говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро. В этой деревне пахнет хлебом, она становится символом жизни.

Евгений Евтушенко писал:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя
(слайд 8).

Послушайте описание деревни.

(Чтение отрывка «Зима в этот год стояла тёплая…» до слов «…и в неё кружились льдинки») (с. 73-74)

Какое настроение у вас вызвал пейзаж? Какая была погода? (Тихая, спокойная зима). Вывод: люди радовались тёплой зиме: реки не замёрзнут, мельница работать будет, значит, хлеб будет.

Значит, что сплачивало людей? (Доброта).

Давайте продолжим чтение и ещё раз вспомним, что же случилось в Бережках. Обратимся ко второй части «Бездумный поступок»

(Чтение отрывка «В один из таких тёплых, серых дней…» до слов «…Иди, копай!») (с. 74)

Какой жестокий поступок совершает Филька? (Филька в это время ел хлеб. Герой бьет коня, закидывает хлеб в снег, называет его дьяволом и христорадником.). — А мы выяснили, что хлеб сделан с любовью во имя жизни. — Понимает ли мальчик, что поступил плохо? (Нет. Он не переживает, не раскаивается).

Давайте вспомним, почему кавалеристы оставили коня в деревне? (немецкий снаряд ранил в ногу вороного коня).

Почему именно дед Панкрат стал ухаживать за ним? (он пожалел коня, вылечил его, конь стал ему помогать чинить плотину, терпеливо возил глину, навоз и жерди).

Как жители деревни относились к коню? (Они отдавали ему всё, обделяя себя, даже сладкую морковку, которой можно было покормить детей. А ведь была война, голод).

Так что же произошло? (Произошло злое, жестокое дело! Обидеть раненого коня, который жил под милосердием добрых людей).

Какие характерные черты Фильки мы ещё можем записать в левую колонку? (злой, жестокий, эгоистичный, жадный)

Большая роль в тексте отводится детали, которая по-особому характеризует героя. Какая деталь? («Слеза скатилась у коня из глаз»). Значит, животные тоже плачут, у них тоже есть душа. И Филька ранил его душу.

— Какой ещё совершил поступок Филька? Какой ещё Филька? (бессердечный)

Обратимся к третьей части сказки «Беда».

Что происходит в природе после того, как Филька совершил плохой поступок? Звучит мелодия пурги, учитель читает отрывок из сказки, где описывается пурга

Тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга… Ревела, обезумев, метель… Метель начала затихать к вечеру. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду и колючий мороз прошёл по деревне….река застыла до самого дна (с. 74-75)

Какой должна быть интонация нашего чтения? (тревога, напряжение)

Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка Фильки завыл ветер, автор рисует сказочный пейзаж?  (Начало метели это отклик волшебных сил природы на поступок Фильки. Природа плохо отнеслась к его поступку. Она против бессердечия).

Что слышит Филька в этом завывании? (Филька ощущает смущение в душе.)

Какие слова помогают Паустовскому передать нарастание действия? (глаголы, именно на них при выразительном чтении должно падать логическое ударение).

Какие средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль в тексте? Найдём их и ответим на вопросы в карточках. Высказывания подтверждать текстом.

Ребята, сегодня мы будем работать в группах. Назовите основные правила работы в группе. Группы получают карточки с вопросами (Приложение 3)

Основные правила работы в группе.

  • Чётко формулировать свои мысли.

  • Высказывать свою точку зрения.

  • Не перебивать друг друга.

  • Активно участвовать в обсуждении.

Учащиеся находят в тексте (слайд 9)

1 группа: Найдите олицетворения в тексте. Какова их роль? Подчеркните и прочитайте их. (из отрывка) «…Тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни».

2 группа: Найдите олицетворения в тексте. Какова их роль? Подчеркните и прочитайте их. (из отрывка) «И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга… Ревела, обезумев, метельМетель начала затихать к вечеру. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду и колючий мороз прошёл по деревне….река застыла до самого дна».

Вывод: они помогают увидеть природу живой.

3 группа: Найдите сравнения в тексте. Какова их роль? Подчеркните и прочитайте их.

сравнения (зазеленело, как лед) — сопоставляя, можно ярче представить.

4 группа: Найдите эпитеты в тексте. Какова их роль? Подчеркните и прочитайте их.

эпитеты (голых деревьях; колючий мороз, пронзительный ветер; мёрзлая солома; оторванные ставни; снежная пыль) помогают не только увидеть, но и почувствовать.

5 группа: — Почему автор показал такой резкий переход от тёплой, солнечной погоды к холодной, морозной? (Филька был злой, он совершил зло)

Какой приём использует автор? (противопоставление, антитеза)

Можно ли изменить зло? (Можно, когда поймёшь свои ошибки и захочешь их исправить).

Когда Филька понял, что совершил дурной поступок?
Не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки.

Обратимся к четвёртой части сказки «Чувство вины».
Какую легенду рассказала бабка Фильке? (сто лет назад упал на Бережки такой же лютый мороз). Читают выразительно по ролям.

Как вы думаете, какая фраза является ключевой в этом разговоре? (помер «от охлаждения сердца»).

Почему Филька заплакал? (он понял, что совершил дурной поступок, обидев коня. Боялся повторить судьбу солдата, который умер от «охлаждения сердца»).

Как вы понимаете выражение «от охлаждения сердца»? (метафора. Холодное сердце: человек равнодушен к чужой беде).

А как мальчик вёл себя? (он ёжился в тулуп, хотя был дома. Ему стало холодно, страшно. Филька понял, что он сильно обидел коня и должен искупить вину).

Почему поступок Фильки бабка называет «злодейством»? (это обидчик, дурной человек, и он сотворил злое дело, обидев живое беззащитное существо, природа против такого отношения)

Зачем бабушка рассказала Фильке легенду столетней давности? В чем ее мудрость? (чтобы задумался над тем, что совершил)

Кто поможет Фильке, по словам бабки, поправить его злодейство? (Панкрат)

Зачем побежал к деду Панкрату? Ведь он сказал: «Да ну его, Панкрата», сказал и затих. А сам побежал. Что с ним произошло? Чтобы понять это, давайте отправимся вместе с Филькой к деду Панкрату. — Давайте, ребята, проследим этот трудный путь Фильки от зла к добру (слайд 10,11).

— 5,6 части мы рассмотрим в групповой работе «Способ искупления вины», «Искупление вины» (Приложение 4)

1 группа: Какую картину видит Филька, когда идёт к Панкрату? Найдите в тексте. Прочитайте (от слов «Ночью он слез с печи…» до слов «…загребая снег валенками») (с. 76-77)

1. Как скрипит снег? (Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу под рекой)

2. Каким был воздух? (Воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы видно и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда).

3. Как идет Филька? (Воздух колол Фильке грудь. Бежать он уже не мог, а тяжело шёл, загребая снег валенками)

4. Что вы чувствовали, когда читали, как шёл Филька? (идти очень трудно и страшно, холодно, но Филька идет, потому что это единственное спасение.).

2 группа: 1. Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату? (Он старый, мудрый, может дать Фильке правильный совет. Да у него и конь живёт, а Фильке надо попросить прощения у коня).

2. Почему бабушка не остановила внука, ведь выла метель, он мог заблудиться? (Она сказала: «…надеяться надо». Значит, и бабушка поверила внуку, она надеется, что он исправит свою вину, а самое главное поймёт: только добрые поступки могут искупить зло).

3. На что решился главный герой, чтобы исправить «злодейство»? (признаться в злодействе и попросить помощи)

4. Что посоветовал Панкрат? Чем он помог Фильке? Что надумал Филька, почему не сомневался в помощи ребят? (Изобрести спасение от стужи. Заставил мальчика думать и придумать, как освободить воду из-подо льда, заставить работать мельницу, спасти людей от голода. Понял, что ребята хорошие, помогут рубить лёд около мельницы, пока вода не пойдёт).

3 группа: 1. Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя?

(Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него)

2. Каким мы видим Фильку в конце произведения? О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит выражение? («- Да ну его! — сказал Филька. — Пробьем мы, ребята, и такой лед!» (раскаявшийся, решительный, целеустремлённый, отважный, доброжелательный).

3. Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу? (Выходит, жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя.)

Запишем характеристики главного героя в таблицу, в колонку «добра».

Помогает понять себя мальчику и природа. Вспомним, как она менялась на протяжении всей сказки? В начале — Зима стояла теплая. Когда Филька обидел коня — поднялась метель. Когда метель затихла пошёл колючий мороз по деревне.

4 группа: Найти в тексте сравнения и эпитеты в тексте от слов: «Ночью он слез с печи»до слов: «Бежать он уже не мог, а тяжело шел, загребая снег валенками»).1. Эпитеты: воздух был синий, густой, страшный; в чистом небе; розовыми венцами; пустотажгучая и такая ясная; черные ивы.

2. Сравнения: луна, убранная, как невеста; снег пел под ногами, будто артель веселых пильщиков пилила под корень березовую рощу за рекой; ветки их поблескивали, как стеклянные.

3. Что произошло в природе после того, как люди разбили лед? Найдите в тексте. Прочитайте (к полудню задул «ровный и теплый ветер», «ветки ив оттаяли», «зашумела за рекой мокрая берёзовая роща», «С крыш падали и со звоном разбивались сосульки», «С каждым часом становилось все теплее»). Автор объединяет в произведении сказку и реальность, потому что показывает результат деяний рук человека и ответ природы на сплоченность людей.

4. Какое выразительное средство использовал автор для создания образа природы? (олицетворение)

Группа 5: В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»? (Обведите кружком номер правильного ответа, объясните, почему вы так считаете?)

1.Добрый человек это тот, кто не умеет делать зла.

2.Человек становится добрым  только среди добрых людей.

3.Злое дело обязательно нужно исправить — совершить добрый поступок.

4.Злой человек вредит прежде всего самому себе, потому что

Обратимся к 6 части сказки «Прощение и примирение».

Как Филька помирился с раненым конем? Зачитать цитатный вариант («Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню…Конь…осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слёзы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия») (слайд 12). Мальчик, угощая коня, почувствовал тепло его губ и по — доброму улыбнулся. Губы коня, оказывается, мягкие и тёплые.

Почему конь простил Фильку?(Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение от стужи. Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь.) 
Прав ли Панкрат, когда говорит: «Филька не злой человек»? Как изменился Филька?

Какие ещё характеристики Фильки мы можем записать во вторую колонку? (добрый, благодарный)

У Л.Н.Толстого есть выражение «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». Теплота согревает сердца, вот и холодное сердце Фильки оттаяло. Главное Филька понял, что только добро делает человека счастливым.

Дополнительные вопросы:

Ребята, а всех ли помощников Фильки мы назвали?

(Это сорока и летний ветер)

Как они помогли мальчику?

(Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло. Ветер принес в деревню оттепель, помог ребятам и старикам расколоть лед и освободить воду для мельницы, но возможно ей кажется, что она разбудила теплый ветер, упросила его помочь людям. Никто не знает, правду ли она говорила).

6. Включение нового знания в систему знаний.

В сказке много волшебного. Но часто писатели это «волшебное» находят в самой жизни. Возможно, эта история произошла на самом деле, ведь многие люди совершают зло, так как человек часто ошибается. Может, эта сказка и о нас с вами. А еще о чем сказка?

— Чтобы ответить на этот вопрос, подумаем, почему Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб».

Слово «теплый» употреблено в прямом или переносном значении? (в переносном значении). Дайте лексическое значение слова теплый в словосочетании теплый хлеб? (добрый, сделанный с любовью). — Как называется этот литературный прием? (Эпитет). — Когда же хлеб становится теплым? (когда согрет теплом души, когда мы видим общую радость, счастье).
— Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, еще и чудесным?

Почему сказка названа «Тёплый хлеб»? (Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, — это искупление вины мальчика. Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу «замёрзнуть» от жестокости и зла. Совершить зло легко, а осознать содеянное, раскаяться и исправиться трудно. Цель писателя помочь в этом.) Послушайте слова А. Солженицына, великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1970) о раскаянии:«Раскаяние есть первая верная пядь под ногой, от которой только и можно двинуться вперед не к новой ненависти, а к согласию. Лишь с раскаяния может начаться и духовный рост» (слайд 13) 

Работа в группах (Приложение 5) (слайд 14):

1 группа: Как вы понимаете значение слова «хлеб»? Найдите в Толковом словаре. Прочитайте (Это житейская необходимость, потребность, главная пища)

Найдите в сказке описание хлеба:

2 группа: который Филька закинул в снег; («кусок хлеба, круто посыпанный солью»),

3 группа: который злой мужик дал старому солдату; («не хлеб, а одна зелёная плесень»),

4 группа: который Филька протянул коню («буханка свежего хлеба»)

5 группа: — Какую роль играет хлеб в сказке. Почему он везде разный? О чём это говорит? (хлеб это чувства и отношение главных героев к окружающим, их мировосприятие. В первом случае это эгоизм Фильки, недоброжелательность, бессердечие мальчика, во втором случае — «замёрзшее» холодное сердце, жестокость, равнодушие по отношению к раненому солдату, в третьем случае путь исправления, раскаяние, искупление вины). Хлеб на протяжении сказки показывает нам путь исправления, от совершения ошибки к раскаянию и искуплению вины. Автор указывает в конце произведения, каким должен быть хлеб, а именно, какими должны быть отношения между человеком и природой, то есть тёплыми и душевными, чистыми, добрыми)

Что общего между словами: тёплый ветер, тёплый хлеб? — Какова роль ветра в произведении? (употребляется в значении «добрый». Добрый тёплый ветер приносит общую радость и счастье в деревню, помог Фильке спасти Бережки от неминуемой гибели).

Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил. Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

Так чему же научился Филька в сказке Паустовского? (всем группам)

(Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.)

Чему же учит сказка Паустовского? Какие правила мы можем извлечь из этой сказки.

(Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям.

Надо делать добро, а если ошибешься, то не надо бояться исправить ошибку.

Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить добрый поступок.

Нельзя относиться безразлично к окружающему миру.) (всем группам)

А какова же мораль сказки? (Человек ответственен за свои поступки, злое сердце холодное сердце, от этого человек может даже умереть)

Стихотворение-подарок (звучит светлая мелодия)

Умейте управлять собой,

Во всем ищите добрые начала.

И споря с трудною судьбой,

Учитесь жизнь начать сначала.

Споткнувшись самому вставать,

В себе самом искать опору,

А если двигаетесь в гору

Себя в пути не потерять. Ю. Мерзляков.

  1. Рефлексия и оценивание.

1. Продолжите предложения в рабочих листах

Сегодня я познакомился (узнал)… Самым интересным для меня…

Мне непонятно…

Я ещё хотел бы узнать…

Оцените вашу работу на уроке в таблице. Максимальный балл — 5. Посчитайте сумму баллов и выставите оценку за урок.

Критерии оценивания

25- 19 баллов – «5»

20 – 15 баллов – «4»

14- 10 баллов – «3»

Ф.И.ученика

Работа на уроке (устный ответ)

Работа в

группах

Словарная

работа

Работа с текстом

Самостоятельная работа

Баллы

Оценка

               
               
               
               

(Приложение 6)

Домашнее задание:

1. Запишите в первый столбик характеристику мужика из притчи, во второй характеристику Фильки. Какие качества одинаковые? (в тетради)

2.Приём «Дерево предсказаний»

а) Как сложится судьба главных героев?

б) Что может Филька рассказать об этом через несколько лет?

3. Почему у Фильки не замерзло сердце? В тетради нарисовать сердце Фильки, каким вы его представляете в начале сказки, и каким в конце, после совершения доброго поступка. Обоснуйте свой выбор.

4. Записать в тетрадь пословицы и поговорки, найденные в сказке.

Приложение 2

ЗЛО

ДОБРО

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Приложение 3

1 группа:

Найдите в тексте олицетворения. Какова их роль в тексте? «…Тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни».

2 группа:

Найдите в тексте олицетворения. Какова их роль в тексте? «И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга… Ревела, обезумев, метель… Метель начала затихать к вечеру. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду и колючий мороз прошёл по деревне….река застыла до самого дна».

3 группа:

Найдите в тексте сравнения. Какова их роль в тексте? …Тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга… Ревела, обезумев, метель… Метель начала затихать к вечеру. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду и колючий мороз прошёл по деревне….река застыла до самого дна.

4 группа:

Найдите в тексте эпитеты. Какова их роль в тексте? …Тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга… Ревела, обезумев, метель… Метель начала затихать к вечеру. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду и колючий мороз прошёл по деревне….река застыла до самого дна.

5 группа:

Почему автор показал такой резкий переход от тёплой, солнечной погоды к холодной, морозной?

Какой приём использует автор?

Приложение 4

1 группа:

Какую картину видит Филька, когда идёт к Панкрату? Найдите в тексте. Прочитайте (от слов «Ночью он слез с печи…» до слов «…загребая снег валенками»).

1. Как скрипит снег?

2. Каким был воздух?

3. Как идет Филька?

4. Что вы чувствовали, когда читали, как шёл Филька?

2 группа:

1. Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату?

2. Почему бабушка не остановила внука, ведь выла метель, он мог заблудиться?

3. На что решился главный герой, чтобы исправить «злодейство»?

4. Что посоветовал Панкрат? Чем он помог Фильке? Что надумал Филька, почему не сомневался в помощи ребят?

3 группа:

1. Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя?

2. Каким мы видим Фильку в конце произведения? О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит выражение? («- Да ну его! — сказал Филька. — Пробьем мы, ребята, и такой лед!»

3. Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?

4 группа:

Найти в тексте сравнения и эпитеты в тексте от слов: «Ночью он слез с печи»до слов: «Бежать он уже не мог, а тяжело шел, загребая снег валенками».

1.Эпитеты:

2. Сравнения:

3. Что произошло в природе после того, как люди разбили лед? Найдите в тексте. Прочитайте.

4. Какое выразительное средство использовал автор для создания образа природы? (олицетворение)

Группа 5:

В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»? (Обведите кружком номер правильного ответа, объясните, почему вы так считаете?)

1.Добрый человек это тот, кто не умеет делать зла.

2.Человек становится добрым только среди добрых людей.

3.Злое дело обязательно нужно исправить — совершить добрый поступок.

4.Злой человек вредит прежде всего самому себе, потому что…

Приложение 5

1 группа:

Как вы понимаете значение слова «хлеб»? Найдите в Толковом словаре. Прочитайте.

Найдите в сказке описание хлеба,

2 группа: который Филька закинул в снег.

Найдите в сказке описание хлеба,

3 группа: который злой мужик дал старому солдату.

Найдите в сказке описание хлеба,

4 группа: который Филька протянул коню.

5 группа:

Какую роль играет хлеб в сказке. Почему он везде разный? О чём это говорит?

Приложение 6

Критерии оценивания

25- 19 баллов – «5»

20 – 15 баллов – «4»

14- 10 баллов «3»

Ф.И.

ученика

Работа на уроке (устный ответ)

Работа в

группах

Словарная

работа

Работа с текстом

Самостоятельная работа

Баллы

Оценка

               

Вас могут заинтересовать: