Эффективные приемы развития механизма и навыка чтения обучающихся начальных классов — Средняя школа № 8 г. Биробиджана

Эффективные приемы развития механизма и навыка чтения обучающихся начальных классов

Автор:  О. А. Саранчина, учитель начальных классов

 

Аннотация

Данная работа представляет собой описание опыта работы по
совершенствованию навыков чтения обучающихся начальных классов.
Актуальность заключается в том, что в последнее время у младших
школьников наблюдается низкая техника чтения, отсутствие навыков работы
с текстом, спад интереса к чтению в целом.
В работе затронут анализ данной проблемы и обобщен накопленный
педагогический опыт. Основной раздел посвящен системе специальных
упражнений и способов действий, активно влияющих на основные
параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность. Представлены
варианты дидактических игр, направленных на формирование правильного,
сознательного чтения и безошибочного письма. Может быть полезна для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов и родителей.

К современной методической науке и практике обучения детей чтению
общество предъявляет высокие требования. И это вполне оправданно.
Умение читать — важнейшее коммуникативное умение, на базе которого
совершенствуются другие, например, умения передавать свои и чужие
мысли, понимать чужую речь, интерпретировать ее, передавать вкратце и
делать выводы. Чтение считается важнейшей информационной технологией, без овладения которой невозможно успешно жить и работать в
современном, быстро меняющемся мире.

Исследователи чтения, социологи, родители и учителя бьют тревогу по
поводу катастрофически низкого интереса детей к чтению. Следствием этого
является низкая техника чтения школьников и отсутствие навыков работы с
текстом — неумение уловить причинно-следственные связи, определить
основную мысль текста, построить связное высказывание на материале
прочитанного. В то же время не так уж редки сегодня в первом классе дети,
умеющие хорошо читать. Таким образом, учитель должен быть сегодня готов к применению различных методов обучения чтению в одном классе. Очень остро стоит вопрос о преемственности формирования навыка чтения между начальной и средней школой. Учителей среднего звена, особенно учителей словесности, не устраивает техника чтения выпускников начальной школы. Учителя истории и природоведения жалуются, что пятиклассники, прочитав учебный текст, не могут пересказать его, не говоря уже о более высоких требованиях к освоению учебного материала: подтвердить или опровергнуть тезис (свой или учителя), творчески переработать информацию параграфа, передать ее своими словами по плану, самому составить план только что прочитанного текста. Одним словом, в сегодняшней практике обучения детей чтению наряду с достижениями есть много нерешенных проблем. Я не ставлю задачу дать ответы на все вопросы, а сосредоточу внимание лишь на некоторых эффективных приемах развития механизма и навыка чтения обучающихся начальных классов.

Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые
читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и
устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит
умственная работоспособность. При чтении «про себя» скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения, 120 слов в минуту.
При этом возникают вопросы:

— возможности выхода на этот уровень;
— обучения ребенка осознанному и правильному чтению;
— формирования навыков работы с разными видами текстов;
— определение уровня понимания прочитанного.

Как привести учащихся к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и
задания при однократном чтении, научить выделять главное в тексте? Как
сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Каждый
учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему
решить проблему совершенствования навыков чтения.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно
владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные
мотивы чтения.
Постановка и решение проблемы (учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя): выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях также способствует формированию и развитию универсальных учебных действий средствами литературного чтения. Все методические приёмы могут быть более результативными при обращении учителя к ИКТ как инструменту развития УУД.

Одним из вариантов повышения качества чтения в
начальных классах является целенаправленное управление обучением
чтению [1].

Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с
текстом можно формировать с помощью системы специальных упражнений
и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность [1].

2. УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ
ЧЕТКОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ


Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое
дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная
гимнастика.
1. Вдох носом — выдох через рот.
Вдох — задержка дыхания — выдох.
Вдох — выдох по порциям. —
2. «Гудок приближается и удаляется»: вдох — на выдохе произносим М-ММ-М-М; Н-Н-Н-Н-Н.
«Рычание собаки»: вдох — на выдохе Р-Р-Р-Р-Р.
«Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: С-С-С-С-С.
«Свеча»: ровный и медленный выдох, затем глубоко вдохнуть, остановиться
и медленно дуть на пламя воображаемой свечи.
«Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная
задержка дыхания, затем короткими толчками три раза выдохнуть: ФУ! ФУ!
ФУ! »
3. Летела муха около уха: Ж-Ж-Ж.
Летела оса около носа: С-С-С.
Летел комар и звенел: 3-3-3.
Сел на лоб, мы его хлоп —
И поймали: 3-3-3.
Пусть летит!

3. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ
РЕЧЕВОГО АППАРАТА: «ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА».

1. Читаем быстро, смотрим внимательно:
ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО
ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ
2. Читаем гласные с ударением на одном из них:
ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ и т.п.
Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с
ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:
ДА’-ДА-ДА, ДА-ДА’-ДА, ДА-ДА-ДА‘
3. Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):
Б К 3 С Т Р М Н В 3 Р Ш Л Н X
4. Читаем цепочку слогов:

5. Читаем слова с наращиванием:

4. УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ БОКОВОЕ ЗРЕНИЕ И
ОТРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРЯМОЙ ВЗГЛЯД

1. Для того чтобы дети смогли понять суть терминов «боковое зрение»
и «прямой угол», им предлагается, не отводя взгляда от одной строчки,
перечислить предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева,
сверху, снизу.

2. Раздаточный материал — таблица Шульте (размер 20×20 см.)

Алгоритм использования:


1) как можно быстрее назови все числа по порядку от 10 до 25, указывая
карандашом или пальчиком;

2) старайся запоминать расположение сразу двух-трех следующих друг за
другом чисел. Помни! Глаза смотрят в центр таблицы, в число 10, а видят ее всю целиком.

3. «Робот».

Встречая новое, трудно прочитываемое слово, ребенок не может
воспользоваться боковым зрением и читает слово по слогам, нередко при
этом искажая его. Слово печатается крупно на доске, на концах букв
рисуются шарики-контакты.

У роботов, как известно, своих мыслей нет, они выполняют только
заложенную в них программу: звучать в том месте, на которое направлена
указка.
Вначале указка, а с ней и прямой взгляд передвигаются по слову
медленно, затем скорость с каждым новым повтором слова возрастает, и
дети прочитывают слово целиком, без ошибок. Для того чтобы добиться
умения не только узнавать такие слова в дальнейшем и проговаривать их, но
и ориентироваться прямым взглядом в слове, упражнение усложняется.
Учитель с большей скоростью проводит указкой по различным частям слова (в направлении чтения), дети же должны успеть проговорить именно
показанный участок.

5. УПРАЖНЕНИЯ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЕ ВНИМАНИЕ К
СЛОВУ И ЕГО ЧАСТЯМ И ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ПРЕДПОСЫЛКОЙ
ПРАВИЛЬНОГО И СКОРОСТНОГО ЧТЕНИЯ.

У детей младшего школьного возраста слабо развит артикуляционный
аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах
эффективны такие упражнения:

1. Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными;

2. Читаем медленно, в умеренном темпе, убыстряя темп:

ЖЗИ ТНО КТРИ
ДРУ ЗБИ СТРУ

3. Восстанови окончания слов. Для этого нужно прочитать в быстром темпе
написанные на доске предложения с закрытыми окончаниями слов, по ходу
чтения восстанавливая их.

Например:
Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал_

4.Скороговорки.
Лена искала булавку. Булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день.

а) Прочитай скороговорки орфографически.
б) Прочитай скороговорки орфоэпически.
в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием

6. УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ОПЕРАТИВНУЮ
ПАМЯТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ

1. Найди лишнюю букву: О, И, Б, Я, У.
Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям.

Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра — другую и т.д.

2. Найди лишнее слово. Прочитай. Обоснуй свой выбор.

СЛОН МЕДВЕДЬ ТИГР
ЛЕВ БАБОЧКА КОШКА

3. «Фотоглаз».
За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на
вопрос «Есть ли среди этих слов…?»

Например:


ОРЕХ РУЧЕЙ ПЕРЬЯ РАЗОГНАЛСЯ ТРОПИЧЕСКИЕ ОШЕЛОМЛЁННЫЙ

4. «Да или нет?»

Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то
когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.
Выпал снег, Алеша вышел загорать. Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.

Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.


5. Дополни предложение:

Кот мяукал…

Эти упражнения формируют орфографическую зоркость, расширяют
словарный запас.


7. УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ГИБКОСТЬ И
СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ ПРО СЕБЯ И ВСЛУХ [7].

  1. «Игра в прятки».

Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети
должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.

2. Чтение со счетом слов. Памятка:

1) плотно сожми губы и зубы;
2) читай только глазами;
3) читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;
4) ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).

3. Чтение под звуковой ориентир.

На диктофон начитывается текст с определенной скоростью.
Дети должны следить за голосом по книге, успевать озвучивать текст
синхронно с диктором. Проверка осуществляется индивидуально:
касание плеча ребенка рукой означает — читай вслух. Желательно проводить такую работу систематически. При этом скорость звучания «звукового ориентира» постепенно возрастает. Также, можно использовать игровое упражнение «Догони».

Дети читают отрывок текста хором вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и «тянутся» за ним, пытаясь «догнать».

8. УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СИНТЕЗУ
ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ

1. Помоги гласным и согласным подружиться. Соедини их так, чтобы
получились слова:

  1. Из каждого слова вынь по одной букве. Сделай это так, чтобы из
    оставшихся получилось новое слово:

полк краска склон экран беда тепло
(кол) (каска) (слон) (кран) (еда) (поле)

  1. В начало слова или его конец добавь букву, чтобы получилось новое слово. Какие звуки обозначаются этими буквами?

РОЗА Г ПАР К
ВОЛ К УТКА Ш
ОСЫ К СТОЛ Б

4. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы образовались
новые слова:

5. «Вкусные слова».

Представь, что у тебя день рождения. Тебе необходимо накрыть стол. Но, выбирая лакомства, помни, что названия их должны состоять из двух и трех слогов:

9. УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЛОГИЧЕСКОЕ
МЫШЛЕНИЕ

Эти упражнения способствуют развитию скорости мышления в
процессе чтения, его осознанности.

1. Выполни математическое действие и прочитай слово:

2. Переставь буквы:

В лесу на сосне дисит теляд. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу стучит, уорк билотд, букашек ищет.

(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет.)

3. «Поиск».

Сможешь ли ты найти связь между двумя, на первый взгляд, не
связанными друг с другом событиями? Объясни, как все происходило.

Собака погналась за курицей.

Школьники не смогли поехать на экскурсию.


4. Учимся выражать мысли другими словами. Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка оперировать словами.

Нынешняя зима будет очень холодной.

Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни
одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых
предложениях.

5. Составление предложений с тремя словами, не связанными между
собой по смыслу:

Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит
рыбку.

Упражнение развивает способность устанавливать связи между
предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные
образы из разрозненных предметов.

10. РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА

10.1. Упражнения для речевой зарядки.

Одним из эффективных приемов работы над техникой чтения у учащихся начальных классов является речевая зарядка.
Речевая зарядка помогает решить следующие задачи: установить прочные связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференцировать сходные единицы чтения, накопить в памяти слоги
и слова, а кроме того, внушить детям уверенность в себе. Дальнейшая работа
с текстом уже не пугает их, а, напротив, вызывает интерес.
Во время речевой зарядки можно использовать следующие виды
упражнений.

1. Дифференциация сходных слогов и слов.

2. Чтение слогов по подобию.

При выполнении этого задания учитель должен обращать внимание
учащегося на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с
одной и той же гласной, т.е. положение губ при произнесении отдельного
гласного и слога с этим гласным одинаково.

3. Чтение слов по подобию.

В процессе неоднократного воспроизведения подобных подборок в
памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов,
узнаваемые ими сразу, с первого взгляда.


4. Чтение слов с наращиванием согласных.

низ — вниз плыл — всплыл
чай — чайник бил — вбил
плеск — всплеск двор — дворник
лез — влез копал — вскопал рыба – рыбак


5. Чтение слогов и слов с подготовкой.


а — ан — бан — бант
е — се — сер — серп
о — то — сто — стол — столб
с — то — сто — ит — стоит
з — ва — зва -ли — звали
г-на-гна-ли-гнали


6. Чтение слов, полученных путем перестановки букв или
отличающихся одной-двумя буквами.

пила — липа карп — парк
коза — коса палка — лапка
гора — рога ужи — лужи
кукла — кулак рыбак — рыбка
верь — зверь волос — слово
ручка — круча мышка — мошка

7. Чтение однокоренных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем.
сад-садик ход-выход
яма — ямка копал — копнул
решила — решала купал — купался

8. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но
имеющих разные корни.

накормил унёс
напилил увёз
намазал увёл


Подобные задания закрепляют навык чтения слов с трудными
слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость
артикуляции. Их хоровое проговаривание организует школьников и создает в
классе хороший эмоциональный настрой.


Речевая зарядка дает больший эффект, если проводить ее перед
чтением текста.

При переходе к чтению целыми словами целесообразно включать в
речевую зарядку тексты. Их подбор осуществляется с учетом нескольких
требований:
— доступность содержания;
— простота слов и предложений, входящих в текст;
— относительная занимательность сюжета;
— различия в объеме текстов и сложности фабулы для обеспечения
дифференцированного подхода к школьникам.

Работа над текстом проходит следующим образом:


1. Тексты на карточках (разные по содержанию и объему) раздаются
учащимся. Объем текстов соответствует технике чтения каждого ученика.
При этом учитель следит за тем, чтобы количество слов в рассказах
постепенно увеличивалось по мере продвижения ребенка в технике чтения.
2. Школьникам предлагается задание: в течение одной минуты
прочитать текст, напечатанный на карточке, про себя, подготавливаясь к
быстрому и плавному чтению вслух.


3. После окончания молчаливого чтения (чтение шепотом не
исключается) вызываются 1-2 ученика для чтения вслух своего текста в
пределах того же времени.

4. Учитель задает классу вопрос по прочитанному, чтобы убедиться,
как школьники поняли текст, а также для того, чтобы привлечь внимание
каждого ученика к содержанию нового для них рассказа. По мере
приобретения соответствующего навыка обязанность задавать вопрос
переходит к самим читающим. В результате каждый ученик в процессе
молчаливого чтения выполняет два задания: читает текст про себя и
формулирует вопрос, который он задаст классу, если его вызовут для чтения.

5. Класс оценивает технику чтения своего товарища с учетом
соблюдения времени, правильности, выразительности чтения и сложности
подготовленного вопроса. Оценка может демонстрироваться с помощью
цветовых сигналов.

10.2 Тексты для речевой зарядки.

Полкан.
Леша и Полкан были у реки. Леша принес палку. Он кинул ее в реку.
Полкан прыгнул в реку и поплыл. Собаки умеют хорошо плавать. Полкан
достал палку из воды.

Коля.
Был сильный дождь. Малыши шли из школы. У дома большая лужа.
Мальчик Коля видел, что малышам трудно пройти. Коля положил доску
через лужу. Малыши прошли. Мама хвалила Колю за помощь.

Снежная баба.

Была зима. Дети были на пруду. Они делали из снега снежную бабу. У
бабы на голове было ведро. Глаза у бабы были из угля. В руке у снежной
бабы была метла.

Чиж.
Юра поймал чижа. Он посадил его в клетку. Но чиж в клетке не пел.
Юра открыл клетку и выпустил птицу. Чиж улетел в лес. Он сел на ветку и
запел свою песню.

Ежик спит.

Дед Антон привел детей в сад. Он показал им холмик земли под
кустом. Это ежик вырыл ямку. Он натаскал в нее травы и залез туда. Теперь
ежик спит. Он проснется только весной.

Умная галка.

Захотела галка пить. Заметила она на столе кувшин с водой. В кувшине
мало воды. Галка не могла достать ее. Тогда галка стала кидать в кувшин
камешки. Вода в кувшине поднялась. Галка смогла напиться.

Береза плачет.

Илья и Аня гуляли в лесу. Сели они на пенек отдыхать. Вдруг Илье на
лоб упала капелька. Мальчик поднял глаза. Это плакала береза. Из ранки на
стволе капал сок. Злые люди ранили дерево. Дети замазали ранку сырой
землей.

Любовь матери.

Выпал из гнезда воробышек. Вокруг него летала и тревожно пищала
воробьиха. Прилетел ястреб, подкрался к воробышку. И птицы на деревьях
замерли от страха. А воробьиха подлетела к разбойнику и клюнула его в глаз.
Потом вцепилась в голову. Испугался ястреб и улетел.

Заяц на лыжах.

Белка по снегу не ходит. Она по веткам прыгает.
Заяц-беляк всю зиму по снегу бегает. Утонул бы зайчишка в глубоком
снегу по самые уши. Но к зиме между пальцами заячьих лап вырастает густая пушистая шерсть. Лапы становятся шире: беляк словно лыжи надел!

Чужая пятерка.

Счастливый Сережка вприпрыжку сбегает по лестнице. У мальчугана
праздник, В его тетрадке по русскому языку стоит пятерка за диктовку.
Теперь его не будут бранить за то, что получает только тройки. Дома Сережка сообщил папе про пятерку. Папа радостно улыбнулся и спросил, как Сережка смог написать 0 без ошибок. Мальчик рассказал, что он сидит с Ниной, она пишет без ошибок. Папа грустно посмотрел на Сережку и сказал, что он принес домой чужую пятерку.

Горькая вода.

Толя с Витей возвращались после прогулки домой и встретили
старушку с ведром воды. Пройдет старушка пару шагов -стоит, отдыхает.
Витя побежал помочь старушке. Толя пытался остановить товарища:
всем не поможешь. Но Витя не послушал его и помог бабушке отнести ведро.
В субботу Толя один шел по лесу. Мальчику захотелось пить. Решил он
зайти в первую избу и попросил воды. Только открыл дверь — увидел ту
самую старушку.

— Пей, сыночек, пей! — ласково сказала старушка и дала ему воды.
Толя покраснел, скорее попил, поблагодарил и выскочил на улицу.
Вода ему показалась горькой.

Речевая зарядка проводится в начале урока, и на ее проведение
отводится до пяти минут.


11. РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ

Обогащению содержания урока дополнительным материалом для
чтения, расширению круга игровых заданий, формированию у детей умения
читать слоги и слова служит использование слоговых таблиц.

Работа с таблицей согласных.

Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных
одного ряда:

Чтение согласных с какой-нибудь гласной. Например, первый ряд
читает с гласным [а], второй ряд — с гласным [о], третий ряд — с гласным [у]. После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных
с ударением на одном из них: а о у ы и э.

Принцип создания другой таблицы довольно прост: в верхней строке
таблицы размещены гласные, в первом столбике — согласные, а на
пересечении горизонтали и вертикали — прямые открытые слоги.

Работу с таблицами можно проводить в игровой форме, например в
игре «Слоги забыли свое место» [9, 92].


Оборудование: слоговая таблица, слоговые карточки.
Описание игры. Учитель открывает фрагмент слоговой таблицы, в
котором закрыты некоторые слоги. Детям сообщается игровая ситуация:
слоги забыли дорогу домой. Помогите им найти свое место. Вызванный
ученик находит нужную слоговую карточку или составляет слог из отдельных букв, затем проверяет себя, открывая слог на таблице.

С кочки на кочку


Описание игры. Учитель, передвигая указку по таблице, показывает
разные слоги. Ученики хором читают указанные слоги.

Составь предложение

Описание игры. Учитель набирает по таблице слово. Дети читают его и придумывают с ним предложение.

Найди то, что я покажу


Оборудование: слоговые карточки.

Описание игры. Учитель показывает классу слоговую карточку.
Вызванный ученик читает слог на карточке, находит его на слоговой таблице
и показывает указкой. Весь класс читает указанный слог.


Я начну, а ты продолжи


Оборудование: карточка со стрелкой.

Описание игры. Учитель называет слог и стрелкой указывает
направление: вверх, вниз, влево или вправо. Вызванный ученик находит на
таблице названный слог и читает, начиная с него, слоги по таблице в
указанном направлении. Таблицы использую на каждом уроке, особенно на начальных ступенях обучения грамоте, поскольку они являются не только средством достижения автоматизма в чтении прямых открытых слогов-слияний.

С их помощью вырабатывается целый ряд других языковых и читательских
навыков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Совершенствованию навыков чтения способствует и домашняя
тренировочная работа. Здесь важная роль отводиться и родителям. На
консультациях и родительских собраниях подробно рассказываю как
организовать работу по формированию навыка чтения с детьми дома, чтобы
помощь была эффективнее, показываю родителям отдельные виды
упражнений.
Особое место отводиться стимулированию учащихся при обучении
чтению. Каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, должен быть
отмечен учителем. Важно показать ребенку результаты его труда, вовремя
похвалить, оценить его работу высокой отметкой. При такой организации
процесса дети работают заинтересованно и увлеченно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ — М.: Просвещение, 2011.
2. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном
процессе (психолого-дидактический подход) [Текст] / И.В. Абакумова. — Ростов- н Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2003.
3. Арановская, Д.Н. Формирование у учащихся младших классов понимания главной мысли рассказа [Текст] / Д.Н. Арановская // Начальная школа, 2005.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. — М.: Просвещение, 2008.
5. Вольнова, Н.А. Общеучебные умения и навыки [Текст] / Н.А. Вольнова. // Практика административной работы в школе. – 2011. — №5. – С.12-13.
6. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию устной речи учащихся [Текст] / Т.А. Ладыженская. – М.: «Педагогика», 1974.
7. Матвеева, Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, риторика [Текст] / Т.В.Матвеева. – М.: Флинта: Наука, 2003.

8. Горецкий В.Г. О некоторых причинах низкого качества уроков чтения и
пути их преодоления // Начальная школа. — 1997. -№12.
9. Вербицкая М.В. Тексты по чтению. -М.: Дрофа, 2001.
10. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетради по чтению для 1-4 классов. — М.: Баласс, 2001.

4. Джежелей О. Помогайка. — М., 1995.

5. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. — Тула: Изд-во «Родничок», 2004.

6. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. — Ярославль: «Академия
развития», 1998.

7. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. — М: АРКТИ, 2001.

8. Речь. Речь. Речь /Под ред. Т.А. Ладыженской. — М.: Просвещение, 1990.
9. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для
учителей начальных классов. – М.: ВАКО, 2007. -128с.- (Мастерская учителя).

Приложение

Конспект урока чтения, 1 класс УМК «Планета знаний».

Тема: Ударение. Ударный слог. («Букварь», с. 18)

Педагогическая цель: обеспечить условия для ознакомления обучающихся с ударным и безударным слогом.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: различать гласные ударные – безударные.

Личностные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ ее решения, осуществляя пробы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: общеучебные – объясняют смыслоразличительную роль ударения при сравнении слов (замок – замок); логические – выделяют ударные слоги при произнесении различных слов, определяют на схеме место ударения в слове.

Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Минутка создания настроения и разминки пальчиков.

Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим:

Желаю (большой);

успеха (указательный);

большого (средний);

во всем (безымянный);

и везде (мизинец);

Здравствуй! (Вся ладонь.)

II. Повторение изученного материала.

Работа со звуковыми карточками. Составление схем слов:

Что обозначают эти слова? (Название цветка и название конфет.)

Чем различаются схемы слов? (Ничем.) Что помогает нам различать эти слова? (Изображения предметов.)

III. Постановка учебной задачи.

Просмотр фрагмента мультфильма «Азбука-малышка. Уроки тетушки Совы»; путешествие по «маршрутному листу» (с. 6–7).

Давайте произнесем название цветка и название конфет, нарисованных на рисунке. Что необычного вы заметили? (Ученики высказывают свои версии.)

В этих словах, одинаковых по схеме и написанию, ударение стоит на разных слогах. Нам сегодня предстоит познакомиться с ударением и ударным слогом.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.

1. Сравнение названий предметов и схем.

Произнесите слова с выделением голосом разных слогов.

Какие звуки были ударными: гласные или согласные? (Гласные.)

2. Знакомство со знаком ударения.

От ударения в слове зависит его смысл. Чтобы правильно определить ударный слог, слово нужно произнести целиком, а не по слогам. Попробуйте спросить: «Это лиса?» Ударный слог тянется дольше и произносится более четко. Мы как будто ударяем по этому слогу невидимым молоточком.

3. Тренировка в постановке ударения в словах.

Назовите нарисованных животных с выделением голосом ударного слога и ударного гласного звука:

(Звуки [а], [э], [и], [а], [о], [э]).

4. Работа со звуковыми схемами слов. (Дети выполняют задания.)

Назовите сначала трехсложные, а затем двусложные слова.

Назовите слова с первым ударным слогом, затем – со вторым, потом – с третьим.

Назовите слова с мягкими согласными звуками.

Назовите эти звуки в ударных слогах.

Произнесите двусложные слова с последовательным ударением на всех гласных звуках. Что получилось?

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

Я на скрипочке играю,

Тили-ли, тили-ли.

Скачут зайки на лужайке,

Тили-ли, тили-ли.

А теперь на барабане,

Трам-пам-пам,

Трам-пам-пам.

В страхе зайки разбежались

По кустам, по кустам.

Дети изображают игру на скрипке, на барабане, прыгают.

V. Работа с вариативной частью букваря.

Чтение загадки-шарады.

Сравните схемы слов-отгадок.

Найдите в тексте объяснение значения слова-отгадки.

VI. Дифференцированное задание.

Смыслоразличительная роль ударения в русском языке.

Физкультминутка «Берегите зрение» от кота Леопольда».

VII. Работа в тетради (с. 11).

1. Задание 1.

Одинаковые ли ударные гласные звуки в словах вишни и  сливы? (Одинаковые, [и].)

2. Задание 2.

Схемы слов различаются ударением. Это обстоятельство поможет вам при подборе слов.

Выделите в схемах слов гласные звуки.

3. Задание 3.

Выполните задание самостоятельно. Проверьте правильность его выполнения по образцу на доске.

Назовите в словах ударные гласные звуки ([о], [у], [а]).

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке?

Что произвело на вас особое впечатление?

Считаете ли вы сведения, полученные на уроке ценными для вас? (Ответы детей.)

Конспект урока чтения, 1 класс УМК «Планета знаний».

Тема: Звук [у]. Буквы У, у («Букварь», с. 25)

Педагогическая цель: обеспечить условия для ознакомления обучающихся с гласным звуком [у] и буквами У и у, обозначающими этот звук на письме.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: различать звук [у] и буквы У и у, обозначающие этот звук на письме; читать предложения со словами, содержащими А и У.

Личностные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ ее решения, осуществляя пробы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства (рисунки, схемы) для решения учебных задач; постановка и решение проблем – экспериментируют в звукоподражании; логические анализируют смысл пословиц, приводят примеры, иллюстрирующие пословицы.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; распределяют роли и очередность действий при работе в паре.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

В путешествие пойдем,

В страну сказок попадем.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку нашу отгадай.

Глазки дружно закрывайте,

Сказку в душу пропускайте.

II. Постановка учебной задачи.

Слайд 1.

Сегодня мы отправимся в путешествие. А на чем? Угадайте.

Я стучу, стучу, стучу,

Сто вагонов я тащу. (Паровоз.)

Мы рассаживаемся по вагонам, но смотрите, мы едем не одни. Кто же к нам присоединился? (Ученики, удав, улитка, утенок.)

Наш поезд трогается с места медленно, затем идет быстрее.

Чу-чу-чу! (Произносят с ускорением, руками имитируют вращение колес.)

Загудел паровоз [у-у-у]!

И вагончики повез.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

Я далеко укачу.

Чух-чух, чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит:

Тороплюсь! – гудит, – Тороплюсь,

Тороплюсь, тороплю-у-у-у-сь!

(Выделеные слова дети произносят хором.)

Какой звук услышали в песенке паровозика и в начале слов, называющих наших пассажиров? (Звук [у].)

Какой это звук? Докажите. (Гласный, поется, при произнесении звука выдыхаемый воздушный поток не встречает на своем пути никаких препятствий.)

Кто догадался, какая буква сегодня именинница? (Буква У.)

Слайд 2.

Подарим букве бантики. Задуем свечку на торте (дыхательное упражнение).

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа со звуком и буквой.

Что подарим букве-имениннице? Назовите слова со звуком [у]. (Кукла, утюг, сумка, утка и т. д.)

Слайд 3.

Какой подарок больше всех вам понравился?

Слайд 4.

Построим звуковую схему слова букет. Разделите на слоги, поставьте ударение. Поставим в схему букву У.

Слайд 5.

На что похожа буква У?

Слайд 6.

Посмотрите небольшой мультфильм про букву-именинницу.

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

Дети выполняют движения по тексту.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Раз – присели, два – привстали,

Три – нагнулись и достали

Левой ручкою носок,

Правой ручкой – потолок.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Повертелись, покрутились

И за парту все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

IV. Работа с инвариантной частью букваря.

1. Беседа.

Герои какой сказки будут помогать нам знакомиться с новой буквой? Кто автор этой сказки? («Гадкий утенок». Ганс Христиан Андерсен.)

Сегодня мы оказались в сказке «Гадкий утенок»: на птичьем дворе, куда утка привела на смотрины своих утят. (Учитель зачитывает отрывок из этой сказки.)

Стояла чудесная погода, зеленый лопух был залит солнцем. Утка со всей своей семьей отправилась на птичий двор. Другие утки оглядели их и громко заговорили:

Ну вот, еще целая орава! Точно без них нас мало было! А один-то, какой гадкий! Этого уж мы никак не потерпим!

И сейчас же одна утка подлетела и клюнула его в шею.

Оставьте его! – сказала утка-мать. – Ведь он вам ничего не сделал!..

Почему эти птицы стали гостями этой страницы букваря? (Слова утка, утенок начинаются с гласного звука [у].)

Какими буквами обозначается этот звук? (Буквами У, у.)

Сложите букву У из палочек.

2. Работа с рисунками.

Назовите предметы одним словом. (Птицы.)

Какой предмет лишний? (Петух, так как утка и гуси – водоплавающие птицы, и еще они бывают не только домашними, но и дикими. Гуси – так как этих птиц две, а остальных – по одной.)

Какое слово лишнее? (Для того, чтобы это определить, необходимо проанализировать звуковые и буквенные схемы слов. Петух – в этом слове пять звуков, а в других словах – по четыре. Утка в слове нет мягких согласных звуков, а в двух других словах есть; в слове есть две изученные буквы, а в других словах только по одной.)

Физкультминутка «Берегите зрение» от кота Леопольда».

V. Работа с вариативной частью букваря.

1. Работа с предложениями.

Обращаем внимание на знаки препинания. Читаем предложения:

У курицы – цыплята. У кошки – котята. А у собаки? (У собаки – щенки.)

Связаны ли по смыслу предложения на предыдущей странице? (Нет.)

А на этой? (Предложения связаны по смыслу и объединены одной темой о животных и их детях. Можно сказать, что здесь нами был прочитан текст из трех предложений. Его даже можно озаглавить: «Мамы и дети», «У кого какие дети?».)

Какую роль играет буква У в этих предложениях? (Она является словом.)

На последних уроках мы говорили о звуках, которые произносит человек. А могут ли животные издавать звуки? Как они «разговаривают»? (Цыплята пищат. Курицы квохчут, кудахчут. Кошки мурлычут, мяукают. Собаки рычат, лают. Филины ухают. Волки воют, рычат.)

Сколько предложений записано около рисунка, на котором изображен филин? Какие они? (Читать эти предложения нужно отрывисто, быстро и низким глухим голосом.)

Как нужно читать второе предложение? (Звук [у] долгий, протяжный, непрерывный.)

2. Работа в парах.

Один ученик озвучивает животное, а другие отгадывают, кто это может быть.

3. Работа с пословицей.

Учитель читает пословицу: «Ученику – удача, учителю – радость».

Как называется это краткое народное изречение? (Пословица.)

С какой буквы оно начинается? (С буквы У.)

Сколько таких букв в пословице? (4.)

Учитель читает пословицу, а дети объясняют ее смысл.

Что означает слово «удача»? (Успех, нужный или желательный исход дела.)

VI. Работа в тетради.

Выполнение заданий в тетради.

VII. Итог урока. Рефлексия.

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились на уроке? (Звук [у]. Буква У.)

Что вы узнали о звуке [у]? (Гласный, поется.)

Что вам особенно понравилось и запомнилось на уроке?

С каким настроением вы уходите с урока?

Конспект урока чтения, 1 класс УМК «Планета знаний».

Тема: Звуки [н], [н’]. Буквы Н, н («Букварь», c. 29)

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления обучающихся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [н], [н’] и буквами Н и н, обозначающими эти звуки на письме.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: различать звуки [н], [н’] и буквы Н, н; подбирать к звуковым моделям соответствующие слова.

Личностные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ ее решения, осуществляя пробы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: общеучебные – наблюдают за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове, за многозначностью слов с опорой на иллюстрации; логические – определяют наличие в звучащем слове твердого [н] и мягкого [н’].

Коммуникативные: слушают и понимают речь других.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску поглядели,

И открыли поскорей

Очень много букварей.

II. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы будем отличать звуки [н], [н’] и букву Н, которая их обозначает, от других звуков и букв. Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

III. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа с инвариантной частью букваря.

Работа с алфавитной лентой.

Найдите на алфавитной ленте букву Н.

На что похожа эта буква? (Высказывают предположения.)

На букве Н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю

Песенки.

Составим букву Н из палочек.

IV. Работа с вариативной частью букваря.

1. Работа с рисунками.

Найдите на рисунках, какие слова начинаются с буквы Н. (Ножницы, Незнайка, нитки.)

Кто является автором книги про Незнайку и его друзей? (Николай Носов.)

Почему на алфавитной ленте напечатаны две буквы Н: большая и маленькая? (Большая буква пишется в начале предложения, в названиях городов, в именах и кличках.)

2. Чтение слогов, слов и предложений с буквой Н.

Хоровое чтение слогов-слияний.

3. Работа с иллюстрациями и звуковыми схемами слов.

Произнесите по слогам названия нарисованных животных. Понаблюдайте, в каждом ли слоге есть гласный звук? А согласный звук? Сделайте вывод. (Акула, баран, окуни. В каждом слоге есть гласный звук, а согласный звук присутствует не в каждом слоге.)

Где букву Н читаем как твердый звук, а где – как мягкий?

Посмотрим на букву гласного звука справа от буквы Н, если справа стоят буквы А, У, то Н читаем твердо. Если справа стоит И, то Н читаем мягко.

Что нарисовано на рисунке слева? (Носы, носики.)

Прочитайте звуковую схему слова. (Носы.)

Что нарисовано на рисунке справа? (Ноги, ножки.)

Прочитайте звуковую схему слова. (Ноги.)

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

4. Работа в парах.

Один ученик называет предметы, у которых есть носы и носики, второй называет предметы, у которых есть ноги и ножки.

5. Работа с пословицей.

Учитель читает пословицу: «Не учась и лаптя не сплетешь».

С какой буквы начинается пословица? (С буквы Н.)

Сколько таких букв в пословице? (2.)

Дети с учителем объясняют смысл пословицы.

Физкультминутка «Берегите зрение» от кота Леопольда».

V. Работа в тетради.

Выполнение заданий в тетради.

VI. Итог урока. Рефлексия.

С какой буквой вы сегодня подружились? (С буквой Н.)

Какие звуки можно обозначать буквой Н? (Звуки [н], [н’].)

Когда в слове мы будем писать большую букву Н?

Кто на уроке работал хорошо?

Кто испытывал какие-либо затруднения? (Ответы детей.)

Урок: Литературное чтение (обучение грамоте)

Тема: «Большая буква в именах людей и кличках животных».

Цели: информировать учащихся об использовании большой буквы в написании имён людей и кличек животных.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: писать большую букву в именах людей и кличках животных, определять количество предложений в тексте.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: корректируют свою деятельность (вносят изменения в процесс познания с учетом возникших трудностей и ошибок).

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в тексте, рисунках; выделяют среди слов имена людей, определяют количество предложений в тексте; логические – сопоставляют похожие по написанию, но разные по значению слова.

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Коммуникативные: умеют работать коллективно, слушать и понимать речь друг друга.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

У нас на парте все в порядке:

Учебные книги и тетрадки.

Готовы мы начать урок,

Звени скорей для нас, звонок!

Вступление (дети хором желают друг другу успехов в работе), учитель желает детям удачи.

— Чему мы учимся на уроках грамоты? (читать)

— Чему мы будем учиться? (читать слова с изученными буквами)

-Какие качества нам понадобятся для работы? (учащиеся вспоминают «Золотое правило урока!», когда один говорит – другие слушают).

  1. Постановка учебной задачи. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Применение дыхательной гимнастики.

(Задувание свечи. Понюхай розу.)

2. Артикуляционная гимнастика.(работа над чистоговоркой)

Ма-ма-ма — все я сделаю сама.

 Мо-мо-мо — тебе письмо.

Мы-мы-мы — ждем зимы.

Ом-ом-ом — строим дом.

Ом-ом-ом — у дома гном.

Ми-ми-ми — меня за руку возьми.

 Ми-ми-ми — не шуми.

4. Постановка проблемы.

Открытие нового знания (отгадывание загадки учителя с полным звуковым анализом)

— Ребята, к нам на урок пришла девочка

Эту девочку мы знаем,
От всех кукол отличаем,
С голубыми волосами
И красивыми глазами,
Она вежлива была,
Как зовут её друзья
…. (Мальвина.)

— Произнесите слово по слогам. (ма-льви-на). Ребята, дайте характеристику первому звуку. (Звук [м], согласный, твёрдый.) с полным звуковым анализом.

— Мальвина пришла не одна, с нею — её верный пудель Артемон (Слайд 5).

— А с какого звука начинается слово Артемон, дайте характеристику звуку. (Со звука [а], он гласный, безударный.) с полным звуковым анализом.

— Мальвина принесла конверт с каким-то правилом. Давайте посмотрим, что же за правило, Мальвина приготовила для нас?

(Учитель распечатывает конверт. Читает правило ученик: Имена Большая буква Клички На экран выводится схема из учебника

Ребята что это за правило такое? Что-то я ничего не могу понять, кто может объяснить, что хотела сказать нам Мальвина? (Ответы детей)

— Разобраться с правилом нам поможет наш букварь!

  1. Работа с инвариантной частью букваря.

  1. Работа с алфавитной лентой. (С. 30 учебника.)

— Ребята откройте страницу 30 букваря. – Рассмотрите алфавитную ленту, какая буква стоит в центре? (М и н стоят рядом.)

— Почему у ленты две стрелки? (Буквы есть и до, и после буквы м.)

Физкультминутка «Берегите зрение» от кота Леопольда».

III. 2. Выборочное чтение двусложных слов. (С. 30.)

— Прочитайте. Найдите двусложные слова и сравните их написание.

— Что общего заметили? (В словах по 4 буквы, по 2 слога.)

— Чем различаются слова? (Два слова написаны с большой буквы. Это имена людей.)

Кто может ответить с каким правилом, Мальвина хотела нас познакомить в начале урока? ( Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы.).

III. 3. Работа со схемой.

Рассмотрите схему.

Где пишется большая буква? (В начале предложения, в именах и кличках животных.)

Ребята сравните обе схемы и скажите, почему в одном случае М написана с большой буквы, а в другом с маленькой?

( В первом слове с «М» начинается имя, а во втором случае буква м стоит в середине слова.)

— Ребята давайте составим звуковые схемы слов к картинкам на доске. (Составляют схемы слов.)

Учащимися составляются схемы слов на доске и в рабочей тетради : (Ан-на, На-ум, ма-ши-на, на-сос), выделяют слоги, расставляют ударение, выделяют гласные и согласные твердые и мягкие, отмечают большую букву в именах людей и кличках животных.) Записывают схематично предложения с именами людей и кличками животных под диктовку: У Анны синий шарик. У Наума собака Шарик.

III. 4. Работа в парах.

— Клички, каких животных вы знаете?

— 1 варианты называют клички собак, а 2-е варианты , пусть назовут клички кошек.

Клички собак: Барбос, Бим, Бобик, Каштанка, Шарик, Полкан, Тузик, Дружок и др.

Клички кошек и котов: Пушок, Рыжик, Васька, Барсик, Мурка и др. — Почему надо беречь животных, заботиться о них? (Ответы детей.)

Физкультминутка мультимедийная.

IV. Чтение стихотворения М. Яснова.

Подготовленные учащиеся читают стихотворение, дети называют клички.

Мой котёнок.

Мой котёнок – черноушка.

Как назвать его?

Чернушка! (Малко Катя)

Мой котёнок – рыжеспинка.

Как назвать его?

Рыжинка! (Колобов Максим)

Хвост – как белая кудряшка.

Мой котёнок,

Ты – Беляшка! (Саша Павлюкова)

Мой котёнок отзывается,

Мой котёнок так старается:

Имя учит – и мяучит! (Леша Стельмах)

— Что интересного вы заметили в последней строчке стихотворения? (Одинаково звучат пары слов)

V. Чтение текста. (С. 30.)

На тарелке лежали фрукты.

Мама дала Науму яблоко.

— На, Анна, грушу!

Дети любят маму! — Сколько в этом тексте предложений?

— Найдите в тексте одинаковые по написанию слова. Чем они различаются? ( На – бери, возьми). На – слово, показывающее, что предмет расположен на чём-то.

— О ком говорится в тексте? — Как пишутся имена? — Когда ещё пишется большая буква?

VI. Итог урока.

Учитель предлагает детям продолжить предложения: Сегодня на уроке мне было интересно…

Меня удивило…, мне понравилось…, было трудно…, у меня получилось…., теперь я умею….

Вас могут заинтересовать: